kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки во 2-м классе по теме:

Раздел «В музыкальном театре»

Тема урока: «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка»

Тип урока – изучение  нового материала.

Форма урока – урок – сказка

Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.

обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).

развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.

Создание терминологического словаря по теме;

Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, балетом С.Прокофьева «Золушка».

Предметные:

Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение перевода образного строя  одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки.
Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»;
развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.

Метапредметные:

Работать с разными видами информации об искусстве балета;

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы

Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Моздок РСО - Алания

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».

Урок разработала

Казакова Светлана Владимировна

учитель музыки, 1 категории

Раздел «В музыкальном театре»

Тема урока: «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка»

Тип урока – изучение нового материала.

Форма урока – урок – сказка


Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.

обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).

развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.

Создание терминологического словаря по теме;

Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, балетом С.Прокофьева «Золушка».

Предметные:

Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение перевода образного строя одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки.
Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»;
развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.

Метапредметные:

Работать с разными видами информации об искусстве балета;

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы


Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.


Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Ход урока


1.Организационный этап. Вход под музыку Темы Малыша из оперы «Воли семеро козлят» Мариана Викторовича Коваля Слайд 1

Здравствуйте ребята!

-А кто мне скажет, что за музыка сейчас прозвучала?

- Кто автор этого произведения?

Правильно – это тема Малыша из оперы «Волк и семеро козлят» Мариана Викторовича Коваля .Именно эта замечательная музыка поможет нам с вами продолжить совершать необыкновенное путешествие - экскурсию в мир музыкальной сказки, которая живет в музыкальном театре . Давайте вместе назовем тему нашего сегодняшнего урока

2.Объяснение нового материала.

Слайд №2

Звучит песня « Балет». Текст песни  музыка: Игорь Николаев слова: Илья Резник.

1.Актуализация полученных знаний

Учитель:  Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Для них раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.

Учитель: Дети, как вы думаете, что такое балет?

Дети: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.

Учитель: А вы помните, как нужно себя вести во время спектакля? Согласны вы с героиней стихотворения А. Л. Барто « В театре»? ( Запись в исполнении Р.Зеленой)



Ученики: обсуждают стихотворение


Учитель: Французское слово «ballet» произошло от итальянского «balletto» - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Представляете, какая это трудная задача - рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием. Ведь очень часто, читая книги, мы представляем себя в том или ином образе. Конечно, все это надо оживить, а может сочинить сказку. Наверное, все мы любим сказки. Сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Золушка», «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», все не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями так же, как если бы слышали их речь.

Ребята, кто читал сказку Золушка? Что же там произошло в сказке?

Дети рассказывают сюжет сказки.

Учитель:

Кто из ребят не знаком с поэтическим рассказом о девочке, обретающей счастье в награду за трудолюбие и доброе, отзывчивое сердце. Героиня этой старой и вместе с тем вечно юной сказки — скромная Золушка. Детская сказка о маленькой труженице с большой душой сделалась сюжетом многих замечательных произведений искусства. Среди них — балет "Золушка" С. Прокофьева, написанный им в 1944 году. Композитор создал новый вариант сказки». Его Золушка сделалась более мечтательной и романтичной, а сказка зазвучала более радостно в светлой музыке балета .В нем не нашлось места для недоброго и уродливого - где даже тупые и жестокие сестры и мачеха высмеяны композитором с лукавым озорством, но без злости. Балет был впервые поставлен 21 ноября 1945 года на сцене Большого театр». Партию Золушки исполняла замечательная советская балерина Галина Уланова. В 1946 году из номеров балета С. Прокофьев составил три сюиты для симфонического оркестра.

Слушание фрагмента “Вальс” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.

После слушания, беседа с детьми.

Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.

Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?

Вальс

Дети: Да.

Учитель: Что же нам помогает это почувствовать?

Дети: Ритмический рисунок.

Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.

Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?

Дети: Танцевали.

Учитель:  Какой характер этого танца?

Дети: Яркий, праздничный, блестящий, игривый.

Учитель: Какой музыкальный образ он рисует?

Дети: Он рисует Золушку, которая хочет попасть во дворец и впервые в жизни отправляется на бал.

Учитель: Этот вальс звучит в самом разгаре бала. А вальс всегда одного характера?

Дети: Нет, потому что музыка изменила свой характер.

Учитель: Почему музыка стала тревожной?

Дети: Стрелки часов стали приближаться к двенадцати.

Учитель: Почему изменилась музыка во второй части после боя часов?

Дети:  Музыка стала грустная, полная разочарования, так как Золушка вновь превратилась в бедную девушку. Исчезло красивое платье, карета.


На интерактивной доске слова, определяющие настроение. Тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.

Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты.

Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? Дети отвечают. Ответы ребят сравниваем со словами на доске.

Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?

Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.

Учитель:  ребята кто , попробует ответить, так что же такое - балет?

Что делали главные действующие лица?

/Варианты ответов детей/. Дайте определение.

Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.

Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.

Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями.

Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.

Произведение

П.И.Чайковский

С.С.Прокофьев

«Детский альбом»



« Детская музыка»



« Сказочка»



« Времена года»





После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски.

Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?

Дети: Балет “Золушка”.

Учитель: Вот как музыка рассказала о танце и привела нас в балет.

Учитель: А какие инструменты вы услышали?


Дети перечисляют инструменты.

Зачеркните лишнее

Учитель: Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах?

Дети: Оркестр.

Учитель: Как называется человек, который руководит оркестром?

Дети: Дирижер это руководитель, организатор, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра показывает, когда нужно играть.

ГЕРГИЕВ ВАЛЕРИЙ АБИСАЛОВИ –с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. СегодняГергиев считается одним из ведущих дирижёров мира...

Учитель:  Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве. Вскоре его семья переехала в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северной Осетии.

Итог урока:

С. Прокофьев был удивительный сказочник. Он умел разглядеть в сказке глубину и мудрость. До конца своих дней он сохранил способность радоваться “чуду” жизни.

Д. Кабалевский рассказывает в своих воспоминаниях, что Прокофьев и в 50 с лишним лет, прогуливаясь с друзьями по лесу, мог засунуть старую туфлю в муравейник и по-детски восхищаться – какие роскошные залы устроят себе муравьи в этом дворце!

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает свои замыслы и жизненное содержание. От наблюдения за жизнью одного музыкального образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных между собой, к определению драматического развития.

В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.

Учитель: О чем рассказывает балет?

Дети: О Золушке.


Учитель:  Как Золушка относилась к капризам своих сестер?

Дети:  Она оставалась доброй и мягкой.

Учитель: Что же потеряла героиня? А может быть, она что - то приобрела?

Дети: Она приобрела чувство любви. Сбылась её мечта – танцевать на балу.

Учитель: Как вы считаете, какая самая большая радость для Золушки?

Дети: Сбылись ее мечты, в душе Золушки осталась радость и доброта.

Загадка – балет написан в 1944 году. Как вы думаете, почему, в столь тяжелый военный год, композитор пишет сказку? Что хотел сказать С. Прокофьев своей сказкой?

Дети: В сказке добро побеждает зло. Прокофьев верил в победу.

Учитель: Сформулируйте основную мысль балета двумя словами.

Дети: Победа добра.

Учитель: Вы совершенно правы. Умная доброта способна преодолеть жестокость! Со злом может и должен бороться каждый из вас. В старом фильме о Золушке была замечательная песня – « Добрый жук». Давайте, вспомним ее сегодня!

Песня из кинофильма « Золушка»


Встаньте, дети, встаньте в круг, 
Встаньте в круг, встаньте в круг! 
Жил на свете добрый жук, 
Старый общий друг. 

Никогда он не ворчал, 
Не кричал, не пищал, 
Громко крыльями трещал, 
Строго ссоры запрещал. 

Встаньте, дети, встаньте в круг, 
Встаньте в круг, встаньте в круг! 
Ты мой друг, и я твой друг, 
Старый верный друг! 
Полюбили мы жука — 
Старика-добряка, — 
Очень уж душа легка 
У него, весельчака. 

Встаньте, дети, встаньте в круг, 
Встаньте в круг, встаньте в круг! 
Ты мой друг, и я твой друг, 
Старый верный друг!

Учитель: Что на этом уроке было для вас новым?

Дети: Узнали, что такое балет, смотрели видеофрагменты балетов. Послушали, как танец нарисовал нам внутренний мир, чувства, мысли, переживания героев.
Учитель: Сегодня мы сделаем для себя очень ценный вывод, подводя итоги сегодняшнего урока: что искусство живет по законам жизни. Есть замечательное высказывание – “Зорко одно лишь сердце”. Искусство балета учит его слушать и понимать.

Выход из класса под музыку песни « Добрый ж







4. Итог урока.

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

5. Рефлексия . Слайд №9


Список используемых источников:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.

3. http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , материалы официального сайта Анастасии Смирновой, находящиеся в открытом доступе. Слайды №№3,4,6,8,9.

4.http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , материалы сайта EVA.RU находящиеся в открытом доступе. Слайды №№1,2,5,6,8,9.

5. http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».

Автор: Казакова Светлана Владимировна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258570

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства