Открытый урок музыки в 5 классе
Тема: Роль музыки в кино и на телевидении.
Цель урока: Показать значение музыки в кино и на телевидении.
Задачи:
1. Учиться умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учиться различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов кино.
3. Развивать творческие способности.
Технические средства: DVD, музыкальный центр, компьютер.
Музыкальные произведения:
- Песня из к/ф «Кавказская пленница»
- Увертюра к кинофильму «Шерлок Холмс»
Видеофрагменты:
1. Кинофильм «Чародеи»
2. «Танец пирожка» с участием Ч.Чаплина.
3. «Как озвучивают фильм».
4. «Прогулка по лесу»
5. Мультфильм «Пер Гюнт».
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать тему полугодия «Музыка и литература». Чтобы определить, о чём мы сегодня будем говорить,
я предлагаю посмотреть видеофрагмент. Кто помнит, откуда взят этот эпизод. (Из к/ф «Чародеи»). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О музыке и кино). А что конкретно нас может заинтересовать в данной теме?
Слайд №1
Цель урока: Определить значение музыки в кино.
Ребята, для того чтобы ответить на вопрос, что нам необходимо делать?
Задачи:
1. Учиться умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности, различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов кино.
3. Развивать творческие способности.
Сегодня я предлагаю вам побывать в роли сыщиков и провести расследование. Работать мы будем в командах. Команда №1, команда №2. На столе у вас лежит раздаточный материал, вы будете им пользоваться в течение урока. Итак. Начинаем наше расследование.
Звучит музыка из фильма Шерлок Холмс».
Слайд №2
Открываем конверт под №1, читаем задание
- Посмотрите видеофрагмент «Танец с булочками» с участием киноартиста 19 века Чарли Чаплина. (ВИДЕО)
- Определите - какую роль играет музыка в данном видеофрагменте?
ОТВЕТ: В ВИДЕОФРАГМЕНТЕ «ТАНЕЦ БУЛОЧЕК» С УЧАСТИЕМ КИНОАРТИСТА 19 ВЕКА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА, МУЗЫКА ………….
Открываем конверт №2, читаем задание:
- При помощи словаря эстетических эмоций, опишите характер исполнительницы песни – главной героини художественного фильма «Кавказская пленница». (СЛАЙД №3)
ОТВЕТ: МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ХАРАКТЕР ГЕРОИНИ Х/Ф «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»…….., потому что музыка по характеру звучала…….
Открываем конверт №3, читаем задание.
- Прослушайте увертюру к мультипликационному фильму «Пер Гюнт», музыка Эдварда Грига. (ВИДЕО)
- Пользуясь словарём эстетических эмоций, охарактеризуйте музыку.( группа №1)
- Определите, какую роль играет музыка?(группа №2)
ОТВЕТ: УВЕРТЮРА – ЭТО ВСУПЛЕНИЕ. МУЗЫКА УВЕРТЮРЫ, НАПИСАННАЯ ЭДВАРДОМ ГРИГОМ К МУЛЬТ ФИЛЬМУ «ПЕР ГЮНТ» ………..
Молодцы. Ребята, а вы знаете, как озвучивают фильм?
Давайте посмотрим с вами вместе.
Интересно? А как раньше озвучивали, знаете?
Давайте откроем конверт под №4 и прочитаем задание.
- Прочитайте текст.
Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. (группа №1)
Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. (группа№2)
- Ответьте на вопрос, кто такой тапёр? (Слайд №4)
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли звукооператоров, тапёров и озвучить небольшой видеофрагмент.
(озвучивание фильма)
Молодцы!
Итак, уважаемые мои сыщики, а сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Какую же роль играет музыка в кино?
- создает настроение, раскрывает характер героя, настраивает зрителя на предстоящий просмотр.
Какие видео фрагменты мы посмотрели?
С какими киноартистами познакомились? С композиторами?
С какими новыми музыкальными терминами познакомились? Какая песня прозвучала из х/ ф «Кавказская пленница?»
Открываем последний конверт №5, выполняем тест.
- Установите соответствие:
А. «Танец с булочками» 1. «Песня о белых медведях».
Б. Мультфильм «Пер Гюнт» 2. Музыка Э.Грига.
В. Кинофильм
«Кавказская пленница» 3. Чарли Чаплин.
- Уберите лишнее:
Роль музыки в кино
А. Создает настроение.
Б. Раздражает.
В. Раскрывает характер героя.
- Найдите правильное определение:
Тапёр - это:
А. Артист
Б. Художник
В. Музыкант – пианист.
- Закончите предложение:
Инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п. – это__________________
(Проверка теста) (СЛАЙД №6)
Но у нас ещё не определена тема урока, давайте попробуем определить.
(Определяем тему урока) (СЛАЙД №7)
Наше расследование закончилось. Я думаю. Что мы сегодня справились с ролью сыщиков. Давайте подведём итог:
РЕФЛЕКСИЯ
1.Я СЕГОДНЯ НА УРОКЕ УЗНАЛ НОВОЕ……
2. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ……
3. Я ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ТОМ, ЧТО……
4. Я РАССКАЖУ СЕГОДНЯ ДОМА О ТОМ ЧТО…..