ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» Интегрированный урок (чтение + музыка)
Тема: Авторские колыбельные песни
Учитель начальных классов: Гладкова Лариса Николаевна Учитель музыки: Козловская Наталья Игоревна
Цели:1) расширение представлений учащихся о колыбельных песнях, определение их особенностей по жанровому признаку.
2) выявление сходства между народной и авторской колыбельной песней.
3) побуждение интереса к поиску новых примеров колыбельных песен, как авторских, так и народных.
Задачи:
1. Познакомить с авторскими колыбельными песнями.
2. Способствовать формированию интереса к чтению.
3. Обучить способам исполнения колыбельной песни.
4. Возбудить интерес к народному творчеству.
Оборудование:
о синтезатор
о музыкальное произведение «Колыбельная» Дунаевского из к/ф «Цирк» о мультфильм «Умка»
о иллюстрации: люлька, спящие и плачущие малыши, месяц и звёзды о ключевые слова (Баю-бай, люлька, мама, малыш, сон) о «Словарь пермских говоров»
о детские игрушки
Литература:
1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004 г.
2. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие - М.: Глобус,2007 г.
3. Критская, Е.Д. и др. Музыка: Учебник для учащихся 2 класса - М.: Просвещение, 1999 г.
4. Сказки и загадки, песенки и прибаутки, колыбельные и скороговорки для самых маленьких / Сост. И. Остапенко - Пермь: «Стрелец» 2001г.
5. Словарь пермских говоров. - Пермь, Книжный мир, 2002 г.
6. Науменко, Г.М. «Русское народное детское музыкальное творчество» сборник. - М.: Дрофа, 2008 г.
7. Струве, Г.А. Нотный бал. 1-4 кл.: сборник песен - М.: Дрофа, 2007 г.
ПЛАН
I. Организационный момент
Н.И. - Здравствуйте, ребята!
Л.Н. - Здравствуйте, садитесь.
Н.И. - Сегодня два предмета: чтение и музыка подружились.
Л.Н. - И мы вместе проведем для вас этот необычный урок.
II. Введение в тему (учитель начальных классов)
На доске - ключевые слова (баю-бай, люлька, мама, сон, оберег, малыш).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Давайте вспомним, для чего пелись колыбельные песни?
- В какое время суток пелись?
- Кто исполнял?
- Как исполнялись эти песни?
III. Проверка домашнего задания (учитель начальных классов)
- Вам дома нужно было выучить наизусть одну народную колыбельную песню и проиллюстрировать её. Кто желает выступить первым?
Дети рассказывают или пропевают колыбельную и комментируют свой рисунок
- МОЛОДЦЫ!
IV. Изучение нового материала (учитель начальных классов)
- Вы внимательно слушали друг друга, Скажите, пожалуйста, какие слова встречались часто в колыбельных песнях?
- А какое слово вам показалось непривычным? Этого предмета сейчас в наших современных домах нет, А раньше он был в каждой деревенской избе.
- На ваших партах разложены иллюстрации, с изображением люльки. Давайте рассмотрим её.
Учитель рассказывает
Люлька прикреплялась к потолку, к матнице. Матница - это балка, поддерживающая потолок. В матницу вворачивали кольцо, а в него вставляли берёзовую жердь (очеп), зыбка на очеп вешалась. К колыбельке прикрепляли верёвку с петлёй на конце, тогда люльку можно было качать ногой, а руки освобождались для какой-то работы.
Учитель показывает детям «Словарь пермских говоров»
Значение старых слов, редко встречающихся в современной речи, можно посмотреть в «Словаре пермских говоров».
Народные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже - просто убаюкивать.
Сейчас мы знаем много авторских колыбельных песен. Они исполняются уже в сопровождении музыкальных инструментов со словами, а иногда и без слов. Сейчас вы внимательно послушайте музыкальное произведение. Прослушивание грамзаписи «Колыбельная» И. О. Дунаевского из к/ф «Цирк». Вступает учитель музыки — пластическое интонирование.
- Мы знаем, кто сочиняет народную колыбельную, а кто сочиняет авторскую?
- Что общего между народной колыбельной и авторской?
- Когда вы были маленькими, вам тоже пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные, которые поют в вашей семье? Вы сегодня принесли с собой игрушки. Спойте им свою колыбельную, чтобы они спокойно заснули Дети исполняют
- Как вы думаете, какие колыбельные песни исполняли ребята — авторские или народные? Да, ребята, очень трудно отличить авторскую песню от народной. И слова в них повторяются, и мелодия, ритм, манера исполнения похожи. Иногда авторская песня уходит в народ, забывается имя автора, а песенка живёт.
- У кого получилось усыпить свою игрушку?
- Почему вы считаете, что получилось?
V. Работа с учебником (учитель начальных классов)
- Хотите ли вы узнать новые колыбельные песни?
- Тогда давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 51 и прочитайте про себя текст Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят.». Попробуйте представить то, о чем читаете.
Дети читают про себя.
- Какие картины вы представили?
Чтение вслух по строфам
1 -ая строфа
- Почему косули робкие (они всегда боятся).
- Почему автор перечисляет столько животных?
( чтобы убедить мальчика, что надо спать).
- Найдите синонимы к слову «спать», (заснули, дремлют, почивает).
-Почему так уважительно сказано о соме? (он старый, мудрый, всеми уважаемый).
2- я строфа
- Почему не надо мальчику ничего бояться?
3- я строфа
- Как понять слово «роздых»? (передышка, кратковременный отдых).
- А что значит «звери, легкие на роздых», (они легко засыпают).
- Почему стихотворение заканчивается многоточием?
- О чем просит мама сына? (заснуть)
- Зачем она обращается к волкам, совам?
Вопросы после чтения.
- Какие чувства надо постараться передать при чтении (любви, покоя, готовности защитить).
- Давайте еще раз попробуем прочитать выразительно.
Дети читают стихотворение вслух с выражением
VI. Работа с музыкальным материалом {учитель музыки)
- Мне очень понравилось, как вы прочитали колыбельную. А давайте вспомним, какую авторскую колыбельную мы разучивали на уроке музыки? (Г.Струве «Маленькая мама»)
- Давайте ее исполним.
Дети встают и исполняют
- А где сейчас можно услышать колыбельные песни?
- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, и если вы узнаете песню, подпевайте.
Показ фрагмента из мультфильма «Умка». Дети подпевают.
VII. Итог урока (учитель начальных классов)
- Мамы исполняют песни, любимые бабушки. А зачем вам нужно знать колыбельные песни?
- Я вам предлагаю выучить дома теперь уже авторскую колыбельную песенку из учебника или дополнительной литературы. А на уроке музыки попробуйте подобрать мелодию к этому тексту и спеть её.
- Наш урок подошел к концу. Оцените свою работу на уроке.
Если вы считаете, что смогли убаюкать игрушку, то возьмите картинку малыша, который спит. Он убаюкался. А если нет, то выберите картинку с малышом, который плачет.
Дети прикрепляют картинки к доске Вступает учитель музыки
- Вот как здорово у нас получилось, все малыши спят. И нам осталось пожелать им спокойной ночи. А вам мы говорим: «До свидания! До новой встречи!»