kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой
Тема: «Противостояние музыкальных образов в одном произведении»
Цель: раскрыть идеи жизнеутверждающей силы любви и разрушительной силы вражды, через средства музыкальной выразительности на примере увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.

Задачи: 
Образовательные: – обозначить связь музыки и литературы на примере обращения композиторов к сюжету Шекспира «Ромео и Джульетта» - закрепить и углубить понятие «сонатная форма»                                                                                                                            - ознакомиться с образами увертюры, охарактеризовать их особенности и рассмотреть их в развитии                                                                                                                                                       - выявить авторскую позицию к героям произведения                                                               - дать собственную оценку идейного содержания произведения.                 Воспитательные: - формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию.                                                                                                   Развивающие: - способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.                                                               – выработка вокально-хоровых певческих навыков.
Тип урока: Урок углубленного изучения темы
Технологии и методы, применяемые на уроке: традиционные (словесные, практические, наглядные) развивающего обучения; метод сравнения; метод контрастного сопоставления; метод музыкального обобщения; метод наглядно-слухового показа.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. 
Музыкальный материал: Увертюра – фантазия. П.И.Чайковский «Ромео и Джульетта»; Я. Дубравин, Н. Просторов  «Сочиненье о весне».
Средства наглядности: запись на доске, распевания, нотная запись разучиваемого песенного материала, презентация к уроку.
Оборудование: классная доска, компьютер, проектор, фортепиано, музыкальный центр, экран.
        УМК:  Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Учебник по музыке» 6 класс,  изд.      
        Москва «Просвещение 2011г.

      Структура урока:
1.       Вступительное слово учителя – 5 мин.
2.       Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки и разбор      
увертюры)
3.    Вокально-хоровая работа
4.    Итог урока. Рефлексия.
5.    Домашнее задание.
Ход урока
I.    Вступительное слово учителя.
Вход в класс под музыку «Эгмонт» Л. Бетховена.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ученики: Здравствуйте!
Учитель:  Вы зашли в класс под музыку,  которая вам уже знакома. Как называется это произведение? Кто его автор?
  Ученики: Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван  Бетховен.
Учитель:  Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?
  Ученики:  Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.
Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.
Учитель: Имя русского композитора П. И. Чайковского (1840–1893) вам уже знакомо. С его музыкой мы встречались довольно часто. Сегодня мы обратимся к ещё одному программному произведению композитора, в котором он стремился к слиянию музыки и поэзии, музыки и драмы. Запишите в тетради тему нашего урока:  « Противостояние музыкальных образов в одном произведении».  
Учитель: Ребята, впервые ли вы слышите сочетание слов «Ромео и Джульетта»? 
Ученики: Нет.
Учитель:  Где еще вы слышали об этом, откуда эта история?
Ученики:  Из литературы, из театра… кино… 
Учитель:  А кто автор?
Ученики: Шекспир 
Учитель: Верно,  Вильям Шекспир (1564-1616), знаменитый английский драматург. А кто-нибудь читал его произведение?
Ученики:  Нет (в общей массе, но не все).
Учитель:  Можете сказать, о чем история Шекспира о Ромео и Джульетте?
Ученики: Про любовь! Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.
Учитель: В.Шекспир жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, конец 16 - начало17 века. Эпоха Возрождения, время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, и в предпринимательстве, чем в эпоху Средневековья. Шекспир был незнатного рода, сын ремесленника, образование - лишь начальное, но очень талантливый, самородок. Он обладал поэтическим даром, это очевидно. Но только после его смерти,  стали осознавать гениальность его произведений. 

II.    Работа по теме урока (художественно - эмоциональное восприятие музыки  и разбор увертюры)
Учитель: Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта» русского композитора - Петра Ильича Чайковского. 
   Но вначале поиграем в игру, которая поможет нам в дальнейшем характеризовать музыкальные темы произведения. Эта игра называется «Эмоциональные термины» Learning Apps. оpg. Задание: нужно подобрать близкие по смыслу эмоциональные термины. (самостоятельная работа в тетрадях, затем самопроверка)
 Учитель: Перейдём к теме урока, давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.
Учитель: Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним, какие разделы составляют сонатную форму?          
 Ученики: Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.  (Рисуем в тетрадях таблицу и постепенно заполняем её).
 Учитель:  Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли  меняться его речь? (проигрываю тему патера Лоренцо на пианино). Дополнительное  задание во время прослушивания: слушая, поднимаем руку при повторном звучании темы. 
                                    (звучит вступление в записи)
Учитель: Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.
Ученики: Тема патера Лоренцо  очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.
Учитель:  Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств 
                                   (звучит первая тема экспозиции).                                                                   Учитель:  Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении?                                         Ученики: Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.                         Учитель:  Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев - «Любовь». Она ведь бывает разная или всегда одинаковая?                                                                              Ученики: Конечно разная. Сильнее, слабее…                                                                              Учитель: И какая же любовь у Ромео и Джульетты? Они - дети глав семей, которые враждуют, т.е. это уровень злобы, где она на пике, центр. И даже это не стало препятствием их чувству, более того, они втайне от родителей венчаются. А для того времени это более чем смелый поступок! Вот послушайте, что говорит Джульетте отец, когда та отказывается от предложенного родителями жениха - Париса: (читает ученик)
Учитель: Итак, чувство у них сильное или слабое, маленькое или большое?            Ученики: Большое и сильное!                                                                                                      Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор?                                        Ученики: Мажор.                                                                                                                              Учитель: А какой жанр больше подойдет: … марш, полька, широкая песня?                     Ученики: Широкая песня конечно.                                                                                                Учитель: А какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?                                                                                                                                              Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.                                                                              Учитель: Послушайте, как прозвучит эта тема и проверим наши предположения. 
III.    Итог урока (обобщение знаний) рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" »

Урок музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой

Тема: «Противостояние музыкальных образов в одном произведении»

Цель: раскрыть идеи жизнеутверждающей силы любви и разрушительной силы вражды, через средства музыкальной выразительности на примере увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.


Задачи:

Образовательные: – обозначить связь музыки и литературы на примере обращения композиторов к сюжету Шекспира «Ромео и Джульетта» - закрепить и углубить понятие «сонатная форма» - ознакомиться с образами увертюры, охарактеризовать их особенности и рассмотреть их в развитии - выявить авторскую позицию к героям произведения - дать собственную оценку идейного содержания произведения. Воспитательные: - формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию. Развивающие: - способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность. – выработка вокально-хоровых певческих навыков.

Тип урока: Урок углубленного изучения темы

Технологии и методы, применяемые на уроке: традиционные (словесные, практические, наглядные) развивающего обучения; метод сравнения; метод контрастного сопоставления; метод музыкального обобщения; метод наглядно-слухового показа.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Музыкальный материал: Увертюра – фантазия. П.И.Чайковский «Ромео и Джульетта»; Я. Дубравин, Н. Просторов «Сочиненье о весне».

Средства наглядности: запись на доске, распевания, нотная запись разучиваемого песенного материала, презентация к уроку.

Оборудование: классная доска, компьютер, проектор, фортепиано, музыкальный центр, экран.

УМК: Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Учебник по музыке» 6 класс, изд.

Москва «Просвещение 2011г.


Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя – 5 мин.

  2. Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки и разбор

увертюры)

  1. Вокально-хоровая работа

  2. Итог урока. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Вход в класс под музыку «Эгмонт» Л. Бетховена.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Вы зашли в класс под музыку, которая вам уже знакома. Как называется это произведение? Кто его автор?

Ученики: Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван Бетховен.

Учитель: Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?

Ученики: Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.

Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.

Учитель: Имя русского композитора П. И. Чайковского (1840–1893) вам уже знакомо. С его музыкой мы встречались довольно часто. Сегодня мы обратимся к ещё одному программному произведению композитора, в котором он стремился к слиянию музыки и поэзии, музыки и драмы. Запишите в тетради тему нашего урока: « Противостояние музыкальных образов в одном произведении».

Учитель: Ребята, впервые ли вы слышите сочетание слов «Ромео и Джульетта»?

Ученики: Нет.

Учитель: Где еще вы слышали об этом, откуда эта история?

Ученики: Из литературы, из театра… кино…

Учитель: А кто автор?

Ученики: Шекспир

Учитель: Верно, Вильям Шекспир (1564-1616), знаменитый английский драматург. А кто-нибудь читал его произведение?

Ученики: Нет (в общей массе, но не все).

Учитель: Можете сказать, о чем история Шекспира о Ромео и Джульетте?

Ученики: Про любовь! Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.

Учитель: В.Шекспир жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, конец 16 - начало17 века. Эпоха Возрождения, время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, и в предпринимательстве, чем в эпоху Средневековья. Шекспир был незнатного рода, сын ремесленника, образование - лишь начальное, но очень талантливый, самородок. Он обладал поэтическим даром, это очевидно. Но только после его смерти, стали осознавать гениальность его произведений.



  1. Работа по теме урока (художественно - эмоциональное восприятие музыки и разбор увертюры)

Учитель: Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта» русского композитора - Петра Ильича Чайковского.

Но вначале поиграем в игру, которая поможет нам в дальнейшем характеризовать музыкальные темы произведения. Эта игра называется «Эмоциональные термины» Learning Apps. оpg. Задание: нужно подобрать близкие по смыслу эмоциональные термины. (самостоятельная работа в тетрадях, затем самопроверка)

Учитель: Перейдём к теме урока, давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.

Учитель: Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним, какие разделы составляют сонатную форму?

Ученики: Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода. (Рисуем в тетрадях таблицу и постепенно заполняем её).

Учитель: Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь? (проигрываю тему патера Лоренцо на пианино). Дополнительное задание во время прослушивания: слушая, поднимаем руку при повторном звучании темы.

(звучит вступление в записи)

Учитель: Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Ученики: Тема патера Лоренцо очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.

Учитель: Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств

(звучит первая тема экспозиции). Учитель: Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении? Ученики: Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки. Учитель: Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев - «Любовь». Она ведь бывает разная или всегда одинаковая? Ученики: Конечно разная. Сильнее, слабее… Учитель: И какая же любовь у Ромео и Джульетты? Они - дети глав семей, которые враждуют, т.е. это уровень злобы, где она на пике, центр. И даже это не стало препятствием их чувству, более того, они втайне от родителей венчаются. А для того времени это более чем смелый поступок! Вот послушайте, что говорит Джульетте отец, когда та отказывается от предложенного родителями жениха - Париса: (читает ученик)

Учитель: Итак, чувство у них сильное или слабое, маленькое или большое? Ученики: Большое и сильное! Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор? Ученики: Мажор. Учитель: А какой жанр больше подойдет: … марш, полька, широкая песня? Ученики: Широкая песня конечно. Учитель: А какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию? Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели. Учитель: Послушайте, как прозвучит эта тема и проверим наши предположения.

  1. Итог урока (обобщение знаний) рефлексия.

( Небольшая проверка полученных знаний. Работа в парах. Задание: придумать два вопроса по теме урока и задать друг другу, поставить за ответ оценку)

Учитель: На протяжении всей своей жизни вы будете читать произведения Шекспира, смотреть их постановки на сценах драматических, оперных, балетных театров, слушать симфоническую музыку, написанную по мотивам шекспировских произведений. И всегда вы будете, прежде всего, восхищаться яркостью шекспировских образов, их могучей драматической силой. Вам сейчас столько же лет, сколько было Ромео и Джульетте. Их чувство любви вечно! И мы преклоняемся пред святостью и вечностью этого чувства.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке, комментирует выставленные им оценки.

Домашнее задание в творческой тетради на стр. 57: найди в Интернете и послушай музыкальные произведения композиторов 20-21 вв., созданные на сюжет бессмертной трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Запиши имена композиторов и жанры этих произведений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении"

Автор: Дёмина Алла Ивановна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Противостояние музыкальных образов в одном произведении "
    ["seo_title"] => string(60) "protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212583"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства