- Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры. Песня – душа народа.
-Ребята, определите тему нашего урока.( Русские народные песни и пляски)
( открываю доску, где написана тема урока и прикреплены
интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?
-Сегодня мы вспомним некоторые жанры русской народной песни и инсценируем некоторые из них.
-Под какую песню вы входили в класс и приветствовали гостей? ( Народная песня «Рады мы вас видеть»)
-Когда поется эта песня?
-Как она звучит?
-Каков характер этой песни?
-Какие эмоции вы испытывали при исполнении песни?
(Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра) ВЕЛИЧАВАЯ
- Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого человека, крестьянина?
- Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают крестьянские праздники и обряды - Когда же начинались праздники? Когда крестьянин мог передохнуть, в какое время года не нужно было ухаживать за урожаем?
- Тогда чем занимались люди зимой?
- В это время молодые люди надевали лучшую одежду, ходили на вечёрки, пели песни, водили хороводы и плясали.
- А женихи присматривали невест. Именно так появилась русская народная песня:-игра «Бояре, а мы к вам пришли».
- Вот сейчас вам пригодятся наряды. Оденьте их.
(Слушание и разучивание движений «Бояре, а мы к вам пришли»)
1. По фразам, обратить внимание на ритм песни, на фразировку, и штрихи.
Первая группа
Вторая группа
1.Бояре, а мы к вам пришли!
Молодые, а мы к вам пришли!
2. Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
3. Бояре, нам вот эта мила,
Отдавайте, нам невесту навсегда!
Бояре, а зачем вы пришли?
Молодые, а зачем вы пришли?
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Как исполняется песня?( игриво, весело)
Как ведут себя девушки при исполнении песни?( хотят понравиться)
Как ведут себя парни? (бравые, решительные, хотят понравиться)
Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ИГРОВАЯ
-Послушайте внимательно следующую песню в исполнении группы ребят. Другие подпевают. (звучит «Котя-коток»)
Беседа о характере песни.
Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ПЛЯСОВАЯ
III. Обобщение урока:
На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.
Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может
IV. Домашнее задание:
Записать в тетрадь пословицы, народные приметы о весне.
Сейчас я вам напою мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, дразнилка, частушка).
Постановка проблемы
Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод.
А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.
Проблема.Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
5.Основная часть. «Открытие детьми «новых знаний.
Итак давайте разберемся , какие признаки имеет хоровод
Слайд 3 Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе? Зима, лето
Учитель: Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются припляской, притопыванием и прихлопыванием в ладоши.
Давайте и мы с вами попробуем сейчас исполнить плясовую, под мелодию русской народной песни «Светит месяц», посмотрим кто у вас лучший танцор.
Исполнение » Светит месяц»
4.Самостоятельная работа с самопроверкой.работа на карточках. Сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических.
Молодцы, с этим заданием вы справились отлично, и домашнее задание вам будет раскрасить раскраску и узнать какой инструмент в ней зашифрован. Уберите листочки эти в дневник.
6. Закрепление Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. С чем ?
Слайд 7.Чем на уроке вам понравилось заниматься больше всего?
Мне очень понравилось как вы занимались сегодня на уроке!
попробуйте оценить свою работу на уроке.
Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.
Если вы знаете чем отличается орнаментальный хоровод от драматического, загните второй пальчик.
Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.
Загните еще один пальчик если запомнили два рисунка орнаментального хоровода.
И загните 5 пальчик, если вы были прекрасным музыкантом и знаете инструменты народного оркестра.
Если вы загнули 5 пальчиков смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4 тогда 4.
Ну вот наш урок подошел к концу, пора прощаться и я вам говорю: » До- сви- да- ни-я».