Просмотр содержимого документа
«Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа"»
Тема: Музыка моего народа
Цель: Обобщить знания уащихся по теме в контексте осознания роли музыки , ее месте в жизни народа.
Усовершенствовать опыт учеников в области музыкального искусства, народной и профессиональной музыки, исполнения песен разных жанров.
Воспитывать уважение к национальной культуре, гордость за талантливый народ.
Тип модуля: системно-обобщающий .
Оборудование: портреты композиторов, музыка которых будет звучать на уроке; карточки к игре „Домино”; бегающая нотка; Хохломская роспись; карточки для работы в группах; карточки - ключики к ответам; листья-жанры; листы самооцінки.
Методи та прийоми: игра „Домино”, „Да.Нет”, ответы по цепочке , работа в группах „Лидер”, „Снежинка”, проблемная ситуацея, «Открытый микрофон», самооцінка знаний и учений.
Содержание урока
1 Мини-модуль.
1.Музыкальное приветствие двумя группами: „Весело(весело), радостно (радостно), с песнею (з песнею) мы встречаем класс”.
Учитель: С каким настроением вы пришли сегодня в класс? А чтобы настроение стало еще лучше и осталось таким на долго, мы споем интересную песню: «Ужасно интересно все то, что неизвестно.
Ужасно неизвестно все то, что интересно»
А теперь впомним тему, по которой работали.Что мы уже знаем, умеем? (мотивация учебной деятельности: ученики говорять, а учитель на доске обозначает)
ЗНАЮ УМЕЮ
2.Актуализация знаний. Сейчас мы поработаем в группах
Наш друг Медвежонок потерял портфель и в нем перепуталось все, что было. Посмотрите! (по группам раздаются карточки, на которых записаны жанры народных песен). Но слоги в них перепутаны ,например, БЕЛЬ-КО-Я-ЛЫ-НА
(ученики выполняют задание)
Дети, как вы думаете, почему столько много жанров? (подводится розговор о том, что, музыка черпает теми из жизни)
На доске схема: МУЗЫКА – ЖИЗНЬ
Наш народ очень певучий (можна вспомнить легенду про то, как Бог раздавал таланты)
Чтоб увидеть сколько мы знаем народных песен и танцев, мы сделаем веночек из листьев.
(Было задано домой сделать из бумаги листочки, на которых написать известные жанры). Я буду называть песню какого-либо жанра или танец, а вы добавите свою песню(танец) этого же жанра и расположите свой листок на доске.
„Котик, серенький коток»
«Камаринская»
«Сел комарик на дубочек»
«Выйди, выйди, солнышко» и другие.
(Это же задание можно выполнить в парах: один ученик называет песню на ушко соседу, а тот вслух произносит и говорит согласен или нет)
Песню какого жанра я не назвала? (трудовую) А именно какую вы знаете? Я буду о ней россказывать, а вы если согласны со мной, то хлопайте в ладоши.
Игра „Да. Нет”
-мелодия песни очень певучая...
-динамика тихая...
темп очень медленный...
-ритм маршевый, четкий...
-интонация веселая, праздничная…
-лад минорный…
(таким образом проверяется знание средств музыкальной выразительности в песне)
А кто же создает песни? (Работа в группах «Лидер». Из отдельных карточек сложить слова):
НАРОДНЫЕ КОМПОЗИТОРСКИЕ В НАРОДНОМ ДУХЕ
Какие произведения относятся к инструметальной музыке? В чем их особенность. Мы знаем примеры, когды композиторы использовали народную музыку в своих произведениях. Сейчас мы будем слушать фрагменты таких произведений. Вам нужно назвать композитора, название произведения и песню(танец),мелодия которой использована. Сможете ли узнать?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
1.П.Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром №1»
2.Н.Римский-Корсаков «Снегурочка»
3.П.Чайковский «Симфония №4»
Работа в группах «Снежинка».
Посмотритети, у вас на столах лежат интересные репродукции (картинки). Одна из них сейчас зазвучит. Но какая? (По группам: «Сикстинская мадонна», «Камаринская», декорации из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»)
Звучит: «Аве Мария», «Камаринская», «Славься»
(Дети каждой из групп отвечают по цепочке все, что знают о услышанном фрагменте произведения)
Ми знаем еще много произведений русских композиторов.
Игра „Домино” (на картинках по принципу домино расположены названия призведений и фамилии композиторов, которые нужно разложить в правильном порядке).
Открытый микрофон.
Как вы думаете, почему композиторы сочиняют произведения разных жанров и часто используют народную музыку?
2 МИНИ-МОДУЛЬ
Мы любим не только слушать, но и сами исполнять песни.
Распевание с помощью „бегающей нотки”(нота расположена на палочке, ученик размещает ее на нотоносце и показывает мелодию)
Задание 1.Спеть по нотам знакомые попевки, которые покажет ученик.
Завдання 2. Спеть первую фразу песни «Во поле береза стояла» по нотам.
Завдання 3. Индивидуально спеть импровизацию своего имени.
Завдання 4. По группам спеть и артистично сыграть песню(дети каждой группы выбирают режиссера, исполнителей ролей, музыкантов. Детям предлагаются песни. Дается время на подготовку.
Показ песен «Ах, вы сени», «Сел комарик на дубочок», «Колыбельная медведицы», «До-ре-ми».
Выступление какой группы было самым удачным? Почему? Что больше всего понравилось в исполнении? Какие замечания?
Наш народ очень талантливый. Мы будем беречь, уважать его искусство. Я знаю, что на уроке изобразительного искусства вы изучали Хохломскую роспись. Учениця нашего класса, Ира, готовила свои рисунки на выставку. Пусть она нам их продемонстрирует и расскажет что-нибудь интересное.
Ученики рассматривают рисунки и слушают.
Бывает так, что люди по разным причинам виезжають за пределы своей Родины и живут в других странах. Забывают ли они язык, песни?
Маша получила задание приготовить вопросы, а все остальные представьте себя на месте этих людей.
Вопрос1. Помните ли вы русские песни?
Вопрос 2 О чем они?
Вопрос 3.Назовите их, или спойте.
Вспомните, дети, народну мудрость: «Тот народ, который забывает свои песни, умирает на половину, а тот, кто забывает свой язык, умирает навсегда. Посмотрите на наш веночек. Какой он бодьшой и красивый. Какие выводы мы можем сделать, глядя на него? Вы плодотворно поработали, а теперь оцените себя сами (на партах листы самооценки)
Домашнее задание. Спросить у своих дедушек и бабушек о их любимых песнях.
Самооценка.
Пусть Бог вас охраняет от недуга,
Пусть светит сонце, небо чистое всегда.
Чтоб были вы счастливы и здоровы
На многие и многие года!
Ужасно интересно все то, что неизвестно
(из м\ф «Тридцать восемь попугаев»)
Слова Г.Остера Музыка В.Шаинского
На свете много есть того, о чем не знают ничего
Ни взрослые, ни дети, конечно, ни взрослые, ни дети.