| Мотивационный оргмомент целеполаган ие | Музыкальное приветствие с повтором по два раза, каждый раз на пол тона выше, с выполнением установки (тихо, громко, нежно, радостно) -Здравствуйте ребята! - Здравствуйте, мальчишки! -Здравствуйте, девчонки! -Вам знаком фрагмент, под который вы вошли в класс? -Где мы встречались с этой музыкой? -Как вы думаете, можем ли мы встретиться в музыкальном театре с другой музыкой? -Хотите более точно узнать об этом? -Что нам может помочь? -Чтобы помочь определить маршрут нашего путешествия я Предлагаю загадку «Лебединое озеро» он и «Щелкунчик». Люди любят его, он в этом везунчик. -Мы ведь уже имеем представление о балете, а нужно ли нам ещё об этом говорить? Зачем? -подскажите мне, какой музыкальный жанр лежит в основе балета. Раздать на 2 группы карточки со словами цели урока, предложить правильно сформулировать цель | Дети входят в класс под звучание фрагмента из оперы М.И. Глинка «Иван Сусанин» хор «Славься» (маршируют) Приветствие принимает разную окраску, исполняют дружно, точно. -Знаком. -на прошлом уроке, мы совершили первое путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой. -Высказываются предположения. -Да - Мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр. -дети определяют тему урока, отгадывая загадку «Балет» -интересно -узнать что – то новое -чтобы быть образованным -танец Работая в группах, формулируют цель на урок | К.- совместная деятельность, реакция на звучание музыки, групповое участие в исполнении. Р-слуховой контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников. Л –проявление эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу Р- определение темы, принятие цели Р-планирование деятельности Л-самоопределение,осознание необходимости самосовершенствования К-умение помочь и договориться |
| Операциональный | Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями) Показ фрагмента из балета.(танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей) -Как композитор подчеркивает, с одной стороны, сказочность событий балета, с другой – национальный колорит? -Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере. -Вспомните, кто участвует в постановке музыкального спектакля? (показ презентации) - Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета? (учитель предлагает несколько вариантов ответов на слайде презентации, например: вокализ, либретто, стаккато, адажио) -Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. -Выберите на картинках изображения, соответствующие литературным жанрам, которые могут стать основой сюжета для балетного спектакля? Итак, Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. -мы отправляемся куда? -Чтобы продолжить знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского. -Определите название балета, действие которого происходит в Рождественскую ночь. -спасибо за информацию, обратите внимание на слайды презентации, здесь вы увидите знаменитых русских танцоров балета, которые исполняли главные роли в балете «Щелкунчик»(Галина Сергеевна Уланова – в роли Маши, Михаил Барышников в роли Щелкунчика, Николай Цескаридзе), а на странице учебника 58, 59,60, 61 вы увидите изображения лучших отечественных танцоров. -На данный момент урока узнали что то новое? -Какие действия вы выполнили? - А какими методами ещё мы можем достичь цели нашего урока? Тогда закройте глазки и приготовьтесь отправиться в сказку. …Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.” Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев» - Что услышали? -Может, что- то показалось необычным? - Как вы полагаете, зачем П.И. Чайковский вводит хор в партитуру балета? -как называется такое пение, когда нет слов? (слайд со словами, предложенными ранее) Вокально-хоровая работа -я предлагаю вам разучить мелодию этого вокализа и попытаться исполнить этот фрагмент балета. Музыкально – пластическая импровизация. -Предлагаю желающим надеть пачки, и пластическими движениями передать свои ощущения от звучания фрагмента -Скажите мне, пожалуйста, если бы Гофман не написал сказку «Щелкунчик», П.И. Чайковский создал бы этот замечательный балет? - А помните, что в первом полугодии мы говорим с вами на тему? -И что же произошло бы? | Учащиеся смотрят презентацию. Музыка сказочная, но узнаваемы интонации танцев народов мира. Работа в группах (тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). -Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета. Работают в парах, приходят к общему мнению, выбирают (сказки, поэмы, легенды, драмы) -в театр -Щелкунчик Краткое сообщение учащихся о первой постановке балета (Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. Литературный первоисточник сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Сказка Гофмана впервые была опубликована в 1816 году) -Да.(обобщают увиденное, услышанное) -читали, слушали сообщения, смотрели презентацию, отгадывали загадки. -можно потанцевать, посмотреть, попеть. -таинственность, кружение, волшебность, Рождественское настроение, предвкушение чуда. Танцевальность. -в третьей части звучал хор. - детские голоса звучат светло и красиво, снимают тревожность. -выбирают слово вокализ, конкретизируют, что вокализ – это песня без слов. -разучивают мелодию, -исполняют вместе и по группам, -анализируют соё исполнение и исполнение ребят. - дети сами выбирают себе роль, кто хочет изображает снежинок, кто хочет, просто дирижирует или подпевает звучащему хору. -Нет, потому, что не было бы этого сюжета, но мог бы быть другой. -«Что бы стало с музыкой, если бы не было литературы» -музыка потеряла бы интересные сюжетные линии. Жанр балета, неразрывно связан с литературой. | П-анализ предложенного материала Л- эмоциональный отклик на предложенный материал Р,К-выдвигают версии, П-использование источника достоверной информации Р,К-выдвигают версии, обсуждают, высказывают своё мненеие П-логические, анализ с целью выделения признаков П-общеучебные, умение находить, предоставлять и использовать информацию П-анализируют, рассуждают К-участие в коллективном исполнении. Л- выражение своего отношения к музыкальному материалу в пении и движении Л- умение аргументировать |