Знакомство учащихся с понятиями «богатырь», «симфония», посредством работы со словарем Ожегова, составом симфонического оркестра, средствами музыкальной выразительности; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание рисунка, описание музыкальных тем фрагмента Симфонии №2 Бородина эмоциональными терминами; формирование навыков анализировать музыку и картины изобразительного искусства;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Методическое обоснование | Формы контроля |
содержание | Дидактический (музыкальный материал) | Формируемые УУД |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1.Мобилизирующий этап. Настрой на урок.
| Включение уч-ся в активную интеллектуальную деятельность. Вход в класс под музыку, Распевание
| Попевки и скороговорки: 1.«Родина моя - русская земля». 2.Русь святая богатырская (по тонам вверх) 3. Славна богатырями русская земля. 4.Богатырь умирает, а слава воюет. 5. Богатыря узнаешь на поле брани | «Здравствуйте, ребята» муз. приветствие. «Звуки музыки» Р.Роджерс, попевки, скороговорки на богатырские темы | Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимание жизненного содержания народных пословиц, поговорок. | Планирование собственных действий при исполнении попевок-двухголосия.
Прогнозирование результата музыкальной деятельности- качества исполнения | Познавательные УУД Учатся выделять специальную информацию из нотного текста. | Коммуникативные УУД Участие в коллективном пении. | |
2.Проверка домашнего задания | Работа в парах-опрос муз. терминологии, У доски 2 ученика записывают название муз.произведения и его композитора | | | | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. | Использование в практической деятельности знаний о музыке | Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания | Опрос в парах |
3.Целеполагание. Постановка учебной цели, темы урока, определение плана действий
| Собирают в правильной последовательности слова в предложении и читают высказывание
Формулирование уч-ся целей урока по схеме: вспомнить-узнать-уметь. Слушают слова из былины и размышляют о теме, ставят цель и устанавливают план действий. Пользуются словарём. | счастья Родине чем нету чести выше Нету выше любимой служить! (Нету счастья выше, нету чести выше, чем любимой Родине служить! А. Ерикеев) Слова из былины
Определение слова «богатырь» |
Материалы презентации
Толковый энциклопедический словарь |
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке
|
Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Определять цель урока, план действий Контролировать правильность ответов своих сверстников. Уметь действовать в соответствии с целевой установкой | Познавательные УУД Учатся работать с печатным текстом
Сопоставлять и выделять главное, находить ответ на вопрос | Наблюдать за музыкой в жизни человека Коммуникативные УУД Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Использование речи для регуляции своего действия. Совместный поиск ответа на вопрос учителя, участие и взаимодействие во время этого поиска |
|
4.Организация вокально-хоровой работы
| Исполнение песни, анализируют характер песни, рассуждают о поговорке | Работа над песней и пословицей: «Мал золотник да дорог» | «Песня о маленьком трубаче» С.Никитин | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, понимание жизненного содержания и осознанного отношения к происходящим событиям в песни. | Формировать алгоритм выполнения задания, исполнения песни. Действовать по выбранному плану. | Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. | Импровизировать в пении, пластике. | |
5. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Изучение нового материала, моделирование проблемной ситуации: | Ищут пути выхода из проблемы. Работают в группах. | - Образы героев ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. -Почему? С чем это связано? Какие композиторы отражали тему богатырей в музыке? | | Усвоение единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. | Понимание и оценка собственных знаний, проявление способности к саморегуляции | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства | Поиск способов в разрешении проблемной ситуации | |
А)Организация слушательской деятельности
Б)Музыкально-теоретическая деятельность
В) Физминутка | Слушание. Каждая группа получает задание и работает над ним Интонационно-образный анализ, выявление особенности жанра симфония. Определение названия музыкального произведения
Исполняют песню с движениями Воплощение образа через пластическое интонирование | Определение жанра «симфония» 1группа– анализ муз.тем, подбор эмоц. слов; 2группа – изображение в красках настроения музыки, муз.тем. 3группа – подбор к музыке картин (собрание картин)
| А.П.Бородин «Симфония №2» фрагмент Картины на слайде. План анализа муз.произведений на листах. Эмоциональные слова напечатаны на отрезных листах.
«Богатырская сила» А.Пахмутова | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Импровизировать в характере жанра Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении музыки
| Регулятивные УУД Учатся воспринимать музыку как образное искусство Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Описывать желаемый результат | Создавать модели с выделением существенных характеристик муз.произведения Сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам. Узнавать и определять инструменты симфонического оркестра. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Импровизировать в характере жанра. Познавательные УУД Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети интернет. | Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в процессе анализа музыки. Размышление о музыке, её исполнении
Исполнять песню хором с танцевальными движениями. Коммуникативные УУД Участие в коллективном пении | Свободное дирижирование
Исполнение песни
|
Г) Сопоставление разных произведений искусств
Закрепление.
6. Взаимопроверка и взаимоконтроль | Сопоставляют музыку и художественные произведения. Анализируют, обобщают и делают вывод. Интонационно-образный анализ, закрепление особенности жанра симфонии. Поиск ответа на проблемный вопрос, обобщают полученные на уроке знания. Делают вывод Смотрят отрывок из мультфильма
Работа в группах по заданию, выполнение совместное, проверка, озвучивание ответов. Планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнёров. |
Что вдохновляет художников, композиторов исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? 1 группа Синквейн «БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА» 2 группа Ответ на вопросы: 3 группа ответ на вопросы: | Картина В.Васнецова «Три богатыря»
Презентация Кадр из м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей» | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии произведения изобразительного искусства. Усвоение единства композитор, художник. | Прогназирование результата музыкальной и художественной деятельности,умение применять знания в новой учебной и жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Регулятивные УУД Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров Называть существенные признаки характера муз.произведения.
Анализировать,выделять главную мысль,обобщать.
Владение словарём музыкальных терминов. Использование в практической деятельности информации о музыке. Закрепление понимания элементов средств музыкальной выразительности как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. | Совершенствование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Совершенствование действий контроля и оценкидействий партнёра в групповой музыкальной деятельности. | Пластический этюд |
7. Рефлексия Осознание учеником и воспроизведении в речи того. Чему научился и каким способом действовал. 8.Домашнее задание Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения дом. работы | Отвечают на начало фраз: Я узнал на уроке…. Я научился… Я буду применять знания…. Записывают в дневники | |
Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости богатырей или героев, может быть вы сочините собственные. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки | Проявление способности к саморегуляции самооценки | Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Владение формами рефлексии | | |