kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок кубановедения по теме "Вдохновенный певец России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок кубановедения

 «ВДОХНОВЕННЫЙ ПЕВЕЦ РОССИИ»

ст.Канеловская

МБОУ СОШ №7

Учитель начальных классов Горб Ирина Павловна

Тема: «Вдохновенный певец России»

Цели: Познакомить с творчеством композитора Григория Федоровича Пономаренко.

Развитие интереса к произведениям композитора.

Воспитание любви к родному краю.

  1. Содержание урока:

Богата кубанская земля талантливыми людьми. Память поколений хранит их имена, кто прославил свой край высокими урожаями, научными открытиями, спортивными рекордами и другими достижениями.

«Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых, трудолюбивых людей. Жители Кубани любят петь.

  1. На доске логические цепочки, продолжить каждую –

народ, родной край, малая Родина…

поэт, композитор…

хор, солист…

баян, гармонь…

  1. Тема нашего урока: кубанская песня и её создатели-композиторы. Какие песни поют на Кубани? На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.

Такое объединение культур породило множество народных песен, припевов, напевов.

Кубань, Кубань – души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

 

Так написал кубанский поэт Сергей Хохлов о песнях нашего края.

- Как вы думаете, почему?

- Какие песни вы любите?

- Какие песни любят ваши родители?

- Что главное в песне?

- Чем она отличается от танца? Марша?

- Какие бывают песни?

- Чем они отличаются друг от друга?

 

  1. Одним из собирателей кубанских песен стал известный русский композитор Григорий Федорович Пономаренко.

Его детство прошло на Украине в Черниговской области в селе Морозовское. С детства маленький Гриша заслушивался игрой на баяне. Гриша схватывал всё на лету, быстро освоил нотную грамоту и научился играть на баяне. В 14 лет начинает работать баянистом в городском Доме пионеров, затем баянистом в Доме культуры Днепрогэса.

В 17 лет Григория приняли в ансамбль песни и пляски пограничных войск.

В 1938 году Пономаренко поступил на военную службу, здесь он пишет первую песню «По широкой улице проходили конники». С военным ансамблем Григорий Федорович прошел всю войну с концертами на западных фронтах страны. За время войны награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Орденом Отечественной войны II степени». В 1950 году Григорий Федорович оставляет военную службу и работает в народном оркестре имени Осипова солистом-баянистом.

С 1952 года Григорий Федорович – музыкальный руководитель Волжского народного хора в г. Куйбышев.

В 1959-1960 годах вместе с поэтом В.Ф.Боковым готовят программу для Оренбургского народного хора и создают знаменитую песню «Оренбургский пуховый платок».

С 1963 по 1973 годы Пономаренко – руководитель народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. В Волгограде композитор начинает тесное сотрудничество с поэтессой Маргаритой Агашиной – их первую песню «Что было, то было» исполнила Л.Зыкина. В сотрудничестве с Агашиной созданы песни «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка».

В 1972 году его пригласили на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». На Кубань он поехал на своей машине. Это была судьбоносная поездка. Он был очарован природой Кубани до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами, хлебными нивами, белыми хатами, казачьими песнями. Он не смог жить без Кубани. Он переехал жить на Кубань и все свое творчество, свою душу посвятил Кубани. Он написал о Кубани более 200 песен.

Григорий Федорович работал в тесном сотрудничестве с кубанскими поэтами.

  1. Прослушивание песен.

«Здравствуй, наша Кубань».

«Золотые руки – трудовые руки».

«Эх, кони, кони».

  1. Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Песня может поднять настроение, навеять грусть. Пробудит энергию, заставит задуматься, помечтать. Музыка – начинается с композитора.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

Издавна об этом думали люди и сложили много замечательных легенд о прекрасном искусстве. Одну из них я вам расскажу.

  1. На священной горе «Геликон» живут вечно юные музы – дочери бога Зевса и богини Мнемозины. Когда наступает ночь, музы поднимаются в горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна. Но особенно они славятся пением. Оно доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов. И еще одной способностью обладают музы. Стоит им только взлянуть на человека при рождении и возлить на кончик языка каплю росы, как вся его жизнь становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова и музыкальным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Тем, кого полюбили музы, являлся и композитор Григорий Пономаренко. Благодаря своим песням он получил всенародное признание. Они исполняются так часто, что уже как бы превратились из авторских в народные.

  1. Давайте встанем в хоровод и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла» (с имитацией движений).
  2. Игра «Поэты – композиторы».

На доске фамилии – К.Обойщиков, В.А.Лаптев, Г.Ф.Пономаренко, С.Хохлов, В.Г.Захарченко.

а). Назовите поэтов.

б). Назовите композиторов.

в). Послушайте стихотворение Сергея Хохлова и скажите, о ком мы продолжим свой разговор:

Притихли лунные поляны,

Молчат березы в вышине –

Пономаренко на баяне

Поёт о русской стороне…

А сердце просит откровенья,

А сердце просит широты…

Играй, играй, Пономаренко на баяне

И чтоб ни горя, ни беды!

 

Григорий Федорович Пономаренко – народный композитор, певец земли кубанской. Ему дарили охапками цветы, посвящали стихи, назвали его именем улицы, создали в г. Краснодаре музей.

Он обладал божьим даром – писать музыку, от которой «сердце просит широты».

  1. Прослушивание песни «Здравствуй, наша Кубань!»

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Наш Черноморский,

Наш Приазовский,

Наш Краснодарский край!

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

С солнышком встанем,

Степи распашем,

Вырастим урожай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Хлебом да солью,

Светлой любовью

В гости друзей встречай.

 

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Степью жемчужной,

Крепкою дружбой

Путь казака венчай.

 

  1. Поделитесь своими впечатлениями.

- Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки?

 

Композитор внимательно изучал народное творчество, старинные казачьи напевы. Он побывал во всех уголках нашего края, выступал с отчетами.

 

В ширь полей с холмами предков,

Где хлеба стоят, как рать,

Ты ходил, Пономаренко,

Чудо-песни собирать.

Шёл задумчиво и долго

В зазвеневшей тишине

По Уралу и по Волге,

По Кубанской стороне.

 

Для чего собирал он «чудо-песни»?

Песни обогащают душу человека, учат напевности, задушевности. За свой труд композитор был удостоен званий Народного артиста СССР. Он был народным композитором, потому, что учился у народа и писал песни для народа.

7 января 1996 года Г.Ф.Пономаренко трагически погиб в автокатастрофе, но благодаря своим песням, будет долго жить в сердцах людей.

2 февраля 2001 года в г. Краснодаре установлен памятник и мемориальная доска на доме, где он жил.

27 февраля 2005 года открыт «Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко». Музей располагается в доме по ул. Красной, 204.

В этом доме он прожил около четверти века. Двери дома всегда были распахнуты для друзей и единомышленников. Здесь можно было послушать новые песни, обсудить творческие планы, составить программу концертов.

  1. Работа по учебнику «Кубановедение» М.В.Мирук.

 

  1. Подведение итогов.

Домашнее задание: разучить отрывки из песни Г.Ф.Пономаренко. Изучить биографию по учебнику «Кубановедение» М.В.Мирук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения по теме "Вдохновенный певец России".»




Урок кубановедения


«ВДОХНОВЕННЫЙ ПЕВЕЦ РОССИИ»



















ст.Канеловская

МБОУ СОШ №7

Учитель начальных классов Горб Ирина Павловна


Тема: «Вдохновенный певец России»


Цели: Познакомить с творчеством композитора Григория Федоровича Пономаренко.

Развитие интереса к произведениям композитора.

Воспитание любви к родному краю.

  1. Содержание урока:

Богата кубанская земля талантливыми людьми. Память поколений хранит их имена, кто прославил свой край высокими урожаями, научными открытиями, спортивными рекордами и другими достижениями.

«Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых, трудолюбивых людей. Жители Кубани любят петь.

  1. На доске логические цепочки, продолжить каждую –

народ, родной край, малая Родина…

поэт, композитор…

хор, солист…

баян, гармонь…

  1. Тема нашего урока: кубанская песня и её создатели-композиторы. Какие песни поют на Кубани? На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.

Такое объединение культур породило множество народных песен, припевов, напевов.

Кубань, Кубань – души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.


Так написал кубанский поэт Сергей Хохлов о песнях нашего края.

- Как вы думаете, почему?

- Какие песни вы любите?

- Какие песни любят ваши родители?

- Что главное в песне?

- Чем она отличается от танца? Марша?

- Какие бывают песни?

- Чем они отличаются друг от друга?


  1. Одним из собирателей кубанских песен стал известный русский композитор Григорий Федорович Пономаренко.

Его детство прошло на Украине в Черниговской области в селе Морозовское. С детства маленький Гриша заслушивался игрой на баяне. Гриша схватывал всё на лету, быстро освоил нотную грамоту и научился играть на баяне. В 14 лет начинает работать баянистом в городском Доме пионеров, затем баянистом в Доме культуры Днепрогэса.

В 17 лет Григория приняли в ансамбль песни и пляски пограничных войск.

В 1938 году Пономаренко поступил на военную службу, здесь он пишет первую песню «По широкой улице проходили конники». С военным ансамблем Григорий Федорович прошел всю войну с концертами на западных фронтах страны. За время войны награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Орденом Отечественной войны II степени». В 1950 году Григорий Федорович оставляет военную службу и работает в народном оркестре имени Осипова солистом-баянистом.

С 1952 года Григорий Федорович – музыкальный руководитель Волжского народного хора в г. Куйбышев.

В 1959-1960 годах вместе с поэтом В.Ф.Боковым готовят программу для Оренбургского народного хора и создают знаменитую песню «Оренбургский пуховый платок».

С 1963 по 1973 годы Пономаренко – руководитель народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. В Волгограде композитор начинает тесное сотрудничество с поэтессой Маргаритой Агашиной – их первую песню «Что было, то было» исполнила Л.Зыкина. В сотрудничестве с Агашиной созданы песни «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка».

В 1972 году его пригласили на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». На Кубань он поехал на своей машине. Это была судьбоносная поездка. Он был очарован природой Кубани до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами, хлебными нивами, белыми хатами, казачьими песнями. Он не смог жить без Кубани. Он переехал жить на Кубань и все свое творчество, свою душу посвятил Кубани. Он написал о Кубани более 200 песен.

Григорий Федорович работал в тесном сотрудничестве с кубанскими поэтами.

  1. Прослушивание песен.

«Здравствуй, наша Кубань».

«Золотые руки – трудовые руки».

«Эх, кони, кони».

  1. Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Песня может поднять настроение, навеять грусть. Пробудит энергию, заставит задуматься, помечтать. Музыка – начинается с композитора.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

Издавна об этом думали люди и сложили много замечательных легенд о прекрасном искусстве. Одну из них я вам расскажу.

  1. На священной горе «Геликон» живут вечно юные музы – дочери бога Зевса и богини Мнемозины. Когда наступает ночь, музы поднимаются в горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна. Но особенно они славятся пением. Оно доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов. И еще одной способностью обладают музы. Стоит им только взлянуть на человека при рождении и возлить на кончик языка каплю росы, как вся его жизнь становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова и музыкальным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Тем, кого полюбили музы, являлся и композитор Григорий Пономаренко. Благодаря своим песням он получил всенародное признание. Они исполняются так часто, что уже как бы превратились из авторских в народные.

  1. Давайте встанем в хоровод и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла» (с имитацией движений).

  2. Игра «Поэты – композиторы».

На доске фамилии – К.Обойщиков, В.А.Лаптев, Г.Ф.Пономаренко, С.Хохлов, В.Г.Захарченко.

а). Назовите поэтов.

б). Назовите композиторов.

в). Послушайте стихотворение Сергея Хохлова и скажите, о ком мы продолжим свой разговор:

Притихли лунные поляны,

Молчат березы в вышине –

Пономаренко на баяне

Поёт о русской стороне…

А сердце просит откровенья,

А сердце просит широты…

Играй, играй, Пономаренко на баяне

И чтоб ни горя, ни беды!


Григорий Федорович Пономаренко – народный композитор, певец земли кубанской. Ему дарили охапками цветы, посвящали стихи, назвали его именем улицы, создали в г. Краснодаре музей.

Он обладал божьим даром – писать музыку, от которой «сердце просит широты».

  1. Прослушивание песни «Здравствуй, наша Кубань!»


Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Наш Черноморский,

Наш Приазовский,

Наш Краснодарский край!


Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

С солнышком встанем,

Степи распашем,

Вырастим урожай.


Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Хлебом да солью,

Светлой любовью

В гости друзей встречай.


Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край!

Степью жемчужной,

Крепкою дружбой

Путь казака венчай.


  1. Поделитесь своими впечатлениями.

- Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки?


Композитор внимательно изучал народное творчество, старинные казачьи напевы. Он побывал во всех уголках нашего края, выступал с отчетами.


В ширь полей с холмами предков,

Где хлеба стоят, как рать,

Ты ходил, Пономаренко,

Чудо-песни собирать.

Шёл задумчиво и долго

В зазвеневшей тишине

По Уралу и по Волге,

По Кубанской стороне.


Для чего собирал он «чудо-песни»?

Песни обогащают душу человека, учат напевности, задушевности. За свой труд композитор был удостоен званий Народного артиста СССР. Он был народным композитором, потому, что учился у народа и писал песни для народа.

7 января 1996 года Г.Ф.Пономаренко трагически погиб в автокатастрофе, но благодаря своим песням, будет долго жить в сердцах людей.

2 февраля 2001 года в г. Краснодаре установлен памятник и мемориальная доска на доме, где он жил.

27 февраля 2005 года открыт «Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко». Музей располагается в доме по ул. Красной, 204.

В этом доме он прожил около четверти века. Двери дома всегда были распахнуты для друзей и единомышленников. Здесь можно было послушать новые песни, обсудить творческие планы, составить программу концертов.

  1. Работа по учебнику «Кубановедение» М.В.Мирук.


  1. Подведение итогов.

Домашнее задание: разучить отрывки из песни Г.Ф.Пономаренко. Изучить биографию по учебнику «Кубановедение» М.В.Мирук.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок кубановедения по теме "Вдохновенный певец России".

Автор: Горб Ирина Павловна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства