kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по музыке "Музыкальные сюжеты в литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.

Задачи:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

 - Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке "Музыкальные сюжеты в литературе"»


Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.

Цели урока:

Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.

Задачи:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Личностные УУД

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством;

  • использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира в процессе самообразования.

Познавательные УУД

  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.

Регулятивные УУД

  • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров;

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой;

  • осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

  • оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные УУД

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;


Музыкальный материал урока:

К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

Ю. Визбор. Наполним музыкой сердца (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Садитесь удобно. Сегодня нас ожидает еще одна встреча с искусством. Я желаю вам творческой работы, ярких эмоциональных впечатлений.


  1. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов о музыке.

Анализ прочитанного.

Учитель: А только ли стихи могут говорить о музыке? (ответы уч-ся)

Откройте учебники на странице 116. Прочитайте вслух отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы».

- В чем смысл рассказа? (ответы уч-ся)

- На столе карточки с названиями музыкальных жанров. Выберите те, которые связаны с литературой. Прикрепите на доске. В конце урока вы определите музыкальный жанр прямым образом связанным с литературой.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

О несчастных и счастливых.

О добре и зле.

О лютой ненависти

И святой любви,

Что творилось,

Что творится на твоей земле –

Всё в этой музыке

Ты только улови.

(К. Никольский)

  1. Сообщение темы урока. Постановка задач.

Учитель:

— Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и

спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В

музыке вся наша жизнь. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы

взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Музыка

бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её

силой отступала даже смерть.

Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литера-

туре.

  1. Работа по теме урока.

1. Легенды о музыке

— Люди давным-давно слагали легенды о силе музыки. Но, наверное, самым известным мифом античного мира является миф об Орфее.

Прекрасная античность — золотой век человечества, эпоха, когда преклонялись перед искусством. Эпос Гомера рисует многочисленные состязания певцов, которые способны глубоко очаровывать слушателя своим искусством.

Так вот, Орфей — один из легендарных прародителей самоотверженных певцов и музыкантов, голос которого покорял не только людей и природу, но и диких зверей, которые забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, окружали и слушали его пение с покорностью и вниманием.

Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141.

Самостоятельное чтение учащихся

Учитель:

- Кто же такой Орфей?

Ученики:

- Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.

Учитель:

-Помните, когда мы с вами говорили о балете, мы слушали замечательное произведение из оперы «Орфей и Эвридика».. Послушайте фрагмент из оперы «Орфей и Эвридика». О чем рассказывает музыка?

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (заслушиваются ответы детей).

Учитель:

Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.

Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)

2. Актуализация полученных знаний.

3. Работа в группах по карточкам.

1. Почему сегодня тему урока «Музыкальные сюжеты в литературе» мы раскрывали через жанр оперы?

2. Назовите писателей, поэтов, в чьих произведениях музыка становилась главным действующим лицом?

3. Что дает музыка литературе, а литература музыке?

V. Слушание музыки. Ю. Визбор. Наполним музыкой сердца.

Вокально-хоровая работа над песней.

    1. Распевание.

    2. Работа над отдельными фрагментами песни.

— Прежде чем мы продолжим разучивать дальше эту песню, вспомните, в каком настроении мы должны её исполнять.

VI. Рефлексия.

-В каком музыкальном жанре главным героем стала музыка?

-Что нового узнали на уроке?

-Что вызвало затруднения?

VII.Оценивание своей работы.

VIII. Итог урока.

— Мы изучили первую часть учебника, значительную часть.

Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека — универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определенность.

VIII. Домашнее задание.


Подобрать песни по теме урока.

Спасибо за работу!.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по музыке "Музыкальные сюжеты в литературе"

Автор: Кондакова Татьяна Анатольевна

Дата: 07.03.2017

Номер свидетельства: 398313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока музыки во 2 классе  «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка»."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokamuzykivo2klassievghostiakhuskazkibalietssprokofievazolushka"
    ["file_id"] => string(6) "258570"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448527767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "доклад на тему " Развитие музыкально- творческих способностей учащихся на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(97) "doklad-na-tiemu-razvitiie-muzykal-no-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "142030"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418219050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "урок музыки "Второе путешествие в музыкальный театр" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "108781"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403857699"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(61) "zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "255253"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447882622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства