kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена

 Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения (Соната № 14).

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний о композиторах – классиках, отвечающих смыслу понятия «современность», в частности оЛюдвиг Ван Бетховене; формирование умения определять в дальнейшем на слух музыку сонаты № 14; совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; умение определять стиль музыки Бетховена;

 Развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования;

 Воспитательные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена.

Музыкальный материал: «Соната №14» Бетховен, «На мосту» С.Копыловой

 

Ход урока

1.Музыкальное приветствие.

2.Вступительная беседа.

 

«Нет ничего выше и прекраснее,

 чем давать счастье многим людям»

(Не называть автора слов)

(Л.ван Бетховен)

 

- Прочитайте высказывание. Как вы понимаете эти слова?

3.Новый материал

-Как вы думаете, каким должен бытьчеловеккоторый это изрёк?

-Каким по характеру он должен быть?                                                            

- попробуйте описать его внешность.

-как вы думаете, это слова нашего современника или человека, жившего много лет назад?

- каким образом он мог или может давать счастье МНОГИМ людям?

(с помощью искусства: музыки, живописи, скульптуры)

Демонстрация портретов композиторов: Бетховен, Моцарт, Бах

- посмотрите внимательно на портреты. Какой из композиторов мог это сказать?

(Размышления детей)

-это высказывание великого немецкого  композитора  Людвига ван Бетховена.

-вглядитесь в его лицо. Что вы можете сказать о характере этого человека?

-каково его настроение?

-обратите внимание на его одежду. Носят ли это сейчас?(нет, это одежда, которую носили много лет назад)

Конечно, Бетховен - это композитор, который жил в 18 веке. Как вы думаете, актуально ли его высказывание в наше время, почему?

-Давайте познакомимся с биографией Бетховена поближе.

Посмотрите внимательно биографический фильм о композиторе и ответьте письменно на вопросы:

  1. Каким было детство маленького Бетховена?
  2. Какой удар постиг Бетховена и сколько лет ему было, когда это произошло?
  3. Что помогло композитору не упасть духом и не совершить самоубийство?
  4. Какое произведение посвятил Бетховен графине ДжульетеГвичарди?
  5. Что произошло в день смерти Бетховена?

 

(Просмотр фильма о композиторе)

Ответы детей.

4. Слушание и восприятие музыки.

 

Сегодня мы послушаем «Сонату №14» Бетховена, которая через много лет после смерти композитора, получила название «Лунная».

-послушайте первую часть сонаты и подумайте:  какие чувства передает нам композитор и с помощью каких средств музыкальной выразительности он это делает;

- можем ли мы назвать Бетховена своим современником? Почему?

(Слушание и анализ музыкального произведения)

- Что вы услышали в музыке? /Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./

- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?

/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/

- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?

- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация? /Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/

- Да,образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты.

- Справился он со своим горем? /Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/

- А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?

Да, ночь, никакого света. Ночь – неясность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?

- А почему  сонату назвали  “Лунной”?  /Наверное, услышал тишину лунной ночи/

Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей «Лунной» сонате, которую посвятил Джульетте Гвиччарди. Это уже после смерти композитора романтически настроенный немецкий поэт Рельштаб дал такое название сонате.                                           

Послушайте еще одно произведение и скажите есть ли что то общее между его содержанием  и судьбой  Бетховена.

(слушание песни- притчи Светланы Копыловой «На мосту»)(Приложение №1).

- Что такое притча? (При?тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственноепоучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне).

(Светла?наВади?мовнаКопыло?ва (род. 22 февраля 1964 года, Иркутск, СССР) — российская певица и поэтесса, исполнительница авторской православной песни. В прошлом — киноактриса, автор песен известных исполнителей — Кристины Орбакайте, Игоря Саруханова, Вячеслава Малежика, Валентины Толкуновой. Позднее сменила свое амплуа, став исполнителем собственных песен. Считается первооткрывателем жанра песен-притч. Является лауреатом как международных, так и региональных фестивалей. Член Союза кинематографистов России).

Почему произведение называется «на мосту»? Раскройте содержание?

- какое нравственное поучение заключает в себе эта песня?

-как можно связать жизнь Бетховена и эту притчу? (эта притча рассказывает о человекерешившим, как и Бетховен, уйти из жизни, но вовремя осознавшем, что, несмотря ни на что, на земле есть люди, для которых он может что- то сделать и чем-то помочь)

 Бетховен,потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности продолжал творить. 9 симфоний,32 сонаты, сотни других произведений. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать ее миру.Своими произведениями композитор помогал и помогает до сих пор многим людям преодолеть трудности, заставляет их бороться, не падать духом.

5 Рефлексия. - Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу музыки, услышанной на уроке.

6.Разучивание «На мосту» С.Копыловой

7.Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Он стоял на средине моста,
И решимость в глазах его зрела,
И была не страшна высота –
На земле ему всё надоело.
И, хоть был он совсем молодой, –
Смысла жизни не видел ни в чём он.
Здесь решил он покончить с собой
И порвать с этой жизнью никчёмной.

Он на воду смотрел с высоты,
И невольно сутулились плечи…
Он сжигал на мосту все мосты,
Как послышалось вдруг: «Добрый вечер».
От внезапности вздрогнув такой,
Обернулся он в то же мгновенье:
Незнакомец стоял за спиной
И просил его дать ему денег.

Растерявшись, с готовностью стал
Он карманы ощупывать тут же,
И, найдя свой бумажник, отдал –
Ведь теперь он ему был не нужен.
Только тот начал вдруг не без слёз
Говорить о каких-то сиротках
И просить, чтоб он деньги отнёс,
Здесь, поблизости, через дорогу.

И готовый минуту назад
С этой жизнью навеки проститься,
Он, поймав умоляющий взгляд,
Сам не понял, как вдруг согласился.
Он, конечно, вернётся потом,
Но сперва отнесёт эти деньги
Тем, кому за последней чертой
Это будет, быть может, спасеньем.

Шёл с моста он, не чувствуя ног,
Стала влажной ладонь отчего-то,
Что сжимала газетный клочок,
На котором был адрес сироток.
И чем дальше он был от моста,
Тем прямей становился как будто…
Он уже не вернётся сюда,
Потому что он нужен кому-то.

Просмотр содержимого документа
«урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена »

урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена

 Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения (Соната № 14).

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний о композиторах – классиках, отвечающих смыслу понятия «современность», в частности оЛюдвиг Ван Бетховене; формирование умения определять в дальнейшем на слух музыку сонаты № 14; совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; умение определять стиль музыки Бетховена;

 Развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования;

 Воспитательные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена.

Музыкальный материал: «Соната №14» Бетховен, «На мосту» С.Копыловой



Ход урока

1.Музыкальное приветствие.

2.Вступительная беседа.



«Нет ничего выше и прекраснее,

чем давать счастье многим людям»

(Не называть автора слов)

(Л.ван Бетховен)



- Прочитайте высказывание. Как вы понимаете эти слова?

3.Новый материал

-Как вы думаете, каким должен бытьчеловеккоторый это изрёк?

-Каким по характеру он должен быть?

- попробуйте описать его внешность.

-как вы думаете, это слова нашего современника или человека, жившего много лет назад?

- каким образом он мог или может давать счастье МНОГИМ людям?

(с помощью искусства: музыки, живописи, скульптуры)

Демонстрация портретов композиторов: Бетховен, Моцарт, Бах

- посмотрите внимательно на портреты. Какой из композиторов мог это сказать?

(Размышления детей)

-это высказывание великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

-вглядитесь в его лицо. Что вы можете сказать о характере этого человека?

-каково его настроение?

-обратите внимание на его одежду. Носят ли это сейчас?(нет, это одежда, которую носили много лет назад)

Конечно, Бетховен - это композитор, который жил в 18 веке. Как вы думаете, актуально ли его высказывание в наше время, почему?

-Давайте познакомимся с биографией Бетховена поближе.

Посмотрите внимательно биографический фильм о композиторе и ответьте письменно на вопросы:

  1. Каким было детство маленького Бетховена?

  2. Какой удар постиг Бетховена и сколько лет ему было, когда это произошло?

  3. Что помогло композитору не упасть духом и не совершить самоубийство?

  4. Какое произведение посвятил Бетховен графине ДжульетеГвичарди?

  5. Что произошло в день смерти Бетховена?



(Просмотр фильма о композиторе)

Ответы детей.

4. Слушание и восприятие музыки.



Сегодня мы послушаем «Сонату №14» Бетховена, которая через много лет после смерти композитора, получила название «Лунная».

-послушайте первую часть сонаты и подумайте: какие чувства передает нам композитор и с помощью каких средств музыкальной выразительности он это делает;

- можем ли мы назвать Бетховена своим современником? Почему?

(Слушание и анализ музыкального произведения)

- Что вы услышали в музыке? /Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./

- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?

/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/

- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?

- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация? /Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/

- Да,образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты.

- Справился он со своим горем? /Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/

- А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?

Да, ночь, никакого света. Ночь – неясность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?

- А почему сонату назвали “Лунной”? /Наверное, услышал тишину лунной ночи/

Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей «Лунной» сонате, которую посвятил Джульетте Гвиччарди. Это уже после смерти композитора романтически настроенный немецкий поэт Рельштаб дал такое название сонате.

Послушайте еще одно произведение и скажите есть ли что то общее между его содержанием и судьбой Бетховена.

(слушание песни- притчи Светланы Копыловой «На мосту»)(Приложение №1).

- Что такое притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственноепоучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне).

(Светла́наВади́мовнаКопыло́ва (род. 22 февраля 1964 года, Иркутск, СССР) — российская певица и поэтесса, исполнительница авторской православной песни. В прошлом — киноактриса, автор песен известных исполнителей — Кристины Орбакайте, Игоря Саруханова, Вячеслава Малежика, Валентины Толкуновой. Позднее сменила свое амплуа, став исполнителем собственных песен. Считается первооткрывателем жанра песен-притч. Является лауреатом как международных, так и региональных фестивалей. Член Союза кинематографистов России).

Почему произведение называется «на мосту»? Раскройте содержание?

- какое нравственное поучение заключает в себе эта песня?

-как можно связать жизнь Бетховена и эту притчу? (эта притча рассказывает о человекерешившим, как и Бетховен, уйти из жизни, но вовремя осознавшем, что, несмотря ни на что, на земле есть люди, для которых он может что- то сделать и чем-то помочь)

Бетховен,потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности продолжал творить. 9 симфоний,32 сонаты, сотни других произведений. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать ее миру.Своими произведениями композитор помогал и помогает до сих пор многим людям преодолеть трудности, заставляет их бороться, не падать духом.

5 Рефлексия. - Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу музыки, услышанной на уроке.

6.Разучивание «На мосту» С.Копыловой

7.Итог урока













































Приложение №1

Он стоял на средине моста,
И решимость в глазах его зрела,
И была не страшна высота –
На земле ему всё надоело.
И, хоть был он совсем молодой, –
Смысла жизни не видел ни в чём он.
Здесь решил он покончить с собой
И порвать с этой жизнью никчёмной.

Он на воду смотрел с высоты,
И невольно сутулились плечи…
Он сжигал на мосту все мосты,
Как послышалось вдруг: «Добрый вечер».
От внезапности вздрогнув такой,
Обернулся он в то же мгновенье:
Незнакомец стоял за спиной
И просил его дать ему денег.

Растерявшись, с готовностью стал
Он карманы ощупывать тут же,
И, найдя свой бумажник, отдал –
Ведь теперь он ему был не нужен.
Только тот начал вдруг не без слёз
Говорить о каких-то сиротках
И просить, чтоб он деньги отнёс,
Здесь, поблизости, через дорогу.

И готовый минуту назад
С этой жизнью навеки проститься,
Он, поймав умоляющий взгляд,
Сам не понял, как вдруг согласился.
Он, конечно, вернётся потом,
Но сперва отнесёт эти деньги
Тем, кому за последней чертой
Это будет, быть может, спасеньем.

Шёл с моста он, не чувствуя ног,
Стала влажной ладонь отчего-то,
Что сжимала газетный клочок,
На котором был адрес сироток.
И чем дальше он был от моста,
Тем прямей становился как будто…
Он уже не вернётся сюда,
Потому что он нужен кому-то.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена

Автор: Алалыкина Людмила Михайловна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Классика и современность" "
    ["seo_title"] => string(27) "klassika-i-sovriemiennost-1"
    ["file_id"] => string(6) "109863"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405158935"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП  ПО МУЗЫКЕ 8-9 КЛАСС 17. ЧАСОВ "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-programma-i-ktp-po-muzykie-8-9-klass-17-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "236796"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444152913"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-muzykie-protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства