Изобразительное искусство
№
п/п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
кол-во часов
Дата провед.
оборудование
план
факт
Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов)
Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.
1
Три основных цвета - желтый, красны, синий.
Изображение цветов (без предварительного рисунка, заполнение крупными изображениями всего листа)
Уметь:
- различать основные и составные цвета;
- применять первичные живописные навыки;
- использовать художественныематериалы (гуашь) и применятьих в живописи по памяти и впе
чатлению.
1ч.
2
Белая и черная краски.
Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка
Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.
развивать навыки работы с гуашью.
Создавать живописн.материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
1ч.
Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»
3
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)
Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.
Расширять знания о худ. материалах.
Понимать красоту и выразит. Пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы с пастелью, мелками, акварелью.
Овладеть первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
1ч.
Игра-упражнение «Живая клякса»
4
Выразительные возможности аппликации.
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе; работа по памяти и впечатлению)
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших.листьев.
1ч.
Ф. И. Тютчев «Листья»
5
Выразительные возможности графических материалов.
Изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти)
Понимать выразит возможности линии, точки, темного и белого пятен 9язык графики) для создания худ образа.
осваивать приемы работы графич. Материалами (тушь, палочка, кисть).
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы,зимний лес.
1ч.
М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67
6
Выразительность материалов для работы в объеме.
Изображение животных родного края (по впечатлению и памяти)
Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия.
Сравнивать, сопоставлять выразит. Возможности различных худ. Материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл).
развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приемам работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать объемного изображение животного с передачей характера.
1ч.
В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»
7
Выразительные возможности бумаги.
Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки
Развивать навыки создания геометр. Форм (конуса, цилиндра, прямоуг.) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
1ч.
Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»
8
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги
Повторять и закреплять полученные на уроках знания о худ. материалах и их выразит. средствах.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожидан. материалов.
обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы, оценивать собственную худ. деят-ть и деят-ть своих одноклассников.
1ч.
С. Баруздин «Салют»
Р а з д е л 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)
Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.
9
Изображение и реальность.
Изображение любимого животного.
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.
Изображать животных, вделяя пропорции частей тела.
передавать в изображении характер выбранного животного.
закреплять навыки работы от общего к частному.
1ч.
10
Изображение и фантазия.
Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.
размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического.
Придумывать выразит. Фантастич. Образы животных.
Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.
1ч.
Слайды с изображением реальных и фантастич. животных (русская деревянная и каменная резьба).
11
Украшение и реальность
Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоц-но откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графич. материалов. Линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. Д.)
1ч.
12
Украшение и фантазия.
Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладка для книги.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декорат мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмичное чередование элемента.
Работать графич. материалами (фломастеры) с помощью линий различной толщины.
1ч.
Игра-упражнение «Крестики-нолики»
13
Постройка и реальность.
Конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Осваивать навыки работы с бумаглй (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.
1ч.
Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»
14
Постройка и фантазия.
Создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа).
Сравнивать, сопоставляь природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
1ч.
Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий.
15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.
Повторять и закреплять полученные на уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьем-Мастеров. Конструировать (моделировать0 и украшать елочные украшения 9Изображающие людей, зверей, растений) для новогодней елки. Обсуждать творческие рабоы, оценивать собствен. худ. деят-ть и деят-ть своих одноклассников.
1ч.
Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик
Р а з д е л 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)
Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.1
16
Изображение природы в различных состояниях.
Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное)
Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать умения работать гуашью.
1ч.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы
17
Выражение характера изображаемых животных.
Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих
наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
1ч.
Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»
18
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-лебедь).
1ч.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»
19
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Индивидуальная, изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.
Характеризовать доьрого и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализ-ть возможности использования изобразит средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоц-ое состояние человека.
Создавать живописными материалами выразит-ые контрастные образы доброго или злого героя (былинные и сказочные персонажи0.
1ч.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»; отрывки из былин
20
Образ человека в скульптуре.
Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером(Царевна-лебедь, Баба яга идр.)
Сравнивать, сопоствлять выразит-ые возможности различных худ-ых материалов, которык применяются в скульптурк (дерево, камень. Мкталл).
развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание. Защипление).
Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
1ч.
21
Человек и его украшения.
Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы.
Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализ-ть украшения, имеющие разный характер. Создавать декорат. Композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, воротники. Кокошники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
1ч.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»; отрывки из былин
22
О чем говорят украшения.
Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов «Морской бой Салтана и пиратов»
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
1ч.
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации.
23-24
Образ здания и его назначение.
Создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы0
Учиться видеть худ. образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей изни и сказочных построек.
2ч.
25-26
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение.
Выставка.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы, оценивать себя и своих товарищей.
2ч.
Р а з д е л 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО
Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.
8ч.
27
Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.
Индивидуальная, изображение угасающего костра
Расширять знания о средствах худ. выразит-ти. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоц. Выразит-ть теплых и холодных цветов. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развиваит юмористич. Навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угосающий костер вечером, сказочная жар-птица)
1ч.
Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии