Интегрированный урок в 5 классе "Музыка моего народа. Многозначные числа"
Интегрированный урок в 5 классе "Музыка моего народа. Многозначные числа"
Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием, раздаточного материала, НРК, для аккомпанирования песни используется синтезатор.
Этот урок является продолжением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыка моего народа») и математике («Многозначные числа»). Поэтому основная работа - повторение и закрепление пройденного материала. Главный акцент направлен на проверку знаний учащихся на данном этапе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 5 классе "Музыка моего народа. Многозначные числа"»
Конспект урока в 1 классе.
Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»
Цель урока:
Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их роль (место) в жизни русского человека, познакомить с видами исполнения народной музыки.
Задачи:
Обучающие
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки, используя народные шумовые и музыкальные инструменты (Деревянные ложки, трещотка, рубель, бубен, колокольчик)
3. Откликаться на изменение характера музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах, музыкально - ритмические движения, ритмическая импровизация).
Развивающие
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2. Развивать речь учащихся.
3.Развивать у обучающихся первоклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
4. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
Форма урока:
Урок-сказка.
Используемые методы:
Частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).
Педагогические технологии:
ИКТ; Технологии детского музицирования; Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; Технологии формирования певческой культуры учащихся; Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся.
Примечание:
Урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
PowerPoint.
Оборудование к уроку: ноутбук, фортепиано, учебник (УМК): авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, рубель, дудочка, колокольчик)
Новые понятия:
Оркестр русских народных инструментов, тембр.
Этапы урока:
Организационный. Актуализация знаний.
1. Мотивационно-целевой этап.
Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок мы начнём с иллюстраций учебника. Откройте учебник, стр. 28. Что изображено на картинках?
Дети: Музыкальные инструменты.
Учитель: Тема нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
Для чего нам нужны народные инструменты?
Дети: Чтобы на них играть.
2. Ориентировочный этап.
Учитель: Ребята, послушайте музыку и определите: музыка какого народа звучит в записи?
Примечание. Звучит музыка «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Дети: Звучит музыка русского народа.
Учитель. Какие инструменты помогли вам определить, что это музыка русского народа?
Дети: Балалайка, дудочка, гармонь.
Примечание. Учитель делит детей на 3 группы
Учитель. Пока звучит музыка, первая группа изображает игру на балалайке,
Учитель: Правильно, ребята, тембр этих инструментов разный. В музыке тембром называют окраску звучания.
Учитель: Ребята, что нового узнали вы о музыкальных инструментах: балалайке, дудочке и гармошке?
Дети: То, что голоса инструментов не одинаковы. У них разный тембр.
Учитель: Сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов русские люди! И у каждого инструмента свой тембр.
3.Поисково-исследовательский этап.
Учитель: Сегодня герои нашего урока необычные - это русские народные музыкальные инструменты, с которыми мы познакомимся на уроке.
Мы узнаем, что могут рассказать нам русские народные музыкальные инструменты о себе? С помощью чего будут рассказывать о себе инструменты?
Учитель: Чему бы вы хотели научиться на уроке?
Дети: Играть на инструментах.
Учитель:
На нашем уроке вы услышите
«Сказку про то, как умные и полезные вещи сталимузыкальными инструментами».
Объяснение нового материала.
Примечание:
Учитель, рассказывает, ученикам сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.
Слайд
Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд
Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Слайды
(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Слайд
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Слайды. О них мы поговорим на следующем уроке.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.
Примечание. Учитель наигрывает мелодию р.н.п. «На горе-то калина».
Учитель: знакома ли вам мелодия?
Дети: Да, это русская народная песня «На горе-то калина».
Учитель: Какое настроение в музыке?
Дети: Весёлое, радостное.
Учитель: Исполните, пожалуйста, песню весело, радостно, передавая настроение в песне и движениях. (Исполнение р.н.п. «На горе-то калина».)
Учитель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо исполнили русскую народную песню.
Учитель: А мы продолжаем слушать сказку.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд оркестр народных инструментов
Слайд с изображением деревянные ложки, рубель, рожок, трещотки, гусли, балалайка.
Учитель: Какие инструменты русского оркестра изображены на картинке?
Учитель: Сейчас я вам исполню р.н. мелодию «Ах, вы сени», вы внимательно её послушаете и скажете мне, одинаково ли звучала музыка?
Примечание. Учитель играет музыку в 2 регистрах.
Дети: Нет. Сначала музыка звучала ниже, а потом выше.
Учитель: Правильно, ребята. Вы уже знаете о том, что звуки бывают низкие и высокие.
Я приглашаю вас исполнить эту мелодию в оркестре, когда музыка будет звучать низко, будут играть только ложечники, а когда музыка зазвучит высоко, вступят остальные инструменты. Будьте внимательны.
Примечание. Дети играют в оркестре русскую народную мелодию «Ах, вы сени».
Учитель: Ребята! Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Дети: Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами.
Учитель: О чём рассказали в сказке русские народные музыкальные инструменты?
Дети: О том, как путешествовали по свету.
Учитель: С помощью чего рассказывали музыкальные инструменты?
Дети: С помощью музыки.
Предлагаю вам показать свои знания в игре «Затейник». С помощью жестов изобразить игру на любом инструменте русского оркестра, а затейник должен угадать: на каком народном инструменте русского оркестра мы играем.
Примечание: Участвует весь класс.Игра повторяется несколько раз.
По считалке выбирается затейник, который выходит за дверь. Дети договариваются, игру на каком инструменте они будут изображать (затейник меняется с каждой игрой). Затем Затейник заходит и говорит: «Здравствуйте, ребята, где вы были, что делали?». Дети отвечают: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
6.Заключительный этап.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч.
Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов «Полянка».