kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе "Богатырские образы в искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу (показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию богатырских образов). Продолжение работы по формированию  следующих компетенций: гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.

Задачи:

  1. Воспитывать слушательскую культуру в восприятии музыкальных образов.
  2. Учить сопоставлять музыку и живопись, и видеть их внутреннюю жизненную связь.
  3. Развивать интонационное мышление.
  4. Воспитывать патриотизм, любовь к родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Богатырские образы в искусстве" »

Урок в 5 классе на тему: «БОГАТЫРСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ»


Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу (показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций: гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.

Задачи:

  1. Воспитывать слушательскую культуру в восприятии музыкальных образов.

  2. Учить сопоставлять музыку и живопись, и видеть их внутреннюю жизненную связь.

  3. Развивать интонационное мышление.

  4. Воспитывать патриотизм, любовь к родине.

Музыкальный материал:

  • А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (фрагмент)

  • О. Митяев «Фестивальная» (собственный минус)

  • Энио Мориконе «Одинокий пастух» (музыка для релаксации)

  • Гр. «Цветы» и Стас Намин «Богатырская»

  • Виодефрагмент из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»

Дополнительный материал:

  • Портрет А.П.Бородина, В.М. Васнецова

  • Репродукция В.М. Васнецова «Богатыри»

Оборудование и наглядные пособия:

Нетбук, проектор, CD-проигрыватель, синтезатор

Приложения: Словарь эстетических эмоций, план разбора музыкального произведения, синквейн (схема), текст песни «Фестивальная»

Тип урока – урок углубления и расширения темы четверти (5 класс «Музыка и изобразительное искусство»).

«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей.

Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.

Сойдемся, друзья и братья, восхвалим песней силу нашу,

силу гордую, богатырскую…»

гр. «Цветы» и Стас Намин

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Кроссворд (опрос по пройденному материалу)

А) Решение кроссворда (в ходе ответов на вопросы, учащиеся находят слово главное слово урока – Богатырь

7.Х

Р

А

3.М



Б

У

5.К


Р

С

В

О

О

А

С


4.М

Р

1.Ж

Р


2.Т

Т

6.Б

О

Г

А

Т

Ы

Р

Ь

А

С

С

Д

Е


И


С

К

К

Н

Т



В

И

О


А

Й

С



Т

Ь



Б) Объявление темы и цели урока Мы продолжаем с вами познавать окружающий мир через различные виды искусства, воспитывать в себе грамотного слушателя и зрителя. Тема нашего урока «Богатырские образы в искусстве» –

  1. Основная часть урока – слушание, и разбор музыкального произведения, и репродукции.

  1. Первоначальное слушание фрагмента Симфонии № 2 А.Бородина (см. музыкальное приложение, или www./mp3ostrov.com/)

- Ребятам предлагается охарактеризовать музыкальный фрагмент, используя «Словарь эстетических эмоций» (см. Приложение № 1).

в ходе обсуждения на экран выводятся общие слова – характер музыки

  • Ребятам предлагается, исходя из характера музыкального фрагмента, придумать название (Ответы детей – «Богатырская»)

  1. Запись произведения в музыкальный дневник (1 раз в четверть проводится музыкальная викторина)

  2. Диалог с учащимися по произведению

  • Что такое симфония? (ответы детей) – «созвучие», оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей.

  • Это симфоническое произведение написал А.П. Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, профессор химии, практикующий врач, входил в состав «Могучей кучки».

Его вторая симфония – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передаёт она образ народа

Музыка Бородина полна контрастных образов то могучей силы, то душевной мягкости. Мы слышим в ней не только эпическое величие, но и чарующую красоту. Поэтому в мировой музыке А. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.

  1. Репродукция В. М. Васнецова «Богатыри»

  • Ребята, а в каких ещё произведениях искусства встречается Богатырская тема (ответы детей)

  • Под игру гуслей (см. музыкальное приложение или www./get.tune.net/) зачитывается текст

Под славным городом под Киевом

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь:

«Илья, Илья Муромец – сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А сам на коне, как ясен сокол…!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад…,

Что из красна города из Ростова.

А Алешенька – он наровчат был,

Он Наровчат-то, да увёртлив ведь,

А и в та поры он догадлив был…»

Репродукцию «Богатыри» написал В. М. Васнецов (1848 – 1926) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Эта работа стала для него самым важным, самым значительным этапом в жизни. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как пелась былина, волновала, как родная песня…»

  • Беседа с учащимися по репродукции, обсуждается каждый богатырь по отдельности

Картина эта о сегодняшней жизни. Со злом надо бороться! Как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша, уничтоживший злое чудище Тугарина.

5. Индивидуальная работа в тетради - Ребята должны ответить на вопрос и сделать вывод, что объединяет эти два произведения искусства (работа в тетради). Разбор музыки по плану (см. Приложение № 2), анализ картины

(Повторное слушание музыкального фрагмента)

Бородин Симфония № 2

Васнецов «Богатыри»

Разбор

Анализ




  • Ответы учащихся

  • Творческая работа в группах: Составить синквейн (см. Приложение № 3) на тему «Богатырь

Богатырь.

Храбрый, смелый.

Оберегает, помогает, защищает.

Стоит на страже мира и свободы.

Герой.

Слайд № 13

  1. Физкультминутка

Поработали мы дружно

Отдохнуть теперь нам нужно.

Дружно встанем, дружно сядем,
И закроем все глаза,

Наступает тишина.

«Одинокий пастух» (см. музыкальное приложение или www./mp3ostrov.com/)

А теперь красиво сели,

Головою повертели.

Глаза направо, в пол, налево, в потолок – 3 раза

Продолжается урок.

Испокон веков воины стояли на страже мира и свободы: Киевская Русь, война с Наполеоном, война 1941, Афганистан, Чечня…

V. Исполнение песни О. Митяева «Фестивальная» (см. Приложение № 4 (текст), музыкальное приложение (минус)) – одна из песен орлятского круга, которую ребята знают

VI. Запись домашнего задания

VII. Заключение: Богатырские образы в современном искусстве (ответы детей)

  • Слушание песни в исполнении гр. «Цветы» и С. Намина

  • Просмотр видеофрагмента из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»

VIII. Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе "Богатырские образы в искусстве"

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Технологическая карта к уроку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(41) "tiekhnologhichieskaiakartakurokuv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317976"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460471988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Интеграция искусств на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(41) "intieghratsiia_iskusstv_na_urokakh_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "376226"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483799436"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Календарно - тематическое планирование. 3 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "195723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427958074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства