~~Лелина Светлана Викторовна, учитель искусств
МКОУ Васильевской ООШ
7 класс
Тема: Музыка «Лёгкая» и «Серьёзная»
Цель и задачи урока:
1. Помочь учащимся разобраться в общественных функциях «лёгкой» и «серьёзной» музыки, на музыкальных примерах показать, что их объединяет и что различает.
2. Развитие вокально-хоровых навыков.
Задачи:
обучающие:
1. уметь разграничивать музыку «лёгкую» и «серьёзную» по содержанию и восприятию;
2. грамотно и эмоционально разбирать музыкальное и литературное произведение, уметь следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальные и выразительные средства;
3. знать о преобладающей роли ритма, темпа, динамики интонации, развитии, построении в музыке. Определять характерный ритмический рисунок;
развивающие:
1. развитие чувств эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
2. развить образное восприятие, самостоятельность мышления;
3. развивать навыки определения настроения музыки;
воспитательные:
1. воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой музыки;
2. продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
1.объяснительно-иллюстративный
2.ситуация занимательности;
3.сравнение, анализ, обобщение;
4.приём сопоставления со смежными видами искусств.
Приёмы:
1. слушание;
2. исполнение песенного материала.
Иинформационно-техническое обеспечение:
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор.
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала
Формы работы учащихся: беседа, ИКТ, работа с текстами;
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
Музыкальный репертуар:
1. «Гренада» слова М.Светлова, музыка В.Берковского – исполнение;
2. «Рапсодия №2» Ф.Лист – слушание;
3. «Шутка» И.С.Бах – слушание;
4. «Песенка Герцога» Дж.Верди из оперы «Риголетто» - слушание;
5. «Вальс о вальсе - слова Е.Евтушенко, музыка Колмановского - разучивание.
6. «Я шагаю по Москве» слова Шпаликова; музыка А.Петров - исполнение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Урок начать с исполнения песни «Гренада». Вхождение в тему урока. Беседа и обсуждение о песне.
- О чём стихи песни? Что такое «Гренада»? Какая музыка?
Гренада – это область в Испании, часть добровольцев из России поехали защищать завоевания испанской революции.
Судьба стихотворения Светлова «Гренада» сложилась на редкость счастливо. Вскоре после появления на свет она стала широко известно не только у нас, но и во многих других странах мира. Стихи стали легендарными. Светлов писал: «Прекрасная музыка, сочинённая композитором на мои слова. Хорошо поёт её певец. Почему же так хорошо получилось? Сблизились народы, сблизились сердца, и, следовательно, сблизилось искусство…»
- К какой музыке эту песню можно отнести? (серьёзная) Почему?
- Можно ли «увидеть» песню «Гренада»?
- Найдите в ней утвердительные, повествовательные, вопросительные интонации. (2-ой куплет)
- Какой куплет является кульминацией песни? (6-ой куплет)
- Нам сегодня надо ответить на такие вопросы:
- Как вы понимаете, что такое «серьёзная» музыка? Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к «серьёзной музыке?
- А что такое «лёгкая» музыка? Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к «лёгкой» музыке?
- Как вы думаете, разделение на «лёгкое» и «серьёзное» искусство присуще только музыке? (литературе: Чехов, Пушкин и т.д.)
- Нельзя сказать, что лёгкая музыка появилась недавно, она, как и серьёзная, - давний спутник человечества. И.С.Бах, несомненно, серьёзный музыкант, но его «Кофейная каната», «Шутка», «Дуэт для двух пар очков», множество народных танцев написаны с не меньшим мастерством и любовью, талантом и трудолюбием. Подобное можно встретить в творчестве любого композитора-мастера. Прослушаем из его творчества музыкальное произведение.
3. Слушание «Шутка» И.С.Баха.
- Знакомо ли вам это произведение? Чем отличается это произведение от других произведений композитора? Можно ли назвать – скучным произведением? Придумайте название.
- Это произведение называется «Шутка». Соответствует ли настроение музыки его названию?
- К какой музыке «Шутку» можно отнести, к «серьёзной» или «лёгкой»?
- Почему?
О лёгкой музыке много спорят. Спорят музыкальные критики, спорят поколения.
- Как вы обычно обращаете внимание на того или иного кумира? Складывается своеобразная схема:
- услышали в разговоре с друзьями о новом исполнителе, заинтересовались;
- купленная кассета или взятая у друзей, слушаем раз, другой, между прочим – вроде ничего, нравится;
- затем записывается новый альбом… и так пока не надоест. Какая разница, что каждый новый альбом менее интересен.
- Если внимательно вслушаться, то можно обнаружить однообразие текстов и мелодии. Но реклама видеоклипов обеспечивает хороший успех своей «продукции». Так к нам попадает музыка даже не лёгкая, не легкомысленная, а просто низкопробная. Любовь иных к лёгкой музыке понятна: с ней можно развлечься, отдохнуть. Здесь господствуют ритм и громкость.
- Что произойдёт с человеком, который в жизни своей оставит только музыку легкомысленную, развлекательную? (ответы)
- Давайте попробуем провести грань между музыкой «лёгкой» и «серьёзной», что же объединяет и что же разделяет серьёзную и лёгкую музыку?:
- художественный образ,
- крупные и малые формы;
- имеет собственную логику;
- заставляет человека обратиться внутрь себя;
- приобщает к вечным идеалам;
- углубленное восприятие,
- лёгкое восприятие,
- мелодия, гармония,
- крупные формы,
- малая форма,
- доходчивость,
- развлекательная.
А.Н.Сохор (музыковед) даёт три общепринятых признака разгроничения «лёгкой» и «серьёзной» музыки:
- где исполняют произведения (концертный зал, филармония, дискотека, вечеринка т.д.);
- доходчивость;
- содержание музыки, которое определяет его назначение.
«Лёгкая» музыка, легка для восприятия, но она должна отвечать таким, же требованиям высокого художественного вкуса, как и музыка «серьёзная». Сочинение и исполнение хорошей «лёгкой» музыки требует высокого мастерства.
4. Прослушивание и разбор Ф.Листа «Венгерская рапсодия».
- Какая из двух сфер преобладает в этом сочинении (две).
- При помощи каких музыкальных средств, интонаций вы бы охарактеризовали «Венгерскую рапсодию» (яркая танцевальность, акценты, синкопы, песенность, музыка озорничает, частая смена настроения, виртуозность).
Слушание информации, подготовленной учащимися: Рапсодия – от названия древнегреческих сказителей-певцов рапсодов – исполнителей рапсодий – эпизодов, отрывков эпических сказаний, под аккомпанемент инструментов. В античной Греции рапсодии – отрывки эпических сказаний. В современной музыке – инструментальное сочинение свободной формы из нескольких (контрастных) на темы народных национальных мотивов. Рапсод – это народный музыкант, на Украине – кобзари, в Закавказье – ашуги. «Венгерская рапсодия» Ференца Листа отражает жизнь венгерских цыган. От серьёзного разговора старого цыгана развитие идёт к радостной цыганской пляске.
5. Продолжение работы над разучиванием и отработкой вокально-певческих песни на слова Е.Евтушенко, музыка Колмановского «Вальс о вальсе».
- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже двух веков?
- Как вы думаете, почему композитор и поэт дали своему произведению такое название?
- За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс всегда считался символом юности, любви, жизни.
- Почему в песне вспоминается о Штраусе? Кто он такой? (Композитор). - Штрауса называли уже при жизни королём вальсов.
- Какая из двух сфер лёгкая или серьёзная преобладает в этой песне? Почему?
6. На протяжении всего урока мы знакомились с различными произведениями, в которых наблюдали взаимопроникновение лёгкой и серьёзной интонаций. Прослушайте, пожалуйста, вот эту песенку. Звучит «песенка Герцога» из оперы Дж.Верди «Риголетто».
- Знакома вам она?
- Как выдумаете, её сочинил композитор современный или нет? Почему?
- Музыка лёгкая или серьёзная?
- Каким характером должен обладать герой? (легкомысленный, хвастливый, ни на что кроме развлечений не способен).
- какими средствами выразительности пользуется композитор, чтобы подчеркнуть в музыке эти черты характера?
- Итальянский композитор Д. Верди написал оперу «Риголетто», музыка, которой считается серьёзной более 100 лет назад. Драматургия этой оперы была построена на столкновении двух остроконфликтных образов: старого горбуна Риголетто, волей судьбы, вынужденного быть шутом, развлекать и участвовать в похождениях Герцога и его друзей. Эта песенка, именно песенка, а не ария, как обычно существует в опере и характеризует внутренний мир Герцога. Для этого композитор и обратился к жанру лёгкой музыки. Композитор скрывал песенку до генеральной репетиции, так как предполагал её мгновенную популярность. Действительно, зрители после спектакля напевали мелодию песенки.
Риголетто и не подозревает, какая беда нависла над ним. Его дочь Джильда встретила Герцога, переодетого бедным студентом, и полюбила его. Риголетто участвует в проделках Герцога. Они похищают чужую жену. А оказалось, Риголетто помогал похитить собственную дочь, единственную и горячо любимую, дошедший до крайней ненависти к Герцогу. Напуганный тем, что дочь любит Герцога, Риголетто решается на месть. Он договаривается с наёмным убийцей, и тот за деньги обещает ему мешок с трупом Герцога. Представьте себе: ночь, гроза, часы на башне отбивают полночь. Риголатто стучится в дверь хижины, где должно было произойти убийство. Получив мешок с трупом, горбун готовится к отъезду. Герцог убит. Месть свершилась. Как вдруг случилось непредвиденное…
- Как вы думаете, что случилось в финале? Убит Герцог или нет? А кто же тогда погибнет? Почему?
- Джильда узнает о планах отца и, переодевшись в мужское платье, выходит навстречу убийце. Он, приняв её за Герцога, наносит удар. Джильда, умирая, просит отца простить её и Герцога.
- Лёгкая развлекательная песенка может не только вторгаться в драматургическое произведение, но и играть в нём важную драматургическую роль.
7. Исполнение песни «Я шагаю по Москве» слова С.Шпаликова, музыка А.Петрова.
Вывод урока:
Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своём многообразии нашу жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличать подделку от истинного шедевра как серьёзной, так и лёгкой музыки.