Просмотр содержимого документа
«Урок музыки на тему "Зимнее утро. Зимний вечер"»
Урок музыки
ХОД УРОКА.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Кому принадлежат эти строки?
Дети: А.С. Пушкину
Учитель: О каком времени года идёт речь?
Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.
Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?
Дети: О прощальной.
Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.
Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.
Учитель: А как заканчивается день?
Дети: Вечером. Все возвращаются домой.
Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
Дети: Утро. Вечер.
3. Усвоение новых знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
Видеофрагмент Г. Свиридов «Тройка».
Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Дети: Нет
Учитель: А почему?
Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.
Презентация 1.
Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.
Дети: За окошком красивое морозное утро?
Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.
Дети: Светлые, жизнерадостные.
Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.
Учитель: А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.
Учитель: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Учитель: А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?
Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского
Учитель: Какие у вас возникли ощущения?
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
Презентация 2.
Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.
Учитель: Какой вечер предстал перед нами? Дети: Холодный, метельный. Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно». Учитель: Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки.
4. Закрепление новых знаний. Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный) ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор)
РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
Учитель: Что выбрали – прочитайте. Дети зачитывают различные варианты ответов. Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех? Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев
Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?