Конспект урока «Музыка».
Тема 1 триместра: «Музыка моего народа», 4 класс.
Тема урока: «Русская народная песня и русская частушка»
Учитель: Черникова Ирина Игоревна
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения русской народной песни, научить исполнять русские частушки.
Оборудование: синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация, доска, народные инструменты: гармонь, балалайка.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
1) Вход под музыку «Песня о Родине» И.Дунаевского (слайд 1)
2) Музыкальное приветствие.
2. Постановка цели урока: (слайд 2)(муз.фрагмент)
Ребята, на прошлом уроке мы говорили о народной музыке, её жанрах, характере. А сегодня мы поговорим о том, как в народе создавалась музыка? Сегодня вы узнаете, какими бывают русские народные песни, станете исполнителями русских частушек.
(слайд 3) Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли песнелюбцами (муз.фрагмент).
(слайд 4) А было время, и не такое уж далекое, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Рождаясь, человек слышит песни от своей матери. Какие? (колыбельные).
(слайд 5) Собирались зимой на посиделки, и здесь раздавались песни.
(слайд 6) Весна! Выходили поселяне встречать её песнями.
(слайд 7) Ехал крестьянин пахать землю, он облегчал свой труд песней.
(слайд 8) Собирался молодец жениться, его сватанье, девишник, свадьба. Все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай.
(слайд 9) Умирал человек — над ним раздавались похоронные, печальные песни.
(слайд 10, 11, 12, 13) (муз.фрагмент) В доме, на улице, во время работы и отдыха в радости и в горе, песня могла петься для себя и про себя.
Когда помещики заставляли своих крестьян собирать урожай в огородах, садах, они требовали, чтобы женщины и дети пели песни, чтобы не ели их ягоды, овощи и фрукты. Когда люди тяжело работали. Песня им помогала делать что-то одновременно, как команда, и этим облегчала их работу. Русский человек всегда был чувствителен к прекрасному, он любил поля и леса своей России. Её природу и воспевал это и в стихах, и в песнях, и в рисунках, и в музыке.
А что такое хоровод? Вы когда-нибудь водили хоровод? (слайд 14,15, 16) Хороводы — зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии... Они проводились, как правило, на открытых больших луговинах, на местах возвышенных, так что вся деревня могла любоваться этим красочным действом.
(слайд 17) Частушки – весёлые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достаётся в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Кое-где частушки называются «припевками». Они возникли в России в конце 60-х годов ХIХ века. Это быстрые песни в чётком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который повторяется много раз с разными словами.
Исполнение частушки (муз.фрагмент).
Мы частушки вам споем
И об этом, и о том,
Вы послушайте, ребята,
Как мы весело живем!
Под аккомпанемент каких инструментов поются частушки? (слайд 18) Частушки исполняются под аккомпанемент гармони, балалайки, деревянных ложек (муз.фрагмент).
3. А смогли бы вы сочинить частушку? Сейчас вы объединяетесь со своим соседом по парте и вдвоём сочиняете частушку.
(слайд 19) Пример частушки:
1) - А у нас, а у нас
Объявили классный час ……
2) - В нашем классе есть ребята
Умные, спортивные ………
4. Исполнение сочинённых частушек (муз.фрагмент)
5. Итог урока.
Что вам больше всего запомнилось на уроке? Какие народные песни мы с вами сегодня слушали?
Учитель оценивает ответы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
Выход детей из класса под мелодию рус.нар.песни «Светит месяц».