Тема четверти: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
Тема урока: «Бояре, а мы к вам пришли»
Цель урока:
- расширить представление детей о народной культуре;
- познакомить учащихся с исполнителями народной музыки;
- закрепить знания о народных традициях и обрядах.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с группами музыкальных инструментов. Разучить песню “В нашем оркестре”. Закрепить умение читать ритмический рисунок.
- Развивать вокально-хоровые и ритмические навыки; интонационно- стилевые представления, начальные навыки музыкальной импровизации, выражение её с помощью собственных эмоций. Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.
- Воспитывать музыкальную культуры.
Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.
Оборудование:
Синтезатор, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
I организационный момент:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
II Закрепление темы прошлого урока:
Учитель: - Доброе утро, дорогие ребята, учителя, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех в нашем красивом и уютном классе.
- Ребята, давайте вспомним тему четверти
Учащиеся: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
Учитель: - Приглашаю вас вместе со мной узнать удивительное и новое о музыке русского народа, о народном творчестве, о его традициях и обрядах. Я думаю, что вы с удовольствием поделитесь тем, о чём узнали, чему научились. А какой же праздник без гостей?
Учитель: -На прошлых уроках мы говорили о музыкальных инструментах, а каким общим словом они объединены , мы узнаем отгадав кроссворд. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
Загадки:
- Его бьют, а он песни поет (бубен).
- Внимание, на экран (видео Баян).
- В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает – скачет! (Рожок).
4. Эх, топну ногой
Да притопну ножками.
Развеселый у нас
Будет танец с … (ложками)
5. Близкая родственница балалайки,
Из дерева, три струны, но по форме кругла (Домра)
6. Морщинистый Тит всю деревню веселит (можно видео Гармонь)
7. До. Ре, Ми. Фа. Соль. Ля. Си –
Прилетели воробьи
На мою тетрадку сели
И мелодию запели (Ноты)
8. Внимание, на экран (видео № 167 - Балалайка)
Учитель: - Какое слово получилось по вертикали?
Учащиеся:- Народный
Учитель: - А что может быть народным? ( инструменты, быт,одежда, архитектура, прикладное искусство -
Учитель: - Сегодня очень важно говорить о народной культуре. Ведь это история нашего народа. Но лучше всех рассказывает о жизни человека – народная песня. Я хочу, чтобы мы начали своё исполнение песней- пляской, которая пришла к нам из глубины веков «Светит месяц», тем более, что у вас тоже есть свои музыкальные инструменты.
(Исполнение песни- пляски «Светит месяц»)
Учитель: - Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого человека, крестьянина?
Учащиеся: - Вырастить урожай, хлеб-главное богатство, без хлеба человеку трудно прожить.
Учитель: - Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают крестьянские праздники и обряды. У крестьянина был свой календарь.
Учитель: - Когда же начинались праздники? Когда крестьянин мог передохнуть, в какое время года не нужно было ухаживать за урожаем?
Ученики: - Зимой. Январь называли в народе – январь – просинец, увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ.
Учитель: - Тогда чем занимались люди зимой?
Ученики: - В это время молодые люди надевали лучшую одежду, другие обряжались в образы разных животных и ходили по дворам желали добра друг другу и хорошего урожая в новом году, с песнями и играми. Мы тоже знаем такую песню – игру «Тень-тень».
(Исполнение песни-игры по ролям: «Тень- тень»)
Учитель: А женихи присматривали невест. Именно так появилась русская народная песня: «Бояре, а мы к вам пришли».
( Слушание и разучивание р.н.п. «Бояре, а мы к вам пришли»)
1. По фразам, обратить внимание на ритм песни, на фразировку, и штрихи.
Первая группа
Вторая группа
1.Бояре, а мы к вам пришли!
Молодые, а мы к вам пришли!
2. Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
3. Бояре, нам вот эта мила,
Отдавайте, нам невесту навсегда!
- Бояре, а зачем вы пришли?
Молодые, а зачем вы пришли?
- Бояре, а какая, вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Учитель: - Наступил ФЕВРАЛЬ. Зима ещё не хочет прощаться с народом, нравятся ей веселые песни да пляски, любуется она детскими забавами.
( исполнение попевки «Шаловливые сосульки»).
Учитель: - А весна все больше вступает в свои права.
И вот: веселитесь друзья,
К нам весна идет сюда!
Весна придет – солнце взойдет,
Сгонит снежки, разольются быстрые реки,
Расцветут в поле цветочки,
Все Ракитовы кусточки.
Промеж этих кусточков
Зея - река протекала,
А на этих на кусточках –
Мелки пташечки поют,
Мелки пташечки – канареечки,
Очень весело поют!
Солнце красное вставай,
Тьму гони кромешную.
Зима-зимушка, прощай,
Здравствуй, утро вешнее!
Учитель: Сейчас мы с вами попадем в весенний лес, и будем подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной. Я вам буду говорить текст, а дети будут озвучивать (гости могут помогать детям).
Фонопедическое упражнение « Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнце. (Все дети поднимают вверх, как бы приветствуя солнце)
С пригорка побежал веселый ручеек. ( Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка).
До краев наполнил большую глубокую лужу. ( Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).
Перелился через край.
И дальше побежал.
Выбрались из-под коры жучки ( ж-ж-ж-ж-ж) и букашки (з-з-з-з-з-з).
Расправили крылышки и полетели.
Вдруг под кучей хвороста что- то зашуршало.
И вылез ёжик.
Лес наполнился птичьими голосами. ( кукушки, синички, вороны)
Вот и пришла весна. ( Каждый поет свой звук, как в начале упражнения).
III. Обобщение урока:
- На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.
- Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что они могут иметь высоту и разную длительность.
- Шумовые звуки окружают нас каждый день в природе, а музыку мы можем услышать по радио, телевидению, в концертном зале, театре, кино, в записях на магнитофоне.
- Где мы услышали звуки весны?
- Звуки весны можно услышать не только в музыке, но и в картинах художников и в стихах поэтов.
- В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда можем определить настроение, которое нам передал композитор.
- Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может
IV. Домашнее задание:
Записать в тетрадь пословицы, народные приметы о весне.