Знакомство учащихся с понятиями «богатырь», «симфония», посредством работы со словарем Ожегова, составом симфонического оркестра, средствами музыкальной выразительности; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание рисунка, описание музыкальных тем фрагмента Симфонии №2 Бородина эмоциональными терминами; формирование навыков анализировать музыку и картины изобразительного искусства;
  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
  Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
             | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Методическое обоснование | Формы контроля | 
  | содержание | Дидактический   (музыкальный материал) | Формируемые УУД | 
  | личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | 
  | 1.Мобилизирующий этап. Настрой на урок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Включение уч-ся в активную интеллектуальную деятельность. Вход в класс под музыку, Распевание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Попевки и скороговорки: 1.«Родина моя - русская земля». 2.Русь святая богатырская (по тонам вверх) 3. Славна богатырями русская земля. 4.Богатырь умирает, а слава воюет. 5. Богатыря узнаешь на поле брани | «Здравствуйте, ребята» муз. приветствие. «Звуки музыки» Р.Роджерс, попевки, скороговорки на богатырские темы | Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимание жизненного содержания народных пословиц, поговорок. | Планирование собственных действий при исполнении попевок-двухголосия. 
 
 Прогнозирование результата музыкальной деятельности- качества исполнения | Познавательные УУД Учатся выделять специальную информацию из нотного текста. 
 
 | Коммуникативные УУД Участие в коллективном пении. 
 | 
 | 
  | 2.Проверка домашнего задания | Работа в парах-опрос муз. терминологии, У доски 2 ученика записывают название муз.произведения и его композитора   | 
 
 | 
 | 
 | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. | Использование в практической деятельности знаний о музыке | Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания | Опрос в парах | 
  | 3.Целеполагание. Постановка учебной цели, темы урока, определение плана действий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Собирают в правильной последовательности слова в предложении и читают высказывание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Формулирование уч-ся целей урока по схеме: вспомнить-узнать-уметь. Слушают слова из былины и размышляют о теме, ставят цель и устанавливают план действий. Пользуются словарём. | счастья Родине чем нету чести выше Нету выше любимой служить! (Нету счастья выше, нету чести выше, чем любимой Родине служить! А. Ерикеев)   Слова из былины 
 
 
 
 Определение слова «богатырь»   | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Материалы презентации 
 
 
 
 
 
 Толковый энциклопедический словарь | 
 
 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке 
 
 
 
 
 | 
 
 Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них. 
 
 
 
 Определять цель урока, план действий Контролировать правильность ответов своих сверстников. Уметь действовать в соответствии с целевой установкой 
 | Познавательные УУД Учатся работать с печатным текстом 
 
 
 
 
 
 Сопоставлять и выделять главное, находить ответ на вопрос 
 | Наблюдать за музыкой в жизни человека Коммуникативные УУД Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Использование речи для регуляции своего действия. 
 Совместный поиск ответа на вопрос учителя, участие и взаимодействие во время этого поиска | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 4.Организация вокально-хоровой работы 
 
 
 | Исполнение песни, анализируют характер песни, рассуждают о поговорке | Работа над песней и пословицей: «Мал золотник да дорог» 
 | «Песня о маленьком трубаче» С.Никитин   | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, понимание жизненного содержания и осознанного отношения к происходящим событиям в песни. | Формировать алгоритм выполнения задания, исполнения песни. Действовать по выбранному плану. | Воплощать  художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. | Импровизировать в пении, пластике. | 
 | 
  | 5. Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Изучение нового материала, моделирование проблемной ситуации:   | Ищут пути выхода из проблемы. Работают в группах. | - Образы героев ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.   -Почему? С чем это связано? Какие композиторы отражали тему богатырей в музыке? | 
 | Усвоение единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. | Понимание и оценка собственных знаний, проявление способности к саморегуляции | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства | Поиск способов в разрешении проблемной ситуации | 
 | 
  | А)Организация слушательской деятельности 
 
 Б)Музыкально-теоретическая деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В) Физминутка | Слушание. Каждая группа получает задание и работает над ним Интонационно-образный анализ, выявление особенности жанра симфония. Определение названия музыкального произведения 
 
 
 
 
 
 
 
 Исполняют песню с движениями Воплощение образа через пластическое интонирование | Определение жанра «симфония» 1группа– анализ муз.тем, подбор эмоц. слов; 2группа – изображение в красках настроения музыки, муз.тем. 3группа – подбор к музыке картин (собрание картин) 
 
 
 
 
 
 | А.П.Бородин «Симфония №2» фрагмент Картины на слайде. План анализа муз.произведений на листах. Эмоциональные слова напечатаны на отрезных листах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Богатырская сила» А.Пахмутова 
 | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Импровизировать в характере жанра Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении музыки 
 
 
 
 
 | Регулятивные УУД Учатся воспринимать музыку как образное искусство   
 
 Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. 
 
 Описывать желаемый результат | Создавать модели с выделением существенных характеристик муз.произведения Сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам.   Узнавать и определять инструменты симфонического оркестра. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Импровизировать в характере жанра. Познавательные УУД Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети интернет. | Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в процессе анализа музыки. Размышление о музыке, её исполнении 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исполнять песню хором с танцевальными движениями. Коммуникативные УУД Участие в коллективном пении 
 | Свободное дирижирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исполнение песни 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Г) Сопоставление разных произведений искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Закрепление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 6. Взаимопроверка и взаимоконтроль | Сопоставляют музыку и художественные произведения. Анализируют, обобщают и делают вывод. Интонационно-образный анализ, закрепление особенности жанра симфонии. Поиск ответа на проблемный вопрос, обобщают полученные на уроке знания. Делают вывод Смотрят отрывок из мультфильма 
 
 
 
 Работа в группах по заданию, выполнение совместное, проверка, озвучивание ответов. Планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнёров. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Что вдохновляет художников, композиторов исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?   1 группа Синквейн «БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА» 2 группа Ответ на вопросы: 3 группа ответ на вопросы: 
 
 
 
 | Картина В.Васнецова «Три богатыря» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Презентация Кадр из м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей» 
 | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии произведения изобразительного искусства. Усвоение единства композитор, художник. 
 | Прогназирование результата музыкальной и художественной деятельности,умение применять знания в новой учебной и жизненных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Регулятивные УУД Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность 
 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров   Называть существенные признаки характера муз.произведения. 
 
 
 
 
 
 Анализировать,выделять главную мысль,обобщать. 
 
 Владение словарём музыкальных терминов. Использование в практической деятельности информации о музыке. Закрепление понимания элементов средств музыкальной выразительности как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. | Совершенствование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Совершенствование действий контроля и оценкидействий партнёра в групповой музыкальной деятельности. 
 | Пластический этюд 
 | 
  |  7. Рефлексия Осознание учеником и воспроизведении в речи того. Чему научился и каким способом действовал. 8.Домашнее задание Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения дом. работы | Отвечают на начало фраз: Я узнал на уроке…. Я научился… Я буду применять знания…. 
 
 
 
 Записывают в дневники | 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости богатырей или героев, может быть вы сочините собственные. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки | Проявление способности к саморегуляции самооценки | Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Владение формами рефлексии   
 | 
 | 
 |