Просмотр содержимого документа
«Урок музыки на тему "Сколько оркестров на Земле?"»
Открытый урок музыки в 3 классе
2 четверть
Тема: «Сколько оркестров на Земле?»
Цели и задачи:
Расширить и углубить знания учащихся об оркестрах разных видов, повторить инструментальный состав оркестра, закрепить уже существующие знания об оркестрах.
- конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкальных инструментов и определять по ним названия музыкальных инструментов
- формировать умение анализировать;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки, исполнять песни выразительно, передавая характер каждой фразы;
- воспитывать любовь и уважение к классической и народной музыке;
-развивать творческие способности, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сколько оркестров на Земле?», аудиозаписи, детские шумовые инструменты (погремушки, «киндеринструменты», румбы, маракасы); портреты композиторов, названия музыкальных произведений, названия различных оркестров, динамические оттенки, средства музыкальной выразительности, распечатанные задания для рефлексии 1, рефлексии 2; картинки музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов; фломастеры, дирижёрская палочка.
Ход урока:
Вход детей в класс.
Музыкальное приветствие.
Слайд 1.
Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное музыкальное морское путешествие, повторим и изучим новое, неизведанное, сделаем множество открытий.
Слайд 2. А поплывём мы сегодня на корабле знаний с белыми парусами. Я – капитан, вы – 4 мини- команды юнг, которые будут соревноваться друг с другом. Выберите капитанов четырёх команд. А чтобы узнать, готовы ли вы к пути, поднять якорь и начать плавание, мы проведём разминку. Правильные ответы по пути нашего плавания будут отмечаться особыми фишками – якорьками. Та команда, которая наберёт больше всего якорьков – побеждает!
Слайд 3. Разминка
Учитель: Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, отвечаете: «Так точно, капитан!» (это кораблик с белыми парусами). Если нет, отвечаете «Никак нет, капитан!» (это кораблик с чёрными парусами) и даёте правильный ответ. Каждый вопрос адресован 1 команде и последний – всем. Готовы, начинаем!
Слайд 4.
Вопросы разминки:
1.Оркестр – это большой коллектив профессиональных музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. («Так точно, капитан!»)
Проверка
2.Скрипкапринадлежит оркестру русских народных инструментов. ( «Никак нет, капитан!»)
Проверка. Скрипка принадлежит симфоническому оркестру.
3. В группу духовых инструментов входит кобыз. («Никак нет, капитан!)
Проверка. Кобыз – струнно-смычковый инструмент.
4. Участники оркестра являются профессиональными музыкантами. («Так точно, капитан!»)
Проверка
5. Во главе оркестра стоит дирижёр, который руководит разучиванием и исполнением. («Так точно, капитан!»)
Проверка
Учитель: Ну что ж, якорь поднят. Под парусом, полным ветра, мы идём к неизведанным островам и приключениям!
Слайд 5.
Учитель: Мы причаливаем к первому острову. На нём звучит музыка. (звучит фонограмма «Окиян-море синее» Н.А.Римского-Корсакова)
В исполнении, какого оркестра звучит эта музыка?
( симфонического Слайд 6)
Что представляем себе, слушая? (море, воду, стихию) Слайд 7
Подберите слова для определения характера этой музыки (по 3 слова от каждой команды)
Какими музыкальными красками композитор рисует нам картину моря? (тембр инструментов, динамика, темп). В течение этой и других видов работ, учитель оценивает правильные ответы детей фишками – якорьками.
Слайд 8.
Это музыкальное произведение называется «Окиян - море синее» и написал его русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Этот композитор обладал уникальным, исключительным слухом, «цветным». Тональности в его сознании окрашивались в определённые цвета. Тональность этого произведения - ля-бемоль мажор представлялась ему тёмной, серо-синеватой окраской, цвета моря.
Давайте исполним основную тему этого произведения с различными музыкальными оттенками.
Исполнение «темы моря» на пиано, меццо-форте, форте.
Слайд 9.
Учитель: Исполняя попевку, мы подплыли ко второму острову. Давайте прислушаемся, какая музыка звучит на нём? (звучит фрагмент матросской пляски«Яблочко»)
Знакома ли вам эта музыка?
Как она называется?
В чьём исполнении прозвучала?
Множество инструментов оркестра – ударные. Слайд10
Можно ли ударные инструменты назвать шумовыми?
Чем шумовые инструменты отличаются от музыкальных?
Мы попробуем сыграть вместе с музыкантами, используя детские шумовые инструменты. (Раздаём инструменты)
Как вы узнаете, чья очередь играть?
Дирижёр покажет рукой или дирижёрской палочкой.
А как вы узнаете, как вам играть – тихо или громко?
Жест дирижёра, высота рук
Руки прижаты – пиано
Руки на уровне плеч – меццо-форте
Руки высоко – форте
Приглашаю поиграть в дирижёра. Один из учащихся играет роль дирижёра. Исполняем «Яблочко» с шумовыми инструментами.
Учитель: В нашем выступлении прозвучали два оркестра вместе – ОРНИ и «шумовой». Такие союзы оркестров возможны, особенно когда проходят большие праздники или выступления на открытой сцене или площадке. Такой объединённый оркестр получил название сводногооркестра.
Слайд 11.
А известно ли вам, что в нашей Костанайской филармонии тоже есть оркестр русских народных инструментов? Он образовался в 1985 году и руководит им замечательный дирижёр Анатолий Заруба. Оркестр – участник многочисленных казахстанских, всероссийских и международных конкурсов.
Слайд 12.
Учитель: Наше путешествие продолжается! Мы подплываем к третьему острову.
Музыку этого острова мы не только услышим, но и увидим! Будьте очень внимательны! Прислушивайтесь к каждому слову, к каждому звуку! Возможно, что-то покажется вам необычным или вы услышите знакомые слова.
Видео. ОКНИ Курмангазы «Балбрауын»
Дети слушают, отвечают, что это оркестр из Костаная, уточнить Костанайской филармонии имени Е.Умурзакова Слайд 13
Как называется инструментальное произведение казахского народа?
Слайд 14.
Прозвучал кюй Курмангазы «Балбрауын»
Какие инструменты вы назвали бы главными в исполнении этого кюя?
В каком темпе звучит кюй? Почему?
Какое передаёт настроение? Картины природы?
Слайд15. Давайте проверим, насколько ваши образы соответствуют тем, которые изображены на слайде!
Слайд16.
Учитель: Внимание! Тревожные сигналы! Наш корабль подвергся пиратскому захвату! Пираты уже готовы взять нас на абордаж! Но мы можем спасти наше судно мирным путём, если выполним их условия! Готовы!
Итак, условия пиратов написаны на этих листах. Время выполнения 30 секунд. Не медля ни минуты, берёмся за выполнение задания! Капитаны каждой из команд – получить листы заданий!
Учащиеся выполняют задания, аргументируя ответы. На слайде 17 после их выполнения делают проверку.
Задания для команд:
1 команда. ВЫ - дирижёр оркестра русских народных инструментов. К вам пришли музыканты со своими инструментами устраиваться на работу. Кого из них вы не возьмёте? Почему?
2 команда. Расположите динамические оттенки в порядке их возрастания (Усиления звучности)
3 команда. Назовите самые большие и самые маленькие инструменты симфонического оркестра.
4 команда. Вставить пропущенные буквы в названия инструментов. Какому оркестру они принадлежат?
Ура! Мы справились! Выполнили все задания пиратов и спасли корабль! Пираты предлагают нам станцевать вместе пиратский танец!
Исполнение «Чика – рика» фонограмма?
Слайд 18.
Учитель: И наконец, мы видим последний остров на своём пути. Интересно, информация о каком оркестре здесь скрывается? Дело в том, что мы попали в государство Австрия. Хоть оно и далеко от Адриатического моря, но путешествие – то у нас необычное, поэтому возможно всё.
Слайд 19. В 18 веке там жил и писал музыку один из величайших композиторов мира – Вольфганг Амадей Моцарт, музыку которого слушают и любят во всех странах мира. Мы исполним его знаменитое произведение «Репетиция концерта»
Исполнение произведения с солистом.
Какой оркестр вы сейчас услышали? Что вы делали? (подражали звучанию разных музыкальных инструментов)
Слайд 20. Это оркестр голосовой, можно назвать его звукоподражательный.
Давайте вспомним названия всех оркестров, которые звучали на нашем уроке.
Наше путешествие подходит к концу, оно было очень удачным и успешным. И очень хочется отметить это событие пиршеством, вкусным морским обедом, для которого нужен вкусный улов.
Каждая команда получает скелет рыбы, который вы должны наполнить содержанием (используется адаптированный вариант приёма критического мышления «Фишбоун»). Составьте пары слов, в которых первое слово не может существовать без второго, а второе - без первого. Наклейте стикеры на косточки рыбы вверху и внизу. Если вы правильно справитесь с заданием, ваша рыба будет свежей и съедобной. Если нет, придётся не употреблять её в пищу!
Команды выполняют задание. Все задания проверяются по образцу.
Слайд 21.
Учитель: Ну что ж, праздничный морской обед съеден. Наше плавание окончено!
Вопросы для рефлексии:
1.Сегодня на уроке я узнал (а) …
2. Мне понравилось …
3.Совет другу (подруге), который я дам после окончания урока …
4. Кто хотел бы стать в будущем музыкантом оркестра? На каком инструменте вам хотелось бы играть?
Слайд 22. Музыкальное прощание, пожелания детям, уход из класса.