kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Авторские колыбельные песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» Интегрированный урок (чтение + музыка)

Тема: Авторские колыбельные песни

Учитель начальных классов: Гладкова Лариса Николаевна Учитель музыки: Козловская Наталья Игоревна

Цели:1) расширение представлений учащихся о колыбельных песнях, определение их особенностей по жанровому признаку.

2)   выявление сходства между народной и авторской колыбельной песней.

3)   побуждение интереса к поиску новых примеров колыбельных песен, как авторских, так и народных.

Задачи:

1.      Познакомить с авторскими колыбельными песнями.

2.      Способствовать формированию интереса к чтению.

3.      Обучить способам исполнения колыбельной песни.

4.      Возбудить интерес к народному творчеству.

Оборудование:

о синтезатор

о музыкальное произведение «Колыбельная» Дунаевского из к/ф «Цирк» о мультфильм «Умка»

о иллюстрации: люлька, спящие и плачущие малыши, месяц и звёзды о ключевые слова (Баю-бай, люлька, мама, малыш, сон) о «Словарь пермских говоров»

о    детские игрушки

Литература:

1.      Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004 г.

2.      Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие - М.: Глобус,2007 г.

3.      Критская, Е.Д. и др. Музыка: Учебник для учащихся 2 класса - М.: Просвещение, 1999 г.

4.      Сказки и загадки, песенки и прибаутки, колыбельные и скороговорки для самых маленьких / Сост. И. Остапенко - Пермь: «Стрелец» 2001г.

5.      Словарь пермских говоров. - Пермь, Книжный мир, 2002 г.

6.      Науменко, Г.М. «Русское народное детское музыкальное творчество» сборник. - М.: Дрофа, 2008 г.

7.      Струве, Г.А. Нотный бал. 1-4 кл.: сборник песен - М.: Дрофа, 2007 г.

ПЛАН

I.   Организационный момент

Н.И. - Здравствуйте, ребята!

Л.Н. - Здравствуйте, садитесь.

Н.И. - Сегодня два предмета: чтение и музыка подружились.

Л.Н. - И мы вместе проведем для вас этот необычный урок.

II.         Введение в тему (учитель начальных классов)

На доске - ключевые слова (баю-бай, люлька, мама, сон, оберег, малыш).

-    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-    Давайте вспомним, для чего пелись колыбельные песни?

-    В какое время суток пелись?

-    Кто исполнял?

-    Как исполнялись эти песни?

III.      Проверка домашнего задания (учитель начальных классов)

-    Вам дома нужно было выучить наизусть одну народную колыбельную песню и проиллюстрировать её. Кто желает выступить первым?

Дети рассказывают или пропевают колыбельную и комментируют свой рисунок

-    МОЛОДЦЫ!

IV.      Изучение нового материала (учитель начальных классов)

-    Вы внимательно слушали друг друга, Скажите, пожалуйста, какие слова встречались часто в колыбельных песнях?

-    А какое слово вам показалось непривычным? Этого предмета сейчас в наших современных домах нет, А раньше он был в каждой деревенской избе.

-    На ваших партах разложены иллюстрации, с изображением люльки. Давайте рассмотрим её.

Учитель рассказывает

Люлька прикреплялась к потолку, к матнице. Матница - это балка, поддерживающая потолок. В матницу вворачивали кольцо, а в него вставляли берёзовую жердь (очеп), зыбка на очеп вешалась. К колыбельке прикрепляли верёвку с петлёй на конце, тогда люльку можно было качать ногой, а руки освобождались для какой-то работы.

Учитель показывает детям «Словарь пермских говоров»

Значение старых слов, редко встречающихся в современной речи, можно посмотреть в «Словаре пермских говоров».

Народные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже - просто убаюкивать.

Сейчас мы знаем много авторских колыбельных песен. Они исполняются уже в сопровождении музыкальных инструментов со словами, а иногда и без слов. Сейчас вы внимательно послушайте музыкальное произведение. Прослушивание грамзаписи «Колыбельная» И. О. Дунаевского из к/ф «Цирк». Вступает учитель музыки — пластическое интонирование.

-   Мы знаем, кто сочиняет народную колыбельную, а кто сочиняет авторскую?

-   Что общего между народной колыбельной и авторской?

-   Когда вы были маленькими, вам тоже пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные, которые поют в вашей семье? Вы сегодня принесли с собой игрушки. Спойте им свою колыбельную, чтобы они спокойно заснули Дети исполняют

-   Как вы думаете, какие колыбельные песни исполняли ребята — авторские или народные? Да, ребята, очень трудно отличить авторскую песню от народной. И слова в них повторяются, и мелодия, ритм, манера исполнения похожи. Иногда авторская песня уходит в народ, забывается имя автора, а песенка живёт.

-   У кого получилось усыпить свою игрушку?

-   Почему вы считаете, что получилось?

V.       Работа с учебником (учитель начальных классов)

-   Хотите ли вы узнать новые колыбельные песни?

-   Тогда давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 51 и прочитайте про себя текст Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят.». Попробуйте представить то, о чем читаете.

Дети читают про себя.

-   Какие картины вы представили?

Чтение вслух по строфам

1  -ая строфа

-   Почему косули робкие (они всегда боятся).

-   Почему автор перечисляет столько животных?

( чтобы убедить мальчика, что надо спать).

-   Найдите синонимы к слову «спать», (заснули, дремлют, почивает).

-Почему так уважительно сказано о соме? (он старый, мудрый, всеми уважаемый).

2-       я  строфа

-   Почему не надо мальчику ничего бояться?

3-       я  строфа

-   Как понять слово «роздых»? (передышка, кратковременный отдых).

-   А что значит «звери, легкие на роздых», (они легко засыпают).

-   Почему стихотворение заканчивается многоточием?

-   О чем просит мама сына? (заснуть)

-   Зачем она обращается к волкам, совам?

Вопросы после чтения.

-    Какие чувства надо постараться передать при чтении (любви, покоя, готовности защитить).

-    Давайте еще раз попробуем прочитать выразительно.

Дети читают стихотворение вслух с выражением

VI.       Работа с музыкальным материалом {учитель музыки)

-    Мне очень понравилось, как вы прочитали колыбельную. А давайте вспомним, какую авторскую колыбельную мы разучивали на уроке музыки? (Г.Струве «Маленькая мама»)

-    Давайте ее исполним.

Дети встают и исполняют

-    А где сейчас можно услышать колыбельные песни?

-    Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, и если вы узнаете песню, подпевайте.

Показ фрагмента из мультфильма «Умка». Дети подпевают.

VII.     Итог урока (учитель начальных классов)

-    Мамы исполняют песни, любимые бабушки. А зачем вам нужно знать колыбельные песни?

-    Я вам предлагаю выучить дома теперь уже авторскую колыбельную песенку из учебника или дополнительной литературы. А на уроке музыки попробуйте подобрать мелодию к этому тексту и спеть её.

-    Наш урок подошел к концу. Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что смогли убаюкать игрушку, то возьмите картинку малыша, который спит. Он убаюкался. А если нет, то выберите картинку с малышом, который плачет.

Дети прикрепляют картинки к доске Вступает учитель музыки

-    Вот как здорово у нас получилось, все малыши спят. И нам осталось пожелать им спокойной ночи. А вам мы говорим: «До свидания! До новой встречи!»

 

Просмотр содержимого документа
«интегрир. урок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» Интегрированный урок (чтение + музыка)



Тема: Авторские колыбельные песни

Учитель начальных классов: Гладкова Лариса Николаевна Учитель музыки: Козловская Наталья Игоревна

Цели:1) расширение представлений учащихся о колыбельных песнях, определение их особенностей по жанровому признаку.

  1. выявление сходства между народной и авторской колыбельной песней.

  2. побуждение интереса к поиску новых примеров колыбельных песен, как авторских, так и народных.

Задачи:

  1. Познакомить с авторскими колыбельными песнями.

  2. Способствовать формированию интереса к чтению.

  3. Обучить способам исполнения колыбельной песни.

  4. Возбудить интерес к народному творчеству.

Оборудование:

о синтезатор

о музыкальное произведение «Колыбельная» Дунаевского из к/ф «Цирк» о мультфильм «Умка»

о иллюстрации: люлька, спящие и плачущие малыши, месяц и звёзды о ключевые слова (Баю-бай, люлька, мама, малыш, сон) о «Словарь пермских говоров»

о детские игрушки

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004 г.

  2. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие - М.: Глобус,2007 г.

  3. Критская, Е.Д. и др. Музыка: Учебник для учащихся 2 класса - М.: Просвещение, 1999 г.

  4. Сказки и загадки, песенки и прибаутки, колыбельные и скороговорки для самых маленьких / Сост. И. Остапенко - Пермь: «Стрелец» 2001г.

  5. Словарь пермских говоров. - Пермь, Книжный мир, 2002 г.

  6. Науменко, Г.М. «Русское народное детское музыкальное творчество» сборник. - М.: Дрофа, 2008 г.

  7. Струве, Г.А. Нотный бал. 1-4 кл.: сборник песен - М.: Дрофа, 2007 г.




ПЛАН


  1. Организационный момент

Н.И. - Здравствуйте, ребята!

Л.Н. - Здравствуйте, садитесь.

Н.И. - Сегодня два предмета: чтение и музыка подружились.

Л.Н. - И мы вместе проведем для вас этот необычный урок.

  1. Введение в тему (учитель начальных классов)

На доске - ключевые слова (баю-бай, люлька, мама, сон, оберег, малыш).

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

  • Давайте вспомним, для чего пелись колыбельные песни?

  • В какое время суток пелись?

  • Кто исполнял?

  • Как исполнялись эти песни?

  1. Проверка домашнего задания (учитель начальных классов)

  • Вам дома нужно было выучить наизусть одну народную колыбельную песню и проиллюстрировать её. Кто желает выступить первым?

Дети рассказывают или пропевают колыбельную и комментируют свой рисунок

  • МОЛОДЦЫ!

\М.

  1. Изучение нового материала (учитель начальных классов)

  • Вы внимательно слушали друг друга, Скажите, пожалуйста, какие слова встречались часто в колыбельных песнях?

  • А какое слово вам показалось непривычным? Этого предмета сейчас в наших современных домах нет, А раньше он был в каждой деревенской избе.

  • На ваших партах разложены иллюстрации, с изображением люльки. Давайте рассмотрим её.

Учитель рассказывает

Люлька прикреплялась к потолку, к матнице. Матница - это балка, поддерживающая потолок. В матницу вворачивали кольцо, а в него вставляли берёзовую жердь (очеп), зыбка на очеп вешалась. К колыбельке прикрепляли верёвку с петлёй на конце, тогда люльку можно было качать ногой, а руки освобождались для какой-то работы.

Учитель показывает детям «Словарь пермских говоров»

Значение старых слов, редко встречающихся в современной речи, можно посмотреть в «Словаре пермских говоров».




Народные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже - просто убаюкивать.

Сейчас мы знаем много авторских колыбельных песен. Они исполняются уже в сопровождении музыкальных инструментов со словами, а иногда и без слов. Сейчас вы внимательно послушайте музыкальное произведение. Прослушивание грамзаписи «Колыбельная» И. О. Дунаевского из к/ф «Цирк». Вступает учитель музыки — пластическое интонирование.

  • Мы знаем, кто сочиняет народную колыбельную, а кто сочиняет авторскую?

  • Что общего между народной колыбельной и авторской?

  • Когда вы были маленькими, вам тоже пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные, которые поют в вашей семье? Вы сегодня принесли с собой игрушки. Спойте им свою колыбельную, чтобы они спокойно заснули Дети исполняют

  • Как вы думаете, какие колыбельные песни исполняли ребята — авторские или народные? Да, ребята, очень трудно отличить авторскую песню от народной. И слова в них повторяются, и мелодия, ритм, манера исполнения похожи. Иногда авторская песня уходит в народ, забывается имя автора, а песенка живёт.

  • У кого получилось усыпить свою игрушку?

  • Почему вы считаете, что получилось?

  1. Работа с учебником (учитель начальных классов)

  • Хотите ли вы узнать новые колыбельные песни?

  • Тогда давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 51 и прочитайте про себя текст Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...». Попробуйте представить то, о чем читаете.

Дети читают про себя.

  • Какие картины вы представили?

Чтение вслух по строфам

  1. -ая строфа

  • Почему косули робкие (они всегда боятся).

  • Почему автор перечисляет столько животных?

( чтобы убедить мальчика, что надо спать).

  • Найдите синонимы к слову «спать», (заснули, дремлют, почивает).

-Почему так уважительно сказано о соме? (он старый, мудрый, всеми уважаемый).

  1. я строфа

  • Почему не надо мальчику ничего бояться?

  1. я строфа

  • Как понять слово «роздых»? (передышка, кратковременный отдых).

  • А что значит «звери, легкие на роздых», (они легко засыпают).

  • Почему стихотворение заканчивается многоточием?

  • О чем просит мама сына? (заснуть)

  • Зачем она обращается к волкам, совам?




Вопросы после чтения.

  • Какие чувства надо постараться передать при чтении (любви, покоя, готовности защитить).

  • Давайте еще раз попробуем прочитать выразительно.

Дети читают стихотворение вслух с выражением

  1. Работа с музыкальным материалом {учитель музыки)

  • Мне очень понравилось, как вы прочитали колыбельную. А давайте вспомним, какую авторскую колыбельную мы разучивали на уроке музыки? (Г.Струве «Маленькая мама»)

  • Давайте ее исполним.

Дети встают и исполняют

  • А где сейчас можно услышать колыбельные песни?

  • Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, и если вы узнаете песню, подпевайте.

Показ фрагмента из мультфильма «Умка». Дети подпевают.

  1. Итог урока (учитель начальных классов)

  • Мамы исполняют песни, любимые бабушки... А зачем вам нужно знать колыбельные песни?

  • Я вам предлагаю выучить дома теперь уже авторскую колыбельную песенку из учебника или дополнительной литературы. А на уроке музыки попробуйте подобрать мелодию к этому тексту и спеть её.

  • Наш урок подошел к концу. Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что смогли убаюкать игрушку, то возьмите картинку малыша, который спит. Он убаюкался. А если нет, то выберите картинку с малышом, который плачет.

Дети прикрепляют картинки к доске Вступает учитель музыки

  • Вот как здорово у нас получилось, все малыши спят. И нам осталось пожелать им спокойной ночи. А вам мы говорим: «До свидания! До новой встречи!»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока по теме "Авторские колыбельные песни"

Автор: Гладкова Лариса Николаевна, Козловская Наталья Игоревна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературе на тему"Что за прелесть эти сказки""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_na_tiemu_chto_za_prieliest_eti_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "385470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485766418"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Е.Пермяк. Случай с кошельком" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ie-piermiak-sluchai-s-koshiel-kom"
    ["file_id"] => string(6) "214868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432498471"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства