Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу (показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций: гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.
Задачи:
Воспитывать слушательскую культуру в восприятии музыкальных образов.
Учить сопоставлять музыку и живопись, и видеть их внутреннюю жизненную связь.
Развивать интонационное мышление.
Воспитывать патриотизм, любовь к родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Богатырские образы в искусстве" »
Урок в 5 классе на тему: «БОГАТЫРСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ»
Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу (показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций: гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.
Задачи:
Воспитывать слушательскую культуру в восприятии музыкальных образов.
Учить сопоставлять музыку и живопись, и видеть их внутреннюю жизненную связь.
Энио Мориконе «Одинокий пастух» (музыка для релаксации)
Гр. «Цветы» и Стас Намин «Богатырская»
Виодефрагмент из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»
Дополнительный материал:
Портрет А.П.Бородина, В.М. Васнецова
Репродукция В.М. Васнецова «Богатыри»
Оборудование и наглядные пособия:
Нетбук, проектор, CD-проигрыватель, синтезатор
Приложения: Словарь эстетических эмоций, план разбора музыкального произведения, синквейн (схема), текст песни «Фестивальная»
Тип урока – урок углубления и расширения темы четверти (5 класс «Музыка и изобразительное искусство»).
«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей.
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.
Сойдемся, друзья и братья, восхвалим песней силу нашу,
силу гордую, богатырскую…»
гр. «Цветы» и Стас Намин
Ход урока:
Оргмомент.
Кроссворд (опрос по пройденному материалу)
А) Решение кроссворда (в ходе ответов на вопросы, учащиеся находят слово главное слово урока –Богатырь
7.Х
Р
А
3.М
Б
У
5.К
Р
С
В
О
О
А
С
4.М
Р
1.Ж
Р
2.Т
Т
6.Б
О
Г
А
Т
Ы
Р
Ь
А
С
С
Д
Е
И
С
К
К
Н
Т
В
И
О
А
Й
С
Т
Ь
Б) Объявление темы и цели урока Мы продолжаем с вами познавать окружающий мир через различные виды искусства, воспитывать в себе грамотного слушателя и зрителя. Тема нашего урока «Богатырские образы в искусстве» –
Основная часть урока – слушание, и разбор музыкального произведения, и репродукции.
Первоначальное слушание фрагмента Симфонии № 2 А.Бородина (см. музыкальное приложение, или www./mp3ostrov.com/)
- Ребятам предлагается охарактеризовать музыкальный фрагмент, используя «Словарь эстетических эмоций» (см. Приложение № 1).
в ходе обсуждения на экран выводятся общие слова – характер музыки
Ребятам предлагается, исходя из характера музыкального фрагмента, придумать название (Ответы детей – «Богатырская»)
Запись произведения в музыкальный дневник (1 раз в четверть проводится музыкальная викторина)
Диалог с учащимися по произведению
Что такое симфония? (ответы детей) – «созвучие», оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей.
Это симфоническое произведение написал А.П. Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, профессор химии, практикующий врач, входил в состав «Могучей кучки».
Его вторая симфония – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передаёт она образ народа
Музыка Бородина полна контрастных образов то могучей силы, то душевной мягкости. Мы слышим в ней не только эпическое величие, но и чарующую красоту. Поэтому в мировой музыке А. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.
Репродукция В. М. Васнецова «Богатыри»
Ребята, а в каких ещё произведениях искусства встречается Богатырская тема (ответы детей)
Под игру гуслей (см. музыкальное приложение или www./get.tune.net/) зачитывается текст
Под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь:
«Илья, Илья Муромец – сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А сам на коне, как ясен сокол…!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад…,
Что из красна города из Ростова.
А Алешенька – он наровчат был,
Он Наровчат-то, да увёртлив ведь,
А и в та поры он догадлив был…»
Репродукцию «Богатыри» написал В. М. Васнецов (1848 – 1926) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Эта работа стала для него самым важным, самым значительным этапом в жизни. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как пелась былина, волновала, как родная песня…»
Беседа с учащимися по репродукции, обсуждается каждый богатырь по отдельности
Картина эта о сегодняшней жизни. Со злом надо бороться! Как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша, уничтоживший злое чудище Тугарина.
5. Индивидуальная работа в тетради - Ребята должны ответить на вопрос и сделать вывод, что объединяет эти два произведения искусства (работа в тетради). Разбор музыки по плану (см. Приложение № 2), анализ картины
(Повторное слушание музыкального фрагмента)
Бородин Симфония № 2
Васнецов «Богатыри»
Разбор
Анализ
Ответы учащихся
Творческая работа в группах: Составить синквейн (см. Приложение № 3) на тему «Богатырь
Богатырь.
Храбрый, смелый.
Оберегает, помогает, защищает.
Стоит на страже мира и свободы.
Герой.
Слайд № 13
Физкультминутка
Поработали мы дружно
Отдохнуть теперь нам нужно.
Дружно встанем, дружно сядем, И закроем все глаза,
Наступает тишина.
«Одинокий пастух» (см. музыкальное приложение или www./mp3ostrov.com/)
А теперь красиво сели,
Головою повертели.
Глаза направо, в пол, налево, в потолок – 3 раза
Продолжается урок.
Испокон веков воины стояли на страже мира и свободы: Киевская Русь, война с Наполеоном, война 1941, Афганистан, Чечня…
V. Исполнение песни О. Митяева «Фестивальная» (см. Приложение № 4 (текст), музыкальное приложение (минус)) – одна из песен орлятского круга, которую ребята знают
VI. Запись домашнего задания
VII. Заключение: Богатырские образы в современном искусстве (ответы детей)
Слушание песни в исполнении гр. «Цветы» и С. Намина
Просмотр видеофрагмента из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»