М.Г. Бутенко
учитель музыки
МБОУ
"Лицей №6 имени М.А.Булатова",
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ
"МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА"
Тема полугодия: Музыка моего народа
Тема урока: Мир русской песни
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.
Задачи:
1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, баян, портреты композиторов, учебник и творческая тетрадь «Музыка 4кл.»
Ход урока
I.Организационный момент.
Вход под музыку. Музыкальное приветствие – попевка-диалог «Родина моя» исполняется приемом «эхо» учителем и учащимся с построчным повтором текста:
II. Постановка целей урока.
Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- О чем говорит нам поэтесса?
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)
Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.
III. Повторение изученного материала.
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодию одной вам известной песни. Определите её название и авторов.( «Русская изба» муз. Птичкина, сл.О Высотской).
Я предлагаю вам её исполнить.
«Песня о России» муз. Е.Птичкина, сл. М. пляцковского – исполнение.
Слушая и исполняя эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.
- Какие чувства вызывает у вас эта песня?
(любовь к родине, нежность)
- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?
IV.Изучение новой темы.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:
То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)
Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.
1.Игра «Собери слоги – назови жанр»
Е ис ри то чес
Дат ски сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
2.Слушая и исполняя песни, определите к какому жанру она относится и заполните таблицу.
3.Р.н.п. «Камаринская», анализ средств музыкальной выразительности
4.Расскажите об особенностях жанра плясовых песен.
В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.
Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне.
Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. «Камаринская» – гениальная фантазия на 2 подлинные народные темы. «Помнишь, – говорил Глинка сестре, – у нас частенько на свадьбах певали «Из-за гор, гор, высоких гор», а потом на гуляньях плясовую «Камаринскую»? Я связал эти песни в одно музыкальное произведение, стремясь удовлетворить одновременно настоящих знатоков и обычную публику. Вот была моя задача». Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».
3.«Камаринская» фантазия для симфонического оркестра М.И. Глинки (фрагмент) – слушание, анализ средств выразительности.
(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).
В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера. Проводится сравнительный анализ двух произведений.
Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.
на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть)
4.Знакомство с русской народной песней «Стоит ива одинокая»
- Какое настроение в этой песне ? (нежное, лирическое)
- Какая мелодия? (темп, звуковедение)
Мелодия песни нетороплива, как бескрайние просторы нашей родины.
- Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (повторение слов)
Разучивание песни по фразам (четыре фразы)
Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню.
Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.
Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.
Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.
- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)
Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.
Творческое задание «Собери частушку».
- Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)
V. Домашнее задание.
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе. А так же выполните задание в творческой тетради: стр.14-17.
VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
- Верители вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что Н. А. Римский-Корсаков сочинил фантазию на тему «Камаринской»?
- Верите, ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?
(Да, поэзия и музыка)
Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!
Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.
Музыкальное прощание.
Учитель: до свидания, спасибо за урок;
Обучающиеся: до свидания, до свидания, до сви-да-ни-я!