Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.
Задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке "Музыкальные сюжеты в литературе"»
Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.
Цели урока:
Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.
Задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Личностные УУД
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
понимание жизненного классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира в процессе самообразования.
Познавательные УУД
устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.
Регулятивные УУД
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства;
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой;
осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Музыкальный материал урока:
К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
Ю. Визбор. Наполним музыкой сердца (пение).
Дополнительный материал: портреты композиторов.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Садитесь удобно. Сегодня нас ожидает еще одна встреча с искусством. Я желаю вам творческой работы, ярких эмоциональных впечатлений.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихов о музыке.
Анализ прочитанного.
Учитель: А тольколи стихи могут говорить о музыке? (ответы уч-ся)
Откройте учебники на странице 116. Прочитайте вслух отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы».
- В чем смысл рассказа? (ответы уч-ся)
- На столе карточки с названиями музыкальных жанров. Выберите те, которые связаны с литературой. Прикрепите на доске. В конце урока вы определите музыкальный жанр прямым образом связанным с литературой.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
О несчастных и счастливых.
О добре и зле.
О лютой ненависти
И святой любви,
Что творилось,
Что творится на твоей земле –
Всё в этой музыке
Ты только улови.
(К. Никольский)
Сообщение темы урока. Постановка задач.
Учитель:
— Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и
спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В
музыке вся наша жизнь. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы
взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Музыка
бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её
силой отступала даже смерть.
Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литера-
туре.
Работа по теме урока.
1. Легенды о музыке
— Люди давным-давно слагали легенды о силе музыки. Но, наверное, самым известным мифом античного мира является миф об Орфее.
Прекрасная античность — золотой век человечества, эпоха, когда преклонялись перед искусством. Эпос Гомера рисует многочисленные состязания певцов, которые способны глубоко очаровывать слушателя своим искусством.
Так вот, Орфей — один из легендарных прародителей самоотверженных певцов и музыкантов, голос которого покорял не только людей и природу, но и диких зверей, которые забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, окружали и слушали его пение с покорностью и вниманием.
Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141.
Самостоятельное чтение учащихся
Учитель:
- Кто же такой Орфей?
Ученики:
- Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.
Учитель:
-Помните, когда мы с вами говорили о балете, мы слушали замечательное произведение из оперы «Орфей и Эвридика».. Послушайте фрагмент из оперы «Орфей и Эвридика». О чем рассказывает музыка?
Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (заслушиваются ответы детей).
Учитель:
Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было.
Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)
2. Актуализация полученных знаний.
3. Работа в группах по карточкам.
1. Почему сегодня тему урока «Музыкальные сюжеты в литературе» мы раскрывали через жанр оперы?
2. Назовите писателей, поэтов, в чьих произведениях музыка становилась главным действующим лицом?
3. Что дает музыка литературе, а литература музыке?
V. Слушание музыки. Ю. Визбор. Наполним музыкой сердца.
Вокально-хоровая работа над песней.
Распевание.
Работа над отдельными фрагментами песни.
— Прежде чем мы продолжим разучивать дальше эту песню, вспомните, в каком настроении мы должны её исполнять.
VI. Рефлексия.
-В каком музыкальном жанре главным героем стала музыка?
-Что нового узнали на уроке?
-Что вызвало затруднения?
VII.Оценивание своей работы.
VIII. Итог урока.
— Мы изучили первую часть учебника, значительную часть.
Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека — универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.
Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определенность.