kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений». 5 класс.

Эпиграф:        Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след в чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

 

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества в разных видах искусства.

Задачи урока:

  • < >: < >: < >:

    Музыкальный центр.

  • Компьютер, презентация, видеофильм, CD.

  • Репродукции картин русских художников, икон русских святых.

    Ход урока.

    (слайд 1) Звучит тропарь Кресту и молитва за Отечество.

    - Какое музыкальное произведение прозвучало? (молитва)

    - Почему вы так считаете? Какие особенности, характерные для молитвы, вы можете назвать? (хоровое исполнение на церковном языке, без музыкального инструмента). (?)Посмотрите на русский перевод этой молитвы. (Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего святую Церковь Твою.). О чем просят православные люди в этой молитве у Бога? (Просят, чтобы Господь избавил  православных христиан от бед и несчастий, даровал им благополучие в жизни, дал силу побеждать врагов государства, и  охранял их Крестом Своим. Молитва о даровании побед православному  воинству, о сохранении России — «Божьего достояния»).

    (?)Вы услышали  молитву, которая называется тропарь Кресту и молитва за Отечество. Она часто исполнялась солдатами перед важными сражениями. Русская Православная Церковь благословляла воинов на ратную службу, как в военное время, так и в мирное. Церковное благословение ободряло воинов. Так был воспитан русский народ. Так воспитывается русский солдат и сейчас. Эта молитва  исполняется каждый день в православных храмах, а полковые священники благословляют русских воинов на службу.

     - Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (?)

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Сегодня наш урок мы проведем в форме музыкального журнала, пролистаем героические страницы истории нашей страны, познакомимся с произведениями разных видов искусства, в которых нашли свое отражение эти события, вспомним героев и выясним, какими качествами должен обладать защитник Отечества.

И я предлагаю вам окунуться в далёкое прошлое. (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (?) (слушание Былины о Илье Муромце-3 мин).  – Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). – Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

(слайд 3)Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (?) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (?)– Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца). И это не единственный пример,  когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

(слайд 4)Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой  (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). – Какой герой изображен на картине? (после ответа (?) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: -  Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? (Показ фильма-3.00). (слайд 5) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») – Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

(слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии. Схожесть исторического события – война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

(слайд 7) Русский народ бережно хранит память об этом герое и святом Благоверном князе А.Невском, покровителем русского воинства. Еще Петром 1 был учрежден орден А.Невского, в годы ВО войны этот орден вновь стал боевой наградой. (слайд 8) Именем святого А.Невского названы и храмы. В частности, в г.Туле есть такой храм, где будущие солдаты получают благословение на службу в армии.  Так, из поколения в поколение передаются заветы русского воинства.

(слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (?) Храм Христа Спасителя – еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года). 

(?)Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Храм стал своеобразным музеем войны 1812 года, которая получила название Отечественной. На стенах храма были увековечены имена героев и события этой войны (Багратион Петр Иванович, Тучков Александр Алексеевич, Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни — благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, «нет большей любви, чем та, когда кто-либо отдает свою жизнь за своих ближних».

(слайд 10) В 1882 г.  к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение – Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (?) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (?)(слушание фрагмента – 4.08) (картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта, звучит молитва, как благодарность Богу за победу в войне. Салюты пушек, музыка, звон колоколов всей Москвы, сливались в один мощный, молитвенный гимн).  Есть такая традиция у православного человека: после благополучного завершения дела благодарить Бога за оказанную помощь.  Храм-богатырь Христа Спасителя является сейчас не только историческим памятником для нового поколения, но и духовным центром всей России.

Сегодня мы говорили много о качествах защитника Отечества в прошлом. А какими качествами должен обладать современный защитник Родины? Выберите для себя правильный ответ из предложенных вам на листочках. (Задание: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,  ПОЧИТАНИЕ И ЗАЩИТА РУСКИХ СВЯТЫНЬ,  ПРЕДАННОСТЬ СТРАНЕ,  ЗАБВЕНИЕ РУССКИХ СВЯТЫНЬ, ПАМЯТЬ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СТРАНЫ, ЭМИГРАЦИЯ В ДРУГУЮ СТРАНУ. МУЖЕТВЕННОТЬ И ХРАБРОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩИТЬ РОДИНУ ОТ ВРАГОВ, ЛЕНЬ И ТРУСОТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАЖНОСТЬ,  ЖЕЛАНИЕ ПОСПАТЬ И ПОЕСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТОВАТЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ДЕЛА).  

- Как вы думаете, как мы, сегодняшнее поколение, должны относиться к участникам ВО войны, участникам «горячих точек» в Афганистане, Чечне? В чем может проявляться наше внимание к ним? Давайте посмотрим фотографии нашего класса. (слайд 11)  Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы  исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (?)

Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений"»

«Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений». 5 класс.

Эпиграф: Скажи: какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след в чужой душе на много лет? Леонид Мартынов


Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества в разных видах искусства.

Задачи урока:

  • Образовательные:

-знакомство с понятием «увертюра»;

-закрепление понятий «былина», «кантата»;

-углубить знания о творчестве великих русских композиторов С. Прокофьева, П.Чайковского в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

-проводить анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. 

  • Развивающие:

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа защитника Отечества.

  • Воспитательные:

-воспитывать патриотические чувства детей: любовь к России, к ее истории, людям, культуре, гордость за героев Отечества;

-пробуждать чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в стране;

Тип урока: интегрированный урок.

Средства обучения:

  • Музыкальный центр.

  • Компьютер, презентация, видеофильм, CD.

  • Репродукции картин русских художников, икон русских святых.


Ход урока.

(слайд 1) Звучит тропарь Кресту и молитва за Отечество.

- Какое музыкальное произведение прозвучало? (молитва)

- Почему вы так считаете? Какие особенности, характерные для молитвы, вы можете назвать? (хоровое исполнение на церковном языке, без музыкального инструмента). (♪)Посмотрите на русский перевод этой молитвы. (Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего святую Церковь Твою.). О чем просят православные люди в этой молитве у Бога? (Просят, чтобы Господь избавил православных христиан от бед и несчастий, даровал им благополучие в жизни, дал силу побеждать врагов государства, и охранял их Крестом Своим. Молитва о даровании побед православному воинству, о сохранении России — «Божьего достояния»).

(♪)Вы услышали молитву, которая называется тропарь Кресту и молитва за Отечество. Она часто исполнялась солдатами перед важными сражениями. Русская Православная Церковь благословляла воинов на ратную службу, как в военное время, так и в мирное. Церковное благословение ободряло воинов. Так был воспитан русский народ. Так воспитывается русский солдат и сейчас. Эта молитва исполняется каждый день в православных храмах, а полковые священники благословляют русских воинов на службу.

- Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (♪)

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Сегодня наш урок мы проведем в форме музыкального журнала, пролистаем героические страницы истории нашей страны, познакомимся с произведениями разных видов искусства, в которых нашли свое отражение эти события, вспомним героев и выясним, какими качествами должен обладать защитник Отечества.

И я предлагаю вам окунуться в далёкое прошлое. (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (♪) (слушание Былины о Илье Муромце-3 мин). – Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). – Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

(слайд 3)Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (♪) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (♪)– Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца). И это не единственный пример, когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

(слайд 4)Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). – Какой герой изображен на картине? (после ответа (♪) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: - Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? (Показ фильма-3.00). (слайд 5) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») – Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

(слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии. Схожесть исторического события – война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

(слайд 7) Русский народ бережно хранит память об этом герое и святом Благоверном князе А.Невском, покровителем русского воинства. Еще Петром 1 был учрежден орден А.Невского, в годы ВО войны этот орден вновь стал боевой наградой. (слайд 8) Именем святого А.Невского названы и храмы. В частности, в г.Туле есть такой храм, где будущие солдаты получают благословение на службу в армии. Так, из поколения в поколение передаются заветы русского воинства.

(слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (♪) Храм Христа Спасителя – еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года). 

(♪)Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Храм стал своеобразным музеем войны 1812 года, которая получила название Отечественной. На стенах храма были увековечены имена героев и события этой войны (Багратион Петр Иванович, Тучков Александр Алексеевич, Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни — благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, «нет большей любви, чем та, когда кто-либо отдает свою жизнь за своих ближних».

(слайд 10) В 1882 г. к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение – Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (♪) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (♪)(слушание фрагмента – 4.08) (картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта, звучит молитва, как благодарность Богу за победу в войне. Салюты пушек, музыка, звон колоколов всей Москвы, сливались в один мощный, молитвенный гимн). Есть такая традиция у православного человека: после благополучного завершения дела благодарить Бога за оказанную помощь. Храм-богатырь Христа Спасителя является сейчас не только историческим памятником для нового поколения, но и духовным центром всей России.

Сегодня мы говорили много о качествах защитника Отечества в прошлом. А какими качествами должен обладать современный защитник Родины? Выберите для себя правильный ответ из предложенных вам на листочках. (Задание: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ПОЧИТАНИЕ И ЗАЩИТА РУСКИХ СВЯТЫНЬ, ПРЕДАННОСТЬ СТРАНЕ, ЗАБВЕНИЕ РУССКИХ СВЯТЫНЬ, ПАМЯТЬ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СТРАНЫ, ЭМИГРАЦИЯ В ДРУГУЮ СТРАНУ. МУЖЕТВЕННОТЬ И ХРАБРОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩИТЬ РОДИНУ ОТ ВРАГОВ , ЛЕНЬ И ТРУСОТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАЖНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ПОСПАТЬ И ПОЕСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТОВАТЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ДЕЛА).

- Как вы думаете, как мы, сегодняшнее поколение, должны относиться к участникам ВО войны, участникам «горячих точек» в Афганистане, Чечне? В чем может проявляться наше внимание к ним? Давайте посмотрим фотографии нашего класса. (слайд 11) Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (♪)

Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений"

Автор: Проскурина Светлана Андреевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства