kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки "Второе путешествие в музыкальный театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки, «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет», составлен по программе «Музыка» 5-7 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. Урок четырнадцатый в разделе «Музыка и литература». К этому уроку обучающиеся уже имеют понятие о взаимосвязи музыки и литературы, жанрах вокальной и инструментальной музыки, знакомы с именами выдающихся музыкантов и композиторов. На предыдущем уроке сформированы понятия о значении сюжета в создании музыкального спектакля, либретто об участии композитора в создании текста либретто, его доработке, отделке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок музыки "Второе путешествие в музыкальный театр" »











ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»







Исполнитель: Шоломова Ольга Павловна

Должность: учитель музыки

МБОУ «Верхнетолшменская ООШ»


















2013


Технологическая карта урока


Предмет музыка Класс 5

Базовый учебник Музыка 5 класс Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение» 2010 год

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Цель урока: Сформировать представление о музыке, создающей образ танца

Задачи урока.

Образовательная: продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением и свойствами синтетического искусства, познакомить с именами замечательных представителей отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, Ю. Григорович и др.)

Развивающая: умение осмысленно воспринимать и передавать, используя метод пластического интонирования, услышанные образы.

Воспитывающая: уважение к творчеству мастеров русского музыкального и балетного искусства.

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов.

Необходимое оборудование: Музыкальный центр, СD диски с необходимым музыкальным материалом, компьютер, презентация к уроку, карточки с эмблемами профессий, видеофрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский, хоровая партитура «Вальс снежных хлопьев», правила работы в группе.






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


Мотивационный





оргмомент






целеполаган


ие







Музыкальное приветствие с повтором по два раза, каждый раз на пол тона выше, с выполнением установки (тихо, громко, нежно, радостно)

-Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте, мальчишки!

-Здравствуйте, девчонки!

-Вам знаком фрагмент, под который вы вошли в класс?

-Где мы встречались с этой музыкой?




-Как вы думаете, можем ли мы встретиться в музыкальном театре с другой музыкой?

-Хотите более точно узнать об этом?

-Что нам может помочь?



-Чтобы помочь определить маршрут нашего путешествия я

Предлагаю загадку

«Лебединое озеро» он и «Щелкунчик».

Люди любят его, он в этом везунчик.


-Мы ведь уже имеем представление о балете, а нужно ли нам ещё об этом говорить? Зачем?

-подскажите мне, какой музыкальный жанр лежит в основе балета.

Раздать на 2 группы карточки со словами цели урока, предложить правильно сформулировать цель

Дети входят в класс под звучание фрагмента из оперы М.И. Глинка «Иван Сусанин» хор «Славься» (маршируют)




Приветствие принимает разную окраску, исполняют дружно, точно.






-Знаком.



-на прошлом уроке, мы совершили первое путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой.

-Высказываются предположения.




-Да

- Мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр.









-дети определяют тему урока, отгадывая загадку «Балет»


-интересно

-узнать что – то новое

-чтобы быть образованным


-танец



Работая в группах, формулируют цель на урок

К.- совместная деятельность, реакция на звучание музыки, групповое участие в исполнении.

Р-слуховой контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.

Л –проявление эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу




Р- определение темы, принятие цели







Р-планирование деятельности

Л-самоопределение,осознание необходимости самосовершенствования






К-умение помочь и договориться


Операциональный

Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями)

Показ фрагмента из балета.(танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей)

-Как композитор подчеркивает, с одной стороны, сказочность событий балета, с другой – национальный колорит?

-Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

-Вспомните, кто участвует в постановке музыкального спектакля?

(показ презентации)

- Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета? (учитель предлагает несколько вариантов ответов на слайде презентации, например: вокализ, либретто, стаккато, адажио)




-Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.

-Выберите на картинках изображения, соответствующие литературным жанрам, которые могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Итак, Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.


-мы отправляемся куда?


-Чтобы продолжить знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского.

-Определите название балета, действие которого происходит в Рождественскую ночь.















-спасибо за информацию, обратите внимание на слайды презентации, здесь вы увидите знаменитых русских танцоров балета, которые исполняли главные роли в балете «Щелкунчик»(Галина Сергеевна Уланова – в роли Маши, Михаил Барышников в роли Щелкунчика, Николай Цескаридзе), а на странице учебника 58, 59,60, 61 вы увидите изображения лучших отечественных танцоров.

-На данный момент урока узнали что то новое?

-Какие действия вы выполнили?

- А какими методами ещё мы можем достичь цели нашего урока?

Тогда закройте глазки и приготовьтесь отправиться в сказку.

…Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев»

- Что услышали?



-Может, что- то показалось необычным?


- Как вы полагаете, зачем П.И. Чайковский вводит хор в партитуру балета?

-как называется такое пение, когда нет слов? (слайд со словами, предложенными ранее)

Вокально-хоровая работа

-я предлагаю вам разучить мелодию этого вокализа и попытаться исполнить этот фрагмент балета.

Музыкально – пластическая импровизация.

-Предлагаю желающим надеть пачки, и пластическими движениями передать свои ощущения от звучания фрагмента

-Скажите мне, пожалуйста, если бы Гофман не написал сказку «Щелкунчик», П.И. Чайковский создал бы этот замечательный балет?

- А помните, что в первом полугодии мы говорим с вами на тему?

-И что же произошло бы?

Учащиеся смотрят презентацию.







Музыка сказочная, но узнаваемы интонации танцев народов мира.





Работа в группах (тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии).














-Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.










Работают в парах, приходят к общему мнению, выбирают (сказки, поэмы, легенды, драмы)









-в театр






-Щелкунчик

Краткое сообщение учащихся о первой постановке балета (Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. Литературный первоисточник сказка

Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

Сказка Гофмана впервые была опубликована в 1816 году)













-Да.(обобщают увиденное, услышанное)


-читали, слушали сообщения, смотрели презентацию, отгадывали загадки.

-можно потанцевать, посмотреть, попеть.










-таинственность, кружение, волшебность, Рождественское настроение, предвкушение чуда. Танцевальность.


-в третьей части звучал хор.



- детские голоса звучат светло и красиво, снимают тревожность.


-выбирают слово вокализ, конкретизируют, что вокализ – это песня без слов.



-разучивают мелодию,

-исполняют вместе и по группам,

-анализируют соё исполнение и исполнение ребят.


- дети сами выбирают себе роль, кто хочет изображает снежинок, кто хочет, просто дирижирует или подпевает звучащему хору.




-Нет, потому, что не было бы этого сюжета, но мог бы быть другой.


-«Что бы стало с музыкой, если бы не было литературы»


-музыка потеряла бы интересные сюжетные линии. Жанр балета, неразрывно связан с литературой.

П-анализ предложенного материала

Л- эмоциональный отклик на предложенный материал




Р,К-выдвигают версии,











П-использование источника достоверной информации

















Р,К-выдвигают версии, обсуждают, высказывают своё мненеие










П-логические, анализ с целью выделения признаков





П-общеучебные, умение находить, предоставлять и использовать информацию




































П-анализируют, рассуждают












К-участие в коллективном исполнении.



Л- выражение своего отношения к музыкальному материалу в пении и движении






Л- умение аргументировать


Рефлексивно-оценочный

-раздать карточки, где слева данные на уроке понятия, справа определения, но вперемешку, нужно найти правильные и сопоставив, соединить верное стрелочками.

Д\З составьте синквейн «Балет»,

- определяют и взаимопроверяют ответы, комментируют, исправляют ошибки. Оценивают свою работу и работу в группах




Р-коррекция, обнаружение ошибок, исправление





Анализ конспекта урока с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Урок музыки, «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет», составлен по программе «Музыка» 5-7 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. Урок четырнадцатый в разделе «Музыка и литература». К этому уроку обучающиеся уже имеют понятие о взаимосвязи музыки и литературы, жанрах вокальной и инструментальной музыки, знакомы с именами выдающихся музыкантов и композиторов. На предыдущем уроке сформированы понятия о значении сюжета в создании музыкального спектакля, либретто об участии композитора в создании текста либретто, его доработке, отделке. Тема урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет», даёт возможность углубить, закрепить и расширить знания в области театрального искусства. На данном уроке созданы условия для реализации задач, формирующих УУД. Например: задания для работы в группах ведут к развитию коммуникативных умений, обучающиеся участвуют в совместном исполнении музыкальных фрагментов, договариваются, выдвигают версии, приходят к общему мнению, каждый имеет возможность высказать своё мнение и отстоять свою точку зрения. На протяжении всего урока ребятам предоставляется возможность проявить своё эмоциональное отношение к предложенному материалу для прослушивания, просмотра и поиска информации. Отношение к материалу в исполнении, пластической импровизации. Что говорит о формировании личностных качеств обучающихся. Познавательные УУД формируются на разных этапах урока, где обучающиеся выполняют задания требующие анализа, синтеза и сравнения, используя информацию, найденную по заданию предыдущего урока при подготовке дома. На этапе целеполагания, при Выборе на картинках изображения, соответствующего литературным жанрам, которые могут стать основой сюжета для балетного спектакля, на последнем этапе урока при коррекции, обнаружении ошибок, исправлении ошибок формируются регулятивные УУД.

Цели и задачи урока соответствуют возрасту и интеллектуальному развитию обучающихся и направлениы на формирование знаний и умений в области музыкального изобразительного искусства, и литературы, так как ещё раз доказывает тесную взаимосвязь и синтез межу всеми видами искусств. Все виды деятельности на уроке и этапы урока направлены на достижение цели: Сформировать представление о музыке, создающей образ танца.

Формы работы, используемые на уроке - групповые, коллективные, индивидуальные. Методы, используемые на уроке это наглядный, с применением технических средств: просмотр видеофрагментов, презентаций, словесные: беседа, инструктаж. Перспективный, так как данная тема является основой для соответствующих тем в 7 классе. Частично поисковый, практический метод, создана ситуация успеха.

Все этапы урока направлены на достижение цели и поставленных задач. Запланированные результаты осуществятся, при условии успешного усвоения программы и интереса к освоению предмета.

Может показаться, что недостаточно времени выделено на вокально – хоровую работу, но так как тема урока «Балет», то балет, всё – таки создаёт образ танца, то на этом уроке это вполне обосновано. Содержание урока направлено на формирование положительного отношения к культуре русского народа и даёт возможность осознавать сопричастность с великим народом и гордиться этим.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок музыки "Второе путешествие в музыкальный театр"

Автор: Шоломова Ольга Павловна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169057"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423333653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация к уроку музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423334210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Первое путешествие в музыкальный театр. ОПЕРА "
    ["seo_title"] => string(52) "piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "178417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424833675"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Путешествие в театр» "
    ["seo_title"] => string(24) "putieshiestviie-v-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "110529"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406143638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" "
    ["seo_title"] => string(51) "vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "154280"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421143833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства