Просмотр содержимого документа
«Урок музыки на тему: "Сочини мелодию"»
Урок в 1 классе «Сочини мелодию»
Слайд 1 «музыка»
Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке?
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Прошу садиться.
Учитель: Как вы думаете, о чём думает композитор, создавая музыку, трудно ли сочинять музыку?
Ответы детей.
Учитель: А сможем ли мы сочинять музыку?
Ответы детей.
Учитель: Давайте сегодня на уроке мы ненадолго станем композиторами. Композитор - не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику или магу под силу услышать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.
В обычной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он до того привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Давайте закроем на минутку глаза и прислушаемся... Что мы слышим?
(Ребята перечисляют: шум ветра или дождя за окном, обрывки разговора, шаги прохожих и тому подобное.)
Учитель: Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. Что композитору помогает при этом?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, а ещё помогает настроение человека. Вы согласны, что музыка – это живое существо, в котором бьётся сердце и стучит пульс? А согласны ли вы, что у музыки, как и у человека, есть своё настроение.
Ответы детей.
Учитель: Я предлагаю вам определить настроение в музыке П.И.Чайковского
2 слайд Чайковский.
Прослушивание «Осенняя песня»
Ответы детей.
Учитель: О каком времени года рассказал композитор в этом произведении?
Ответы детей.
3 слайд «Осень» («Осень. Деревушка у ручья» Саврасов Алексей Кондратьевич)
Учитель: Правильно, это осень. Это время года воспевали в своих произведениях не только композиторы и художники, но и поэты. В наших учебниках на 18 странице есть замечательное стихотворение Агнии Барто. Я попрошу его прочесть….
Учащийся читает стихотворение.
Учитель: Как нужно прочесть стихотворение, чтобы услышать шорох листьев?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Давайте и мы прошуршим это стихотворение.
4 слайд «листопад»
(читают шепотом)Осень листья рассылает –
Золотую стаю –
Не простые, золотые,
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо,
Я сижу, читаю…
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Давайте это стихотворение исполним движениями.
Физминутка – прохлопать ритм (стоя)
Учитель: Вы заметили, что звуки по длительности были разные? Чередование коротких и длинных звуков называется ритмом.(проговорить хором) Ритм помогает в сочинении мелодии.(проговорить). Это главные помощники композитора.
5 слайд «ритм и мелодия»
Учитель: А теперь усложним задачу. Нужно этот стих пропеть, т.е. сочинить мелодию. Кто желает попробовать?
Ответы детей.
Учитель: Сколько в нашем классе композиторов! И все они такие разные. Каждый пел по- своему, выражая своё настроение. Как вы думаете, почему ваши песенки получились такие разные?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, вы сочинили мелодии, в которых отобразили своё отношение к осени. Осень может быть не только унылой и хмурой, но и яркой, красивой. Отгадайте загадку, и мы узнаем, что делает осень такой красочной.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла:
Что? Скажите наугад.
Ну, конечно,… (листопад)
6 слайд «яркий листопад»
Учитель: Правильно, на прошлом уроке мы знакомились с песней про листопад, а потом его рисовали. Я попрошу рассказать о своих рисунках………
Ответы детей.
Учитель: Спасибо за рассказ. А сейчас попробуем сочинить шумовое оформление для песни. На ваших столах лежат листы бумаги. С их помощью мы сможем озвучить шуршание осенней листвы.
Показ движений учителем.
Исполнение песни «Про листопад» с шуршащим аккомпанементом.
Учитель: Какой замечательный у нас получился листопад! Мы сочинили необычную музыку, побывали в роли композитора. У нас появились новые помощники, назовите их.
Ответы детей.
7 слайд «нотки»
Учитель: А в заключение урока я предлагаю вам исполнить знакомую песню «Дети любят рисовать». Я попрошу вас отобразить ваше настроение в этой песне. (певческая установка)