kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе

Тема: Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж.

Цель урока: 

 систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства; - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха; - развивать технику работы разными художественными материалами; - воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

I. Зрительный   ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением зимы.  

II.  И. Литературный   ряд: стихи о «Зиме»

III. Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на тему «Зима»

IV. Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.

V. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж»

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть. Слайды 1, 2

II. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

(ЖАНР (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений). Слайд 3 

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж). Слайд 4

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено (в основу).

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни). Слайд 5

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая). Слайд 6

- Что означает батальный жанр?

(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни). Слайд 7

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий  прошлого). Слайд 8

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин,  мифов).  Слайд 9

- Что означает анималистический жанр?

(рисование животных). Слайд 10

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря). Слайд 11

- Что означает бытовой жанр?

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь). Слайд 12

 Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. «nature morte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства. Слайд 13

Что такое портрет?

Портрет – (от франц. «portrait») – изображение  человека или группы людей.

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека. Слайд 14

III. Объяснение новой темы:

Тема нашего урока: «Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж». 

 Слайд 15 

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

                           Н.Заболоцкий

Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Сообщение ученика). Слайды 16-17

Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще  в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?

- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. Слайд 18

Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее). Слайд 19

Марина - это пейзаж, изображающий морской вид. Слайд 20

Промышленный (индустриальный) пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строи­тельства и других предметов научно-технического прогресса. Слайд 21

Городской пейзаж - это картина, на которой худож­ник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дво­рики. Слайд 22

Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое. Слайд 23

Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомас­штабными изображениями людей и животных в пейзажной ком­позиции. Слайд 24

Камерный пейзаж - небольшое произведение, предна­значенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревен­ской улице»). Слайд 25

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. Слайд 26

- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?

- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено  на картинах?

(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»). Слайды 27-35

- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?

Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.

- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу… И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?

Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.

Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.

Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.

 I ряд – сегодня: художники – живописцы.

- Какие средства изображения будете использовать?

(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого). Слайды 36-37

II ряд – сегодня: художники – графики.

- Какие средства изображения будете использовать? 

(линии, пятно, штрих, контур). Слайд 38

Памятка. Слайд 39

Самостоятельная работа  над зимним пейзажем по представлению:

1.  Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)

2.  Выбрать время суток (утро, день, вечер)

3.  Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)

4.  Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.

5.   Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур

6.   Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.

III. Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся

2.  Заключительное слово учителя

- Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вро­де бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Ка­ждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который со­звучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложи­ли свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

VII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж». Слайд 40.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж"»

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе


Тема: Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж.


Цель урока: 

 систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства; - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха; - развивать технику работы разными художественными материалами; - воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.


Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемое оборудование: 

I. Зрительный   ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением зимы.  

II.  И. Литературный   ряд: стихи о «Зиме»

III. Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на тему «Зима»

IV. Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.

V. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж»


Ход урока


I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть. Слайды 1, 2


II. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

(ЖАНР (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений). Слайд 3 

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж). Слайд 4

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено (в основу).

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни). Слайд 5

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая). Слайд 6

- Что означает батальный жанр?

(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни). Слайд 7

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий  прошлого). Слайд 8

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин,  мифов).  Слайд 9

- Что означает анималистический жанр?

(рисование животных). Слайд 10

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря). Слайд 11

- Что означает бытовой жанр?

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь). Слайд 12

 Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. «nature morte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства. Слайд 13

Что такое портрет?

Портрет – (от франц. «portrait») – изображение  человека или группы людей.

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека. Слайд 14


III. Объяснение новой темы:

Тема нашего урока: «Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж». 

 Слайд 15 

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

                           Н.Заболоцкий

Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Сообщение ученика). Слайды 16-17

Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще  в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?

- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. Слайд 18

Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее). Слайд 19

Марина - это пейзаж, изображающий морской вид. Слайд 20

Промышленный (индустриальный) пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строи­тельства и других предметов научно-технического прогресса. Слайд 21

Городской пейзаж - это картина, на которой худож­ник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дво­рики. Слайд 22

Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое. Слайд 23

Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомас­штабными изображениями людей и животных в пейзажной ком­позиции. Слайд 24

Камерный пейзаж - небольшое произведение, предна­значенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревен­ской улице»). Слайд 25

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. Слайд 26

- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?

- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено  на картинах?

(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»). Слайды 27-35

- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?

Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.

- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу… И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?

Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.

Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.

Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.


IV. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.

 I ряд – сегодня: художники – живописцы.

- Какие средства изображения будете использовать?

(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого). Слайды 36-37

II ряд – сегодня: художники – графики.

- Какие средства изображения будете использовать? 

(линии, пятно, штрих, контур). Слайд 38

Памятка. Слайд 39

Самостоятельная работа  над зимним пейзажем по представлению:

1.  Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)

2.  Выбрать время суток (утро, день, вечер)

3.  Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)

4.  Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.

5.   Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур

6.   Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.


III. Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся

2.  Заключительное слово учителя

- Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вро­де бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Ка­ждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который со­звучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложи­ли свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.


VII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж». Слайд 40.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бризгалова Елена Николаевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок изобразительного искусства в 3 классе на тему: "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-na-tiemu-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "102973"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561761"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока изобразительного искусства на тему "Весенний пейзаж""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvanatiemuviesienniipieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "325798"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044549"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:« Линейная и воздушная перспектива  »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-linieinaia-i-vozdushnaia-pierspiektiva-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111793"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407933883"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "презентация к уроку "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-k-uroku-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "102988"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402562480"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "198572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428420085"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства