kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Творчество Пушкина в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Творчество А.С. Пушкина в музыке.

Цель: связать  уроки  музыки с русской литературой.

Ход урока:

«Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом».

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (аудиозапись)

-Определите жанр данного произведения? (романс) 

- Вспомним, что же такое романс? (вокальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента (камерное). 

- Назовите создателей этого дивного романса? (А.С. Пушкин, М. Глинка)

- Как называется романс? 

- Кому А.С. Пушкин посвятил это чудесное стихотворение?

1 ученик: 

- Анна Петровна Керн впервые встретилась с А.С. Пушкиным,  когда ей было 16 лет. Красавица очаровала поэта. Они хотели новых встреч, но встретились только через 6 лет в Тригорском, куда была приглашена Анна Петровна погостить. Пушкин тоже  был приглашен на обед. Около месяца  продолжались их встречи в Михайловском, куда поэт был сослан царем. Встречи с Керн надолго запомнились поэту. В сосновом парке в селе Михайловском есть липовая аллея А.П. Керн. Часы, дни, проведенные с А.П. Керн, скрасили жизнь сосланного поэта, вдохновили на творчество.

2 ученик:

- Через несколько лет после трагической гибели Пушкина М. Глинка, известный русский композитор, влюбился в дочь А.П. Керн – Екатерину. Он написал музыку на стихи Пушкина и подарил этот «гимн любви!» семье Керн.

Да, это один из лучших романсов 19 века. Это исповедь сердца композитора. Сохранив поэтический образ, звучность пушкинского стиха, композитор М. Глинка придал ему широкое мелодичное дыхание  – сумел стать равным великому мастеру стиха.

3 ученик:

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Писатель, поэт помогает музыке, композитор помогает слову.

«Откройся мысль!

Стань музыкою слово!»

И вот когда слово зазвучит музыкой, тогда-то и рождаются шедевры, подобные романсу «Я помню чудное мгновенье».

А что такое шедевр? (образцовое произведение, лучшее).

Романс «Я помню чудное мгновенье»  считается шедевром романской лирики.

Учитель:

- Итак, Михайловский период – период близкого знакомства Пушкина с жизнью и искусством простого народа – народными песнями, сказками. Здесь, в глуши, оторванный от друзей, Пушкин метельными вечерами засиживался до утра со своей любимой няней, «мамушкой» Ариной Родионовной. Мастерски исполняла она русские народные песни. С ее слов поэт записал 10 народных песен и 7 сказок. Ходил молодой поэт  с Ариной Родионовной на деревенские посиделки. Что же это такое? Это девушки-крестьянки собирались в чьей-то избе, зажигали свечи, пряли пряжу и пели русские народные песни.

Вот одну из них мы сейчас с вами и исполним. Задушевно, распевно звучит старинная народная песня «Пряха» (Исполнение песни с детьми). Аккомпанирует на аккордеоне учитель

- Что тронуло вас в этой песне?

- К какому жанру русских народных песен вы отнесете песню «Пряха»?

1. Колыбельные

2. Плясовые

3. Лирические

4. Игровые

5. Трудовые

- Арина Родионовна не только пела Пушкину песни – она была и мастерицей сказки сказывать. Записанные сказки,  поэт переложил в стихи, а композиторы написали музыку. А почему? Потому,  что эти сказки сродни народным песням. Нас пленяет напевность и легкость их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно «Сказка о царе Салтане», рассказанная Пушкину нянюшкой, вдохновила композитора на создание такой дивной оперы, как «Сказка о царе Салтане». Имя композитора?

- В опере композитор - сказочник  музыкой рассказывает нам великолепную сказку. С помощью народной песни удивительно тонко и убедительно композитор нарисовал музыкальный образ  первого чуда симфонической картины Римского-Корсакова.

- Послушайте, пожалуйста! (слушание фрагмента).

Угадали, чей образ? (Белочки-чудесницы).

Какие достаточно редкие музыкальные инструменты Римский-Корсаков активно использовал для зарисовки волшебной белочки?

(Ввел партию ксилофона и флейты-пикколо)

Да, ребята, по тембру звучания ксилофон издает щелкающий звук. (Белочка грызет орешки); челеста – хрустальное прерывистое звучание (вынимает изумрудец); флейта-пикколо – изящный, высокий, звонкий звук с присвисточкой (песня в исполнении белочки), веселого, танцевального характера.

- Композитор сохранил и передал всю поэтичность и красоту пушкинской сказки. А саму сказку Пушкин написал в период ссылки, в глухом селении Михайловском, хотя в стихи переложил значительно позже (музыкально-ритмическая пауза). Более двух лет прожил Александр Сергеевич в ссылке. Михайловский период жизни поэта – время расцвета его таланта. Его няня  была с ним все это время. Ее забота и любовь скрашивали поэту его ссылку. Поэт по-настоящему крепко любил свою «мамушку».

- Об отношениях Пушкина с няней, самых искренних и задушевно-теплых, много говорит стихотворение «Зимний вечер».

- Музыка романса «Зимний вечер» полна искренности, пронзительной грусти и печали. С одной стороны передает тоску, одиночество, монотонность завывания вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне (аудиозапись).

- Еще одно замечательное стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» прозвучит в виде романса. Исполнит его Миронова Даша, аккомпанирует Григорьева Н.А.

- Понравился ли  вам романс?

- И в заключение нашего урока прозвучит стихотворение «Содружество».   

Задание на дом: Записать свои впечатления от урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Творчество Пушкина в музыке"»

Урок в 5 классе по предмету «Музыка». 


Тема урока: Творчество А.С. Пушкина в музыке.

Цель: связать уроки музыки с русской литературой.

Ход урока:

«Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом».

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (аудиозапись)

-Определите жанр данного произведения? (романс) 

- Вспомним, что же такое романс? (вокальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента (камерное). 

- Назовите создателей этого дивного романса? (А.С. Пушкин, М. Глинка)

- Как называется романс? 

- Кому А.С. Пушкин посвятил это чудесное стихотворение?

1 ученик: 

- Анна Петровна Керн впервые встретилась с А.С. Пушкиным, когда ей было 16 лет. Красавица очаровала поэта. Они хотели новых встреч, но встретились только через 6 лет в Тригорском, куда была приглашена Анна Петровна погостить. Пушкин тоже был приглашен на обед. Около месяца продолжались их встречи в Михайловском, куда поэт был сослан царем. Встречи с Керн надолго запомнились поэту. В сосновом парке в селе Михайловском есть липовая аллея А.П. Керн. Часы, дни, проведенные с А.П. Керн, скрасили жизнь сосланного поэта, вдохновили на творчество.


2 ученик:

- Через несколько лет после трагической гибели Пушкина М. Глинка, известный русский композитор, влюбился в дочь А.П. Керн – Екатерину. Он написал музыку на стихи Пушкина и подарил этот «гимн любви!» семье Керн.

Да, это один из лучших романсов 19 века. Это исповедь сердца композитора. Сохранив поэтический образ, звучность пушкинского стиха, композитор М. Глинка придал ему широкое мелодичное дыхание – сумел стать равным великому мастеру стиха.

3 ученик:

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Писатель, поэт помогает музыке, композитор помогает слову.

«Откройся мысль!

Стань музыкою слово!»

И вот когда слово зазвучит музыкой, тогда-то и рождаются шедевры, подобные романсу «Я помню чудное мгновенье».

А что такое шедевр? (образцовое произведение, лучшее).

Романс «Я помню чудное мгновенье» считается шедевром романской лирики.

Учитель:

- Итак, Михайловский период – период близкого знакомства Пушкина с жизнью и искусством простого народа – народными песнями, сказками. Здесь, в глуши, оторванный от друзей, Пушкин метельными вечерами засиживался до утра со своей любимой няней, «мамушкой» Ариной Родионовной. Мастерски исполняла она русские народные песни. С ее слов поэт записал 10 народных песен и 7 сказок. Ходил молодой поэт с Ариной Родионовной на деревенские посиделки. Что же это такое? Это девушки-крестьянки собирались в чьей-то избе, зажигали свечи, пряли пряжу и пели русские народные песни.

Вот одну из них мы сейчас с вами и исполним. Задушевно, распевно звучит старинная народная песня «Пряха» (Исполнение песни с детьми). Аккомпанирует на аккордеоне учитель

- Что тронуло вас в этой песне?

- К какому жанру русских народных песен вы отнесете песню «Пряха»?

1. Колыбельные

2. Плясовые

3. Лирические

4. Игровые

5. Трудовые

- Арина Родионовна не только пела Пушкину песни – она была и мастерицей сказки сказывать. Записанные сказки, поэт переложил в стихи, а композиторы написали музыку. А почему? Потому, что эти сказки сродни народным песням. Нас пленяет напевность и легкость их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно «Сказка о царе Салтане», рассказанная Пушкину нянюшкой, вдохновила композитора на создание такой дивной оперы, как «Сказка о царе Салтане». Имя композитора?

- В опере композитор - сказочник музыкой рассказывает нам великолепную сказку. С помощью народной песни удивительно тонко и убедительно композитор нарисовал музыкальный образ первого чуда симфонической картины Римского-Корсакова.

- Послушайте, пожалуйста! (слушание фрагмента).

Угадали, чей образ? (Белочки-чудесницы).

Какие достаточно редкие музыкальные инструменты Римский-Корсаков активно использовал для зарисовки волшебной белочки?

(Ввел партию ксилофона и флейты-пикколо)

Да, ребята, по тембру звучания ксилофон издает щелкающий звук. (Белочка грызет орешки); челеста – хрустальное прерывистое звучание (вынимает изумрудец); флейта-пикколо – изящный, высокий, звонкий звук с присвисточкой (песня в исполнении белочки), веселого, танцевального характера.

- Композитор сохранил и передал всю поэтичность и красоту пушкинской сказки. А саму сказку Пушкин написал в период ссылки, в глухом селении Михайловском, хотя в стихи переложил значительно позже (музыкально-ритмическая пауза). Более двух лет прожил Александр Сергеевич в ссылке. Михайловский период жизни поэта – время расцвета его таланта. Его няня была с ним все это время. Ее забота и любовь скрашивали поэту его ссылку. Поэт по-настоящему крепко любил свою «мамушку».

- Об отношениях Пушкина с няней, самых искренних и задушевно-теплых, много говорит стихотворение «Зимний вечер».

- Музыка романса «Зимний вечер» полна искренности, пронзительной грусти и печали. С одной стороны передает тоску, одиночество, монотонность завывания вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне (аудиозапись).

- Еще одно замечательное стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» прозвучит в виде романса. Исполнит его Миронова Даша, аккомпанирует Григорьева Н.А.

- Понравился ли вам романс?

- И в заключение нашего урока прозвучит стихотворение «Содружество».

Задание на дом: Записать свои впечатления от урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Творчество Пушкина в музыке"

Автор: Григорьева Наталья Алексеевна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин и музыка.""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-pushkin-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "309550"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819698"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин в мире музыки"."
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepushkinvmiriemuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "309554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819926"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин в мире музыки"."
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepushkinvmiriemuzyki1"
    ["file_id"] => string(6) "309555"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819933"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-konfierientsiia-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina-vielikaia-sila-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "118905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413290331"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Внеклассное чтение "Пушкин в музыке" "
    ["seo_title"] => string(41) "vnieklassnoie-chtieniie-pushkin-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "132990"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416430130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства