Ход урока
Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. Слово «контраст» означает «противоположность».
Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте их назовём.
(перечисляют)
Молодцы! Сядьте как слушатели и послушайте пьесу австрийского композитора Франца Шуберта «Алегретто». В этой музыке надо найти контрасты элементов музыкальной речи.
(Слушание пьесы Ф. Шуберта «Алегретто»)
– Контраст какого элемента музыкальной речи вы заметили в музыке?
Что всё время менялось?
( Всё время менялись мажор и минор).
– Как называется такое развитие музыки?
(Это ладовое развитие)
Сочетание мажора и минора лишь показывает свет и тень, яркость и мягкость.
Давайте покажем ладовое развитие в музыке с помощью игры «Солнышко и тучка».
(Слушание и показ смены мажора и минора в музыке с помощью карточек).
Многие выполнили задание правильно. Были ребята, которые очень старались, но не успевали вовремя показать нужную карточку. Давайте выполним задание ещё раз и сравним свой показ с появлением карточек на экране.
(на экране картинки меняются в соответствии с развитием музыки)
Смотрите, какая весёлая картина получилась на экране.
–Так для чего же композитор использовал ладовый контраст?
(Для украшения музыки, её расцвечивания).
Правильно, чтобы украсить музыку, чтобы нам было интересно её слушать.
Узнайте мелодию знакомой песни. (Наиграть мелодию песни Майстровой «Свинка обижается»
Правильно, это песня композитора Майстровой «Свинка обижается».
Сегодня мы продолжим работу над точной передачей мелодии и ритма. Но сначала споём песню и обратим внимание на её построение и контрасты по элементам музыкальной речи. (пение стоя)
(Пение песни «Свинка обижается» Муз. Майстровой)
– Кто был внимательным и понял, сколько частей в песне?
(Три части)
– А было ли вступление?
(Да)
Выложите из кубиков строение песни.
(Дети выкладывают 3х частную форму,
музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики»)
– Почему для 1 и 3 части вы взяли кубики одинакового цвета?
(В 1 и 3 части одинаковый характер музыки – весёлый,
а в середине - грустный.)
– Проверим, правильно вы выполнили задание или нет.
– Посмотрите на экран. Если вы правильно выберете слова к 1 и 2 части, то
узнаете какие контрасты есть в песне.
(Выполняют задание, кто-то из детей зачитывает слова,
подходящие к первой части, а кто-то – ко второй)
Проверим это задание
В каждой строке получились противоположные по значению слова, получились контрасты.
– Как мы назовем контрасты, которые получились в каждой строке?
Веселая – печальная ладовый
Громкая – тихая динамический
Быстрая – медленная темповый
Танцевальная – напевная жанровый
– Прохлопайте эти ритмические фигуры и подумайте, какая из них помогает создать танцевальный характер в крайних частях песни?
(Дети хлопают по очереди все ритмические фигуры)
Прохлопайте ритмическую фигуру создающую танцевальность громче.
(Дети хлопают синкопу, и она выдвигается на экране вперёд)
– Как называется эта ритмическая фигура?
(синкопа)
Давайте споём первую часть песни и научимся точно передавать синкопированный ритм. Возьмите матрёшек. Они должны танцевать на вашей ладошке точно так же как большая матрёшка на моей.
(Музыкально-дидактическая игра «Танцуй как я». Пение на слог «та» вместе, «перепляс» - по очереди поют мальчиками и девочками, индивидуальная работа, затем пение вместе с текстом 1 части)
Теперь споём и точно передадим ритм во второй части.
(Пение на слог «ля» вместе)
– Сравните ритм 1 и 2 части.
(Они разные, контрастные. В 1 и 3 части – острый ритм, синкопы,
а во 2 части ровный ритм).
-Какой новый контраст мы нашли в песне? (ритмический)
– Теперь проследим за мелодической линией. Покажите рукой как изменяется высота звуков.
(Пение и показ мелодической линии 1 части рукой)
Этот кузнечик поможет вам точнее спеть и даже увидеть мелодический рисунок 2 части песни. Пойте и следите за движением кузнечика по лесен-
ке. Старайтесь направить свой голос в соответствии с его движением.
(Пение песни с использованием музыкально-дидактической игры «Кузнечик», индивидуальная работа по необходимости)
Посмотрите на таблицу. Здесь видно всё развитие песни. Надо спеть песню, правильно исполняя все контрасты. А значит надо правильно передать развитие музыки. Это поможет ещё ярче и интереснее передать её шуточный характер. (пение песни детьми стоя)
-На чём основано развитие музыки в песне?
(на контрасте)
Понять вокальную музыку помогает не только знание приёмов развития музыки, но и текст. А сможете ли вы разгадать замысел композитора в инструментальной музыке? Сегодня мы послушаем необычный марш. Он звучит в опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», которая написана по поэме Александра Сергеевича Пушкина. В опере этот герой вообще не поёт. И всё же, мы получаем представление о том, что это за существо. Про него рассказывает музыка марша, под который он выходит на сцену. Послушайте и постарайтесь представить себе этого героя.
(слушание «Марш Черномора» М.И.Глинка)
Каким изобразил героя композитор?
(Злой, жестокий, властный, маленький, кричит, угрожает)
Ребята, герой, которого нарисовала музыка действительно злой.
Это злой волшебник Черномор. Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Вот как изобразил сады Черномора художник Шишков.
Уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые одежды и шествует к ней под звуки марша, окружённый толпой рабов.
(сразу после просмотра видео включить следующий слайд)
– Как композитор передал шествие сказочного властелина?
– Сколько частей вы услышали в музыке?
(3 части)
– Как менялся характер музыки?
Давайте будем учиться о ней говорить. Выберите подходящие к каждой части слова.
(1и 3 часть. В начале музыка резкая, отрывистая, злая, тяжёлая;
затем слышно лёгкие, тихие, высокие звуки)
– Правильно. Кажется будто грозно покрикивает Черномор, но вдруг его голос срывается на смешной писк и так много раз.
– А как звучит 2 часть?
(Волшебно, прозрачно, нежно, хрустально, светло, легко)
Проверьте, правильно ли вы распределили слова.
– Тембр какого инструмента придаёт музыке этой части волшебный характер? (Челеста
Здесь играет челеста (по-итальянски «небесная, прозрачная») – похожа на маленькое пианино. Это клавишный инструмент, но вместо струн в нём металлические пластинки по которым ударяют молоточки. Звук её действительно будто хрустальный, высокий, нежный, звенящий. В этой части музыка изображает богатство карлика, сверкание драгоценных камней.
– Выложите строение музыки с помощью игры «Сложи музыку»
(Дети выкладывают из разных геометрических фигур 3 частную форму)
Проверьте это задание.
– Какой приём развития музыки использует композитор?
(Контраст)
– Кто же из вас услышал больше изменений в музыке?
Кто лучше угадал замысел композитора?
(меняется: динамика – громко и тихо;
регистр – низкие и высокие звуки;
лад – в 1 части минор и мажор;
ритм – острый и ровный;
тембр – трубы и челеста)
Посмотрите. Вы правильно нашли все контрасты в музыке. В марше постоянно есть контраст. Это придаёт ему сказочность, фантастичность. С юмором рисует композитор образ Черномора. Грозные «Трубные кличи» и хрустальные тембры челесты подчёркивают чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед настоящей любовью и смелостью человека.
Вы правильно разгадали замысел композитора.
-Знание какого приёма развития музыки вам в этом помогло? (контраст)
– Как называется оркестр, который исполнял «Марш Черномора»?
(Симфонический оркестр)
– У нас будет свой оркестр. Подберите инструменты, чтобы подчеркнуть контраст в музыке.
(Подбирают: 1 и 3 часть. Начало – барабан и бубны,
конец – ложки;
2 часть металлофоны, треугольник, колокольчики)
– Посмотрите внимательно на партитуру.
Партитура - это особая запись, которая объединяет все голоса инстрментов оркестра.
Не забывайте. Что музыканту надо быть внимательным, вовремя вступать, слушать товарищей и правильно играть свою партию по партитуре.
(Дети исполняют на детских музыкальных инструментах
«марш Черномора» М.И.Глинки)
– Молодцы, вы хорошо передали в своём исполнении все контрасты и сами создали образ злого волшебника.
– Какой новый вид развития музыки появился, когда вы сами исполнили марш?
(Исполнительское развитие)
– Как вы думаете, достаточно ли одного вида развития или чем больше элементов музыкальной речи меняется, тем музыка интереснее?
(Чем больше видов развития, тем интереснее музыка)
– Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа