Презентация к уроку "Древнерусские воины-защитники"
Тема: «Древнерусские воины-защитники».
Тип: комбинированный.
Цели:
? Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению богатырей в русском искусстве, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность в работе с цветными карандашами, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы;
? Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность;
? Стимулирование познавательного интереса, жизненно необходимой потребности самостоятельного общения с искусством; осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история).
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся об архитектуре в древнерусском искусстве.
2. Развитие изобразительной грамотности на примере репродукций картин художников. Формирование знаний учащихся о композиции, её роли для создания художественного произведения.
3. Формирование опыта эмоционально-ценностной и творческой деятельности через погружение каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.
4. Выполнение практического задания – создание художественного образа русского богатыря.
5. Оздоровительная работа: физкультпауза. Подведение итогов: рефлексия.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: репродукции картин художников, рисунки богатырей, таблица элементов костюма богатыря, аппликационный материал для доски, образцы, интерактивная доска, стихи, музыка, материал для рефлексии.
Для учащихся: альбомы, клеёнки, цветные карандаши.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Повторение ранее изученного.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление.
6. Инструктаж к практической работе.
7. Практическая работа учащихся.
8. Итог урока. Выставка работ.
9. Выдача домашнего задания.
10. Рефлексия. Уборка рабочего места.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
- Я рада приветствовать вас, ребята! Пожалуйста, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. Мы начинаем!
2. Повторение ранее изученного.
Слайд 1
- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со строк стихотворения, которые нам помогут настроиться на продолжение предыдущих уроков.
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее.
- Скажите, о чём это стихотворение?
(О родном крае, о родной природе, о том месте, где ты родился и живёшь).
- Молодцы, а теперь давайте вспомним:
Слайд 2
? Как называется дом крестьянина-работника и где же жили крестьяне?
Слайд 3
? Чем отличается русская деревня от города?
Слайд 4
? Чем примечателен город-крепость и почему их строили на Руси?
Слайд 5
? Опишите мне, пожалуйста, древнерусский собор.
? Из какого материала строили постройки на Руси?
Слайд 6
? А как называют вид искусства, в котором создавали соборы, церкви, избы?
? А какой художник занимается художественным проектированием зданий, сооружений?
- Спасибо вам за хорошие ответы.
3. Сообщение темы и целей.
- Мы с вами на предыдущих уроках много говорили о русских людях, крестьянах, которые работали, пахали в поле. А чтобы они все мирно жили, их должен кто-нибудь защищать? Как вы считаете? (Ответы детей)
Слайд 7
Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём … богатырей!
- Как вы думаете, о ком на уроке пойдёт речь? (Ответы детей)
- А вы хотели бы узнать, кто такие «богатыри»? Как их изображали художники?
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Посмотрим, какие же сильные люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников родины. А также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. Я вам желаю удачи для выполнения работы.
4. Объяснение нового материала.
Слайд 8
- Именно в Древней Руси сложились представления о русских богатырях, воспетых в былинах. Богатыри – воины, появившиеся раньше, чем рыцари и мушкетёры, в период 9 – 12 века. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбр», «удалец». В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок. Например, «Народа воля – богатырёва доля».
- Что это значит, как вы считаете? (это значит, что богатырь всегда сражался за дело народное).
- Или «Доброе братство дороже богатства».
- Как вы это понимаете? (это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ).
Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображён во многих произведениях искусства, посвящённых истории нашей Родины.
Слайд 9
1. Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Послушайте стихотворение про эту картину.
У трёх дорог, что три судьбы даря,
Легли с Руси до половецкой дали,
На конях борзых три богатыря
Во чистом поле стражею стояли.
Катились тихо волны ковыля,
И долу гривы опускали кони,
Но был тревожен молодец Илья,
С курганов глядя в степь из-под ладони.
В любой момент Добрыня был готов
Свой меч калёный выхватить из ножен,
И булавой пудовою врагов
Мог встретить добрый молодец Алёша.
- Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.
Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.
Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
Слайд 10
- Давайте посмотрим ещё картину этого художника.
2. В. М. Васнецов «Богатырский скок».
- Как изображает этого богатыря художник? (В подскоке на коне)
Слайд 11
3. Павел Корин «Александр Невский».
- Что вы можете сказать про этого героя?
Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский.
Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передаёт все детали воинского убора.
Слайд 12
- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи).
Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?
? Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову, на какую деталь русского храма он похож? (На купол).
? Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет.
? Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.
? Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.
? Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.
- А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копьё, щит).
Слайд 13
- Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами посмотрели? (Живопись).
- Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.
Слайд 14
4. Фаворский выполнил гравюру «Иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика).
Слайд 15
5. Иван Петрович Мартос «Памятник Минину и Пожарскому».
- К какому виду искусства относится это произведение? (Скульптура).
- А где находится этот памятник, кто знает? (В Москве на Красной площади).
Минин и Пожарский были вдохновителями нижегородского ополчения, изгнали поляков из Москвы. Памятник им был поставлен в 1818 году и до сих пор радует глаз посетителей столицы.
Слайд 16
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на следующие слова: «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа». Как вы понимаете эти слова? (Богатырь должен быть не только физически силён, но и у него должна быть большая сила воли).
5. Закрепление.
- Давайте же подведём итог всему сказанному. Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).
Физкультпауза выполняется под музыку: встать, потянуться, показать силу, мощь русского богатыря, погрозить врагу, улыбнуться.
6. Инструктаж к практической работе.
- Давайте сегодня мы с вами попробуем выполнить образ воина-защитника, русского богатыря. Работаем цветными карандашами, без предварительного рисунка простым карандашом
- Как вы считаете, для выполнения нашей работы как нам лучше расположить лист? (Вертикально)
Слайды 17, 18, 19, 20
Поэтапное выполнение рисунка богатыря рассмотреть.
7. Практическая работа учащихся.
Использование технологии активного обучения:
1. Вертикальное расположение листа.
2. Наметить лицо и шею богатыря.
3. Показать детали костюма.
4. Прорисовывание черт лица.
5. Окончательное создание образа воина-защитника.
8. Итог урока. Выставка работ учащихся.
- Как вам кажется, удалось ли вам передать характер древнерусского воина-защитника? Какие разные и красивые получились у вас портреты!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
Слайд 21
В заключение урока послушайте следующие строки:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет –
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,
И рать их нерушимей год от года!
Стихотворения для нашего урока про богатырей написаны бывшим учителем литературы и русского языка нашей школы, Соболь Галиной Григорьевной. Её фотография находится в школьном музее. Когда будете там, можете посмотреть.
9. Выдача домашнего задания.
Предложить поинтересоваться изображением русских богатырей в изобразительном искусстве и литературе, по желанию приготовить выступление к следующему уроку.
10. Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами символы. Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них.
Понравилось на уроке – улыбающееся лицо;
Равнодушен от урока – не улыбающееся лицо;
Не понравилось на уроке – недовольное лицо.
Учитель просит поднять детей то лицо, которое соответствует их настроению после урока.
Спасибо за урок!