Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе
Тема: Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж.
Цель урока:
систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства; - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха; - развивать технику работы разными художественными материалами; - воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
I. Зрительный ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением зимы.
II. И. Литературный ряд: стихи о «Зиме»
III. Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на тему «Зима»
IV. Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.
V. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж»
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть. Слайды 1, 2
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
(ЖАНР (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений). Слайд 3
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж). Слайд 4
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено (в основу).
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни). Слайд 5
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая). Слайд 6
- Что означает батальный жанр?
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни). Слайд 7
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого). Слайд 8
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов). Слайд 9
- Что означает анималистический жанр?
(рисование животных). Слайд 10
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря). Слайд 11
- Что означает бытовой жанр?
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь). Слайд 12
Что такое натюрморт?
Натюрморт (франц. «nature morte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства. Слайд 13
Что такое портрет?
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека. Слайд 14
III. Объяснение новой темы:
Тема нашего урока: «Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж».
Слайд 15
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Сообщение ученика). Слайды 16-17
Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. Слайд 18
Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее). Слайд 19
Марина - это пейзаж, изображающий морской вид. Слайд 20
Промышленный (индустриальный) пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса. Слайд 21
Городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики. Слайд 22
Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое. Слайд 23
Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции. Слайд 24
Камерный пейзаж - небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»). Слайд 25
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. Слайд 26
- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?
- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?
(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»). Слайды 27-35
- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.
- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу… И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?
Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.
Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.
Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.
I ряд – сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого). Слайды 36-37
II ряд – сегодня: художники – графики.
- Какие средства изображения будете использовать?
(линии, пятно, штрих, контур). Слайд 38
Памятка. Слайд 39
Самостоятельная работа над зимним пейзажем по представлению:
1. Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)
2. Выбрать время суток (утро, день, вечер)
3. Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)
4. Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.
5. Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур
6. Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.
III. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся
2. Заключительное слово учителя
- Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
VII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж». Слайд 40.