Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».
Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».
Урок музыки во 2-м классе по теме:
Раздел «В музыкальном театре»
Тема урока: «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка»
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок – сказка
Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.
обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).
развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.
Создание терминологического словаря по теме;
Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, балетом С.Прокофьева «Золушка».
Предметные:
Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение перевода образного строя одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки.
Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»;
развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.
Метапредметные:
Работать с разными видами информации об искусстве балета;
способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.
Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы
Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
г. Моздок РСО - Алания
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка».
Урок разработала
Казакова Светлана Владимировна
учитель музыки, 1 категории
Раздел «В музыкальном театре»
Тема урока: «В гостях у сказки. Балет С.С. Прокофьева «Золушка»
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок – сказка
Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.
обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).
развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.
Создание терминологического словаря по теме;
Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, балетом С.Прокофьева «Золушка».
Предметные:
Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение перевода образного строя одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки. Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»; развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.
Метапредметные:
Работать с разными видами информации об искусстве балета;
способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.
Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы
Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1.Организационный этап. Вход под музыку Темы Малыша из оперы «Воли семеро козлят» Мариана Викторовича Коваля Слайд 1
Здравствуйте ребята!
-А кто мне скажет, что за музыка сейчас прозвучала?
- Кто автор этого произведения?
Правильно – это тема Малыша из оперы «Волк и семеро козлят» Мариана Викторовича Коваля .Именно эта замечательная музыка поможет нам с вами продолжить совершать необыкновенное путешествие - экскурсию в мир музыкальной сказки, которая живет в музыкальном театре . Давайте вместе назовем тему нашего сегодняшнего урока
2.Объяснение нового материала.
Слайд №2
Звучит песня « Балет». Текст песни музыка: Игорь Николаев слова: Илья Резник.
1.Актуализация полученных знаний
Учитель: Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Для них раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.
Учитель: Дети, как вы думаете, что такое балет?
Дети: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
Учитель: А вы помните, как нужно себя вести во время спектакля? Согласны вы с героиней стихотворения А. Л. Барто « В театре»? ( Запись в исполнении Р.Зеленой)
Ученики: обсуждают стихотворение
Учитель: Французское слово «ballet» произошло от итальянского «balletto» - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Представляете, какая это трудная задача - рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием. Ведь очень часто, читая книги, мы представляем себя в том или ином образе. Конечно, все это надо оживить, а может сочинить сказку. Наверное, все мы любим сказки. Сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Золушка», «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», все не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями так же, как если бы слышали их речь.
Ребята, кто читал сказку Золушка? Что же там произошло в сказке?
Дети рассказывают сюжет сказки.
Учитель:
Кто из ребят не знаком с поэтическим рассказом о девочке, обретающей счастье в награду за трудолюбие и доброе, отзывчивое сердце. Героиня этой старой и вместе с тем вечно юной сказки — скромная Золушка. Детская сказка о маленькой труженице с большой душой сделалась сюжетом многих замечательных произведений искусства. Среди них — балет "Золушка" С. Прокофьева, написанный им в 1944 году. Композитор создал новый вариант сказки». Его Золушка сделалась более мечтательной и романтичной, а сказка зазвучала более радостно в светлой музыке балета .В нем не нашлось места для недоброго и уродливого - где даже тупые и жестокие сестры и мачеха высмеяны композитором с лукавым озорством, но без злости. Балет был впервые поставлен 21 ноября 1945 года на сцене Большого театр». Партию Золушки исполняла замечательная советская балерина Галина Уланова. В 1946 году из номеров балета С. Прокофьев составил три сюиты для симфонического оркестра.
Слушание фрагмента “Вальс” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.
После слушания, беседа с детьми.
Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?
Вальс
Дети: Да.
Учитель: Что же нам помогает это почувствовать?
Дети: Ритмический рисунок.
Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.
Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?
Дети: Танцевали.
Учитель: Какой характер этого танца?
Дети: Яркий, праздничный, блестящий, игривый.
Учитель: Какой музыкальный образ он рисует?
Дети: Он рисует Золушку, которая хочет попасть во дворец и впервые в жизни отправляется на бал.
Учитель: Этот вальс звучит в самом разгаре бала. А вальс всегда одного характера?
Дети: Нет, потому что музыка изменила свой характер.
Учитель: Почему музыка стала тревожной?
Дети: Стрелки часов стали приближаться к двенадцати.
Учитель: Почему изменилась музыка во второй части после боя часов?
Дети: Музыка стала грустная, полная разочарования, так как Золушка вновь превратилась в бедную девушку. Исчезло красивое платье, карета.
На интерактивной доске слова, определяющие настроение. Тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.
Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты.
Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? Дети отвечают. Ответы ребят сравниваем со словами на доске.
Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?
Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.
Учитель: ребята кто , попробует ответить, так что же такое - балет?
Что делали главные действующие лица?
/Варианты ответов детей/. Дайте определение.
Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.
Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями.
Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.
Произведение
П.И.Чайковский
С.С.Прокофьев
«Детский альбом»
« Детская музыка»
« Сказочка»
« Времена года»
После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски.
Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?
Дети: Балет “Золушка”.
Учитель: Вот как музыка рассказала о танце и привела нас в балет.
Учитель: А какие инструменты вы услышали?
Дети перечисляют инструменты.
Зачеркните лишнее
Учитель: Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах?
Дети: Оркестр.
Учитель: Как называется человек, который руководит оркестром?
Дети: Дирижерэто руководитель, организатор, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра показывает, когда нужно играть.
ГЕРГИЕВ ВАЛЕРИЙ АБИСАЛОВИ –с 1996онявляется художественнымруководителем-директором Мариинского театра. СегодняГергиевсчитается одним из ведущихдирижёровмира...
Учитель:Гергиевродился 2 мая 1953 года в Москве. Вскоре его семья переехала в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северной Осетии.
Итог урока:
С. Прокофьев был удивительный сказочник. Он умел разглядеть в сказке глубину и мудрость. До конца своих дней он сохранил способность радоваться “чуду” жизни.
Д. Кабалевский рассказывает в своих воспоминаниях, что Прокофьев и в 50 с лишним лет, прогуливаясь с друзьями по лесу, мог засунуть старую туфлю в муравейник и по-детски восхищаться – какие роскошные залы устроят себе муравьи в этом дворце!
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает свои замыслы и жизненное содержание. От наблюдения за жизнью одного музыкального образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных между собой, к определению драматического развития.
В каждой сказке есть доля правды. В балете “Золушка” композитор воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу”.
Учитель: О чем рассказывает балет?
Дети: О Золушке.
Учитель: Как Золушка относилась к капризам своих сестер?
Дети: Она оставалась доброй и мягкой.
Учитель: Что же потеряла героиня? А может быть, она что - то приобрела?
Дети: Она приобрела чувство любви. Сбылась её мечта – танцевать на балу.
Учитель: Как вы считаете, какая самая большая радость для Золушки?
Дети: Сбылись ее мечты, в душе Золушки осталась радость и доброта.
Загадка – балет написан в 1944 году. Как вы думаете, почему, в столь тяжелый военный год, композитор пишет сказку? Что хотел сказать С. Прокофьев своей сказкой?
Дети: В сказке добро побеждает зло. Прокофьев верил в победу.
Учитель: Сформулируйте основную мысль балета двумя словами.
Дети: Победа добра.
Учитель: Вы совершенно правы. Умная доброта способна преодолеть жестокость! Со злом может и должен бороться каждый из вас. В старом фильме о Золушке была замечательная песня – « Добрый жук». Давайте, вспомним ее сегодня!
Песня из кинофильма « Золушка»
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый общий друг.
Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг! Полюбили мы жука — Старика-добряка, — Очень уж душа легка У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг!
Учитель: Что на этом уроке было для вас новым?
Дети: Узнали, что такое балет, смотрели видеофрагменты балетов. Послушали, как танец нарисовал нам внутренний мир, чувства, мысли, переживания героев. Учитель: Сегодня мы сделаем для себя очень ценный вывод, подводя итоги сегодняшнего урока: что искусство живет по законам жизни. Есть замечательное высказывание – “Зорко одно лишь сердце”. Искусство балета учит его слушать и понимать.
Выход из класса под музыку песни « Добрый ж
4. Итог урока.
Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?
Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.
3. http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , материалы официального сайта Анастасии Смирновой, находящиеся в открытом доступе. Слайды №№3,4,6,8,9.
4.http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , материалы сайта EVA.RU находящиеся в открытом доступе. Слайды №№1,2,5,6,8,9.
5. http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.