kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству на тему: « Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». (В.М. Васнецов) Цель урока: выяснить значение слов « патриотизм», «патриот», «подвиг», познакомиться с творчеством выдающихся художников, которые прославляли в своих полотнах подвиги народа и его героев. В связи с этим определены задачи: А) образовательные: Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • узнать исторические факты; • поработать со словарём; с текстами художественной и публицистической направленности, с различными источниками информации, интернетом; • получить опыт смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа в произведениях искусства. Б) Воспитательные Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • задуматься о понятиях « патриотизм», «патриот», подвиг»; • проявить любовь к Родине и ее историческому прошлому через «защиту произведений» живописи русских художников; • высказать (сформулировать) своё отношение к вопросам, обсуждаемым на уроке. • проявить уважение к истории и культуре своей Родины, выраженной в произведениях изобразительного искусства В) Развивающие Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут: • Решить творческую задачу; • Продемонстрировать ораторское мастерство; • Создать связный текст – описание картин, портретов, батальных сцен. • Дать обоснованные ответы, как по вопросам истории, так и по вопросам живописи и искусства. План урока: 1. Выяснить смысл понятий «патриотизм», « патриот», « подвиг», «герой» 2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами. 3. Проследить, как тема патриотизма изображается в живописи на примере нескольких русских художников. Методы и приёмы, применяемые на уроке: А) словесная группа методов (беседа, рассказ) Б) наглядно - зрительная группа методов (слайды, рисунки) В) метод эмоционального воздействия (ситуация успеха) Г) метод размышления; Приёмы: А) работа с терминами; Б) работа с текстом; В) создание устных сообщений; Г) викторина Оборудование урока: Доска; Компьютер; Экран. Ход урока: Слово учителя ИЗО: Здравствуйте, ребята! Разрешите поприветствовать всех наших гостей Тема открытого урока: «Патриотизм через восприятие исторического прошлого русскими художниками». Служение и любовь к Отечеству - основные признаки патриотизма. Они были и остаются основополагающими в любом государстве, а искусство (литература, живопись, музыка, кино) являлись и являются могучим инструментом воспитания в людях этих качеств. Художники стремились найти сюжеты и героев для своих картин, которые были бы способны вызвать эмоциональный отклик у зрителя. И, как правило, находили истинного героя среди исторических персонажей, которые в разные времена защищали свое Отечество, свой народ от врагов. Особенно тесно переплетается живопись с историей в следующих жанрах изобразительного искусства: исторический, батальный, портрет. Сегодня на нашем интегрированном уроке истории и изобразительного искусства мы попытаемся продемонстрировать эту взаимосвязь, обсудить значение патриотизма в обществе, познакомиться с творчеством выдающихся художников, которые прославляли в своих полотнах подвиги народа и конкретных героев. Желаю удачи! Учитель истории: Дорогие ребята! Часто наши уроки истории начинаются с определения понятия. Так мы поступим и сегодня. Попробуйте, пожалуйста, сформулировать понятие патриотизма. Патриотизм – любовь к Родине. (Школьный словарь) Патриотизм – готовность отдать жизнь на благо Родины (Толковый словарь русского языка Ожегова). СЛАЙД Ожегов – патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к чему- нибудь. Ушаков – патриот – от гр. «земляк» и (ремарка о Петре 1 и «сыне отечества») Слайд № 3 Патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу. Скажите, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать патриот? Попрошу выйти по одному представителю к доске. У нас имеются прилагательные - эпитеты для определения человека - патриота, попрошу вас выбрать семь качеств по числу букв в данном слове П-правдивый, принципиальный, последовательный А- активный, аккуратный, Т-творческий, твёрдый, терпеливый Р - решительный , резкий, расторопный И - инициативный, исполнительный, интересный О - ответственный, обязательный, оптимистичный Т - талантливый, трудолюбивый, Слово ученика (Токарева Наталья). Патриотом часто называют того, кто совершил подвиг за Родину. И Русская культура всегда отражала этот процесс. Патриотизм – самая яркая особенность культуры Древней Руси. Главным мотивом древнерусской культуры был призыв к объединению народных сил противвнешних врагов. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере былин. А кто из вас знает, что такое былины? Слово ученика Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Они были проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от набегов воинственных племён. Вот как об этом напевалось в былинах: Вы постойте – тко за веру, за отечество, Вы постойте - тко за славный стольный Киев – град, Но не только ратные подвиги богатырей воспевал народ, но и труд земледельца – пахаря Микулы Селяниновича. -О каких героях вы ещё знаете? Александр Невский совершил подвиг во имя своей Родины. ( Далее текст рассказывает ученик). Подвиг во имя своей Родины совершили Александр Невский. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооружённая пехота, на флангах - тяжёлая конница. Александр отлично знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы « свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Как только немецкое войско вступило на лёд озера и двинулось на ополченцев, они стали с боем отступать. Особенно меня поразил тот факт, что Александр Невский использовал уловку: зная о хрупкости апрельского льда, он одел своих воинов легко. Немецкие рыцари же были полностью одеты в металлические латы и не успев вступить на лёд, тут же провалились. Остальную часть было легко разгромить! Слова учителя истории Славна наша история именами патриотов: русские богатыри, Александр Невский, герои Гражданской войны, солдаты и офицеры Великой Отечественной, герои - космонавты. Их образы не оставили равнодушными не только писателей, но и художников 18, 19 и 20 веков. Слово учителя изобразительного искусства. Ребята, спасибо вам за активную работу. Тема патриотизм, несомненно, актуальна особенно в преддверии 70-летия Великой победы в ВОВ. Вся страна готовится отмечать эту дату. Ребята тоже не остались равнодушными. Они подготовили для вас видео-экскурсию: проведут нас по героическим ступенькам истории, познакомят с творчеством великих художников, прославляющих дух героизма и патриотизма в своих картинах. ЭКСКУРСИЯ ПО ГАЛЕРЕЕ Слово учителя ИЗО. Виктор Михайлович Васнецов. Слайды № 7, 8, 9.10 ( см. приложение) Па?велДми?триевич Корин ( слайды №11,12,13) Слово ученика Михаил Иванович Авилов ( слайды №14,15,16) Митрофан Борисович Греков ( слайды № 17, 18,19) Далее об Александре Михайловиче Шилове Слайды №20, 21,22 Учитель изобразительного искусства. Ребята, мы посмотрели картины разных художников . Предлагаю вам поучаствовать в викторине. За каждый правильный ответ вручается медаль «За знание предмета изобразительное искусство» Правильный ответ находится под звездочкой. Вопросы викторины: 1. Жанры изо (исторический, батальный, портрет, пейзаж) 2. Батальный жанр (определение) 3. Портрет (определение) 4. Колорит (определение) 5. Композиция (определение) Ребятам, которые правильно ответили на вопросы, вручается медаль «За знание предмета изобразительного искусства» Ребята! Спасибо за сотрудничество! Мне кажется, что эта тема – тема патриотизма не оставила среди вас никого равнодушного. Приступаем к практической работе по парам. Задание. На формате А4 выполнить графический эскиз эмблемы «Патриот России». Требования: Лаконичность рисунка, четкость надписи, использование не более 3-х цветов. На задание дается 7 минут. Обсуждение 2-3 человека. Если останется время… Учитель - А скажите, ребята, обязательно ли надо совершать какие – нибудь подвиги, чтобы тебя назвали патриотами? Ученик: Конечно, необязательно. Ведь миллионы жителей нашей необъятной страны: это и учёные, и полярники, и врачи, и учителя, и инженеры и многие другие трудятся, как мы говорим, на благо Родины. Кропотливая работа по своей специальности, профессии, на первый взгляд, незаметная – и есть подвиг. Учитель - А как вам стать патриотами? Ученик: Надо хорошо учиться, беречь природу и памятники архитектуры, благоустраивать свой дворик, свой школьный двор, свой город; уважать государственные символы: флаг, герб, гимн. Создавать свою родословную, заниматься исследовательской работой. Уважать старшее поколение. (Учитель истории раздаёт листочки с отпечатанным домашним заданием – размышлением на пройденную тему). Спасибо за сотрудничество! До свидания! Список источников информации: 1. Учебник «История России. С древнейших времён до конца XVIвека» 6 класс. М., « Просвещение», 2008 г. с.108- 109 2. Былины 3. Литературный энциклопедический словарь. М., « Русское слово», 2007 г. 4. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., « Просвещение», 1998г., с 346 5. 1. ru.wiktionary.org/wiki/патриот 6. Астахова Н. Шедевры Русской живописи. Санкт – Петербург, 2005. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. «Искусство», 1984. 8. Самин Д.К. 100 великих художников М., 2004 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников. http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php Виртуальный музей искусств. http://www.museum-online.ru Академия художеств Бибигон. http://www.bibigon.ru Словарь терминов искусства. http://www.artdic.ru/index.htm

Просмотр содержимого документа
«"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» »

Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками  Интегрированный урок подготовили:  Учитель рисования Стародубова В. Г.  Учитель истории и обществознания Носова О. Н.

Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками

Интегрированный урок подготовили:

Учитель рисования Стародубова В. Г. Учитель истории и обществознания Носова О. Н.

План урока: 1 Выяснить смысл понятий «патриотизм», «патриот», происхождение данных слов. 2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами. 3.Проследить, как тема патриотизма раскрывается в живописи на примере нескольких русских художников. 4. Провести видео- экскурсии учащихся. 5. Викторина 6. Практическая работа . Эскиз эмблемы «Патриот России» 7. Подведение итогов урока.

План урока:

1 Выяснить смысл понятий «патриотизм», «патриот», происхождение данных слов.

2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами.

3.Проследить, как тема патриотизма раскрывается в живописи на примере нескольких русских художников.

4. Провести видео- экскурсии учащихся.

5. Викторина

6. Практическая работа . Эскиз эмблемы «Патриот России»

7. Подведение итогов урока.

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству. Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. . .

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству.

Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

.

.

Кто такой патриот?  Патриот - это человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу .

Кто такой патриот?

Патриот - это человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу .

Качества характера патриота: П- принципиальный А- активный Т- твёрдый Р- решительный И- инициативный О- ответственный Т- трудолюбивый

Качества характера патриота:

П- принципиальный

А- активный

Т- твёрдый

Р- решительный

И- инициативный

О- ответственный

Т- трудолюбивый

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольный Киев -град

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев -град

Видео-экскурсия

Видео-экскурсия

Виктор Михайлович Васнецов   (1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926)

Михаил Иванович Авилов (1882—1954)

Михаил Иванович Авилов (1882—1954)

Павел Дмитриевич Корин   ( 1892-1967)

Павел Дмитриевич Корин ( 1892-1967)

Митрофан Борисович Греков  (1882-1934)

Митрофан Борисович Греков (1882-1934)

Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске

Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске

Александр Максович Шилов

Александр Максович Шилов

Любовь Ивановна Клюева (2012)

Любовь Ивановна Клюева (2012)

Анализ художественного произведения языком живописи Композиция Жанры изо  Соединение частей в единое целое Исторический Батальный Портрет Пейзаж Колорит совокупность красок  Портрет  изображение человека или группы  людей...  Батальный темы войны и военной жизни Закрепление понятия «патриотизм» и навыков социального общения способом дополнения предложения. Ссылки работают при щелчке на звездочке. 28

Анализ художественного произведения языком живописи

Композиция

Жанры изо

Соединение частей в единое целое

Исторический

Батальный

Портрет

Пейзаж

Колорит

совокупность красок

Портрет

изображение человека или группы

людей...

Батальный

темы войны и военной жизни

Закрепление понятия «патриотизм» и навыков социального общения способом дополнения предложения. Ссылки работают при щелчке на звездочке.

28

Синквейн Синквейн – фр. стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму: 1 строка – название синквейна (на пройденную тему) 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза на тему синквейна  5 строка - существительное

Синквейн

Синквейн – фр. стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму:

1 строка – название синквейна (на пройденную тему)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза на тему синквейна

5 строка - существительное

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками»

Автор: Стародубова Тина Григорьевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173409

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства