доклад на тему " Развитие музыкально- творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Доклад на тему " Развитие музыкально- творческих способностей учащихся на уроках музыки"
Доклад
Тема: « Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на уроке музыки»
Подготовила: учитель музыки СШ № 50, с. Масанчи
Гайворонская Алла Ивановна
Содержание:
1.Введение.
2.Теоретическая часть.
3.Практическая часть.
4. Методические рекомендации по работе над музыкальным произведением.
5. Перспективы работы.
5.Заключение (достижения, результативность, перспективы работы).
6.Используемая литература
Цель: показать последовательность развития музыкально - творческих способностей учащихся на уроке музыки через восприятие ритмического чувства и игры на детских музыкальных инструментах.
Введение
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь».
Д.Б. Кабалевский
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми для развития творческого потенциала.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский.
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка.
По определению методики Б.Л. Яворского, развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях;
3. Двигательные, речевые, музыкальные импровизации;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного;
5. Музыкальное творчество – написание пьес, песен.
Б. Теплов утверждал, что ведущее звено, «ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение. Также он обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.
Методика К.Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово:
- Играть на инструментах и играть с элементами музыки,
- играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен,
- играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.Орф) подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: показать последовательность развития музыкально - творческих способностей учащихся на уроке музыки через восприятие ритмического чувства и игры на детских музыкальных инструментах.
Введение
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь».
Д.Б. Кабалевский
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми для развития творческого потенциала.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский.
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка.
По определению методики Б.Л. Яворского, развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях;
3. Двигательные, речевые, музыкальные импровизации;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного;
5. Музыкальное творчество – написание пьес, песен.
Б. Теплов утверждал, что ведущее звено, «ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение. Также он обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.
Методика К.Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово:
- Играть на инструментах и играть с элементами музыки,
- играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен,
- играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.Орф) подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
Действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти является игра на детских шумовых и ударных музыкальных инструментах. Это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной творческой деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
Теоретическая часть.
Актуальностью своего доклада считаю в том, что развитие музыкально-творческих способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей школьного возраста.
Наличие ДМИ на уроке «Музыка» расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке. Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формирование музыкальной культуры, способствование формированию общей духовной культуры.
Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на уроке, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, а, следовательно, успешнее достигается его цель.
Мои занятия включают в себя следующие виды музыкальной деятельности:
1) восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности).
2) хоровое пение
3) музыкальная грамота
4) применение ДМИ и МРД
4) музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество)
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей я предлагаю диагностику, в которой выделены следующие параметры:
Диагностика
Интонирование
Чувство ритма
Дикция
Артистизм
правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов
правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов
ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки
исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
Координация
Ориентация в пространстве
Сольное исполнение
Исполнение в ансамбле
умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей, я использую трехбалльную систему, где
3 – это показатель высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – начальный уровень.
В процессе диагностирования выявляю группы ребят с начальным уровнем развития музыкально-ритмических способностей, средним или высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят помогает мне определить основные проблемы детей и подобрать в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений.
Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.
Музыка для ребёнка начинается с движения, с ритмической организации человеческого тела (маршировать, танцевать, отстукивать ритм музыки). Хотелось бы раскрыть влияние музыкально-ритмического чувства на развитие творческой активности учащихся на уроке «Музыка».
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Если говорить об ансамблевом музицировании, то оно учит учащихся слушать друг друга, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Играя в ансамбле, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения.
Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга. Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
В исполнении детских шумовых и ударных инструментов могут звучать песни, марши, танцевальные, народные мелодии. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.
Методика знакомства с инструментами.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.
Как знакомить детей с инструментами?
Моя практика по работе показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту.
Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.
Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом, ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.
Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки. А кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем.
После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняю пьесу на аккордеоне. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком — барабанщики.
Далее обращаю внимание детей на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники и тарелки издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан — отрывистые.
При введении тарелок объясняю ученикам, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений.
Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), ввожу в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой.
Считаю, что при первоначальном знакомстве с любым инструментом, целесообразно познакомить детей с внешним видом инструмента, основными приёмами игры, строением (конструкцией инструмента).
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента. При этом фиксирую внимание на высоте звука каждого инструмента.
Очень важно научить детей правильному извлечению звуков из инструментов, поэтому большое внимание уделяю этой работе. Все инструменты должны издавать чистый и приятный звуки привлекать детей внешним видом, т. е. должны быть изящно оформленными, лёгкими. При игре на детей на инструментах, слежу за их свободным положением тела, шеи, головы.
Практическая часть
Пример. “Сказка про лягушонка КВАК” ( игра на металлофоне)
“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.
Вопросы к детям, какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а ученики определяют какой идёт дождь.
Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным.
Я, в своей работе, стремлюсь к тому, чтобы ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.
Занятия начинаю на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации и народных детских песен. ( Т. Тиличеева «Смелый пилот», Г. Анисимова «Филин», «Сорока-сорока», «Петушок»).
В начале мы закрепляем понятие об основных ритмических величинах: о четверти, восьмой, половинной, целой. Постепенно продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами. Затем изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильные и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильные, и слабые доли. После игры изучаем музыкальный материал – польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Стараюсь объяснять просто, чётко, ясно, чтобы весь коллектив мог быстро овладеть новыми знаниями, а не учить долго сложные теоретические понятия.
Всегда уделяю большое внимание выбору репертуара. Именно он должен быть доступным для исполнения и формирования творческих способностей учащихся. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были достаточно подготовлены. Развитие ритмического чувства способствует заинтересованности детей, успешному выполнению заданий.
Опора учителя только на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии, поэтому также стараюсь индивидуально заниматься с теми, кто испытывает трудности в освоении музыкально - ритмического материала.
Развитие метроритмического чувства.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.
При игре на инструментах всегда говорю ученикам, чтобы они не играли громко, слушали себя, своего соседа и других участников и, конечно, чтобы слышали основной инструмент, который играет мелодию. Если игра на инструментах происходит под пение, то очень важно, чтобы инструменты его не заглушали, хорошо проговаривали слова, пели выразительно.
Я выступаю в роли дирижёра, кивком головы показываю начало произведения и помогаю сохранить равномерный ритм и темп. В процессе исполнения инструментальных произведений подвожу детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением.
Ритмические упражнения.
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например: одна группа выполняет ритмический рисунок на ударных инструментах; вторая – на шумовых. Часто импровизируют, добавляют что-то своё. В качестве такого музыкального репертуара использую многие пьесы из детских сборников. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подвожу детей к более сложным явлениям ритма.
Ритмические упражнения на ранних возрастных этапах помогают развить у ребенка чувство ритма, учат его распознавать различные темпы музыки, слышать музыку, то есть развивают музыкальный слух и учат быть гармоничным.
Пример. Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Пример. Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
По вопросу о развитии музыкально-ритмического чувства мы не располагаем прямым экспериментальным материалом: что же касается внемузыкального ритма, то экспериментальные данные не дают никаких поводов сомневаться в воспитуемости ритмического чувства.
Основываясь на своём опыте, могу сказать с уверенностью, что чувство ритма воспитуемо и развиваемо. После практических занятий игры на ДМИ, почти все учащиеся показали хорошие результаты и достижения – выучили длительности нот, их дробление, отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок.
Методические рекомендации по работе над попевкой.
1. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.
Методика проведения.
Первоначально попевку исполняет музыкальный руководитель. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.
2. Точно передавать ритмический рисунок попевки.
Методика проведения.
Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах — бубне, трещотке, ложках. Музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.
3. Обучать игре на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения.
Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее, исполняет попевку на металлофоне.При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое-трое детей), вся группа поет.
4. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения.
Музыкальный руководитель играет знакомую попевку на металлофоне. Затем дети исполняют ее поочередно
5. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.
Методика проведения.
Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, дети должны узнать ее. Затем ребята исполняют попевку поочередно. Несколько детей передают ритмический рисунок на ударных инструментах.
6. Правильно передавать в игре на металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.
Методика проведения.
Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.
7. Осваивание навыков совместной игры на металлофонах. Одновременное начало и окончание игры.
Методика проведения.
Музыкальный руководитель предлагает сыграть попевку двум детям поочередно. Если исполнение обоих будет верным, дети повторяют ее одновременно (металлофоны расположены на специальных подставках или небольших столиках).
Обращается внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождение. Дети исполняют попевку дважды. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют попевку поочередно, затем играют вместе. Ребята получают задание поиграть ансамблем в группе.
8. Осваивать навыки совместной игры на двух металлофонах. Придерживаться общего темпа.
Методика проведения.
Дети играют знакомую попевку на двух металлофонах. Если мелодия исполняется без ошибок, можно предложить сыграть ее одновременно на четырех инструментах. Остальные пропевают попевку, передавая в хлопках ее ритмический рисунок.
На последующих занятиях можно повторять попевку в исполнении ансамбля (три-четыре металлофона, ударные инструменты - бубен, трещотки, колотушки, коробочки и др.). Детям предлагается играть попевку самостоятельно в свободное от занятий время.
Опыт работы показывает положительную динамику в развитии творческих способностей детей. Учащиеся узнают виды шумовых и ударных инструментов, способы и приёмы игры на них. Учатся правильно произносить и декламировать тексты, интонировать, использовать звучащие жесты, музыкально-ритмические движения, сочетать их с музыкой, применять дирижёрские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без неё, сольно и в ансамбле исполнять простые и более сложные произведения, научились играть в коллективе, слушать друг друга в ансамбле.
В результате происходило не только развитие музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся, но и общее развитие детей, их психических процессов, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно и необходимо для детей школьного возраста.
Возрос интерес учащихся к занятиям, были получены положительные отзывы родителей и слушателей на концертах и по результатам анкетирования.
Перспективы работы:
- продолжение работы с учащимися
- проектная деятельность с учащимися.
- использование информационных технологий на уроках.
- подготовить концертную программу с инструментальным исполнением на ДМИ.
- продолжить работу по самообразованию
Заключение.
Мною была поставлена цель: развитие музыкально-ритмических и творческих способностей учащихся на уроке «Музыка».
На основе изученных методов и теоретических трудов Б.Яворского, Б. Теплова, Н. Ветлугиной, К. Орфа была проведена большая педагогическая, методическая и творческая работа.
Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная творческая деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития. Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: «Новый год», «Последний звонок», «Слет отличников», «Выпускной вечер», «Наурыз», «День Независимости РК». Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет! «Творить - жить дважды.» А. Камю Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы. По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего, своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка, создавать свое, новое, оригинальное, лучшее , формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я». Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние и субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно нака внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Используемая литература.
1. Т.Э. Тютюнникова « Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.
2. Е.Н. Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки». Издательство «Владос», Москва, 2002г.
3. Музыка 2 класс «Методическое руководство». Издательство «Атамура», Алматы, 2013г.
4. Музыка 5 класс «Методическое руководство». Издательство «Атамура», Алматы, 2002г.
5. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.в 5, 6 классах. Издательство «Атамура», Алматы, 2002 г..
6. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе». Издательство «Просвещение», Москва, 1998г. Стр.179-210.
7. А. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей». Издательство «Просвещение», Москва, 2004г.
8.«Музыка ».1 класс, Издательство «Атамура», Алматы, 2009 г.
9.«Музыка ». 2 класс, Издательство «Атамура», Алматы, 2013 г.
10. «Музыка 3 класс, Издательство «Атамура», Алматы, 2013 г.
Рассказ о первом музыкальном инструменте
Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум-бум! Бум! Бум! Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.
А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки.
Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого – более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую – высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута – сильнее или слабее.
Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево – родоначальники всех музыкальных инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.