Технологическая карта урока
«Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Учитель – составитель урока
Мунатова Наталья Александровна
Предмет
Музыка
Образовательная программа
«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская
Класс
5 класс
Тип урока
Урок – кинопанорама («открытия» нового знания)
Тема
«Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Цель
Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.
Дидактические задачи
Обучающая: Изучить особенности музыки для театра и кино.
Развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
Воспитательная: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся
Основные термины и понятия
Литературный сценарий
Музыкальный фильм
Фоновая музыка
Оборудование
ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.
Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями», фонохрестоматия.
Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная, в группах.
Структура и ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации).
Метапредметные УУД:
личностные:
- осознание ответственности за общее дело;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- умение слышать себя и других в общем хоре
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Музыкальное приветствие.
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.
Музыкальное приветствие.
Выполняют требование учителя
2. Актуализация опорных знаний и умений.
регулятивные:
- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;
коммуникативные:
- участие в диалоге с учителем и одноклассниками
Активизация мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память).
- Знакома вам эта музыка?
(«Утро» Э.Григ).
- Сюита «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.
Работа с учебником (стр. 64).
Слушают музыку, называют произведение, имя композитора;
знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.
3.Постановка учебной проблемы.
регулятивные:
- умение ставить цель, формулировать проблему;
познавательные:
- умение структурировать знания;
- сравнивать образцы;
- находить общее и разное;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов.
Предметные УУД:
- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
Презентация:
- слайд 1.
ФЦИОР ресурсы:
- просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»
Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.
Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают предлагаемые образы.
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.
регулятивные:
- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
личностные:
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
- устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
- создание творческого и реалистичного объекта;
- уметь выражать в своей работе отношение к образам в музыке.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач
Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:
- класс делится на группы, получаетзадание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).
- музыкальное попурри из песен.
Проблемный вопрос:
- Какое значение имеет музыка в кино?
(может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)
Физминутка:
«Звуки музыки» Р.Роджерс.
Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов.
Дискуссия, работа с учебником на стр.65
Пластическая импровизация
5.Открытие нового знания
познавательные:
- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
- владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».
Задание 2.
Придумайте сюжет мультфильма (литературный сценарий, музыкальный фильм).
Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?
Слушают пьесу,
Работают в творческих группах над заданием.
Комментарии и отзывы учащихся,
ответы на вопросы учителя.
6. Первичная проверка понимания
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,
их коррекция.
Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.
Работа с учебником стр.66 – 67.
7.Применение новых знаний.
регулятивные:
- построение логической цепи рассуждений;
- определять последовательность своих действий на уроке;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- умение проводить анализ своей творческой деятельности;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
предметные:
- овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
«Музыкальная кинопанорама»:
- задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).
Презентация:
- слайд 2
Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир Шаинский;
- слайд 3.
- слайд 4.
Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на«Музыкальной карусели»;
- слайды 5 – 16.
Работа в творческих группах над заданием.
Отвечают на вопросы анкеты.
Знакомятся с творчеством В.Шаинского
Коллективное творческое дело:
Отгадывают загадки о песнях и вместе исполняют их.
8.Рефлексия учебной деятельности
личностные:
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
регулятивные:
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
коммуникативные:
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.
Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.
В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.
Домашнее задание:
Учебник, стр. 67
Планируемые результаты урока.
Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.
Расширение музыкального кругозора.
Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.
Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.
Личностные УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,
определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.
Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.
Познавательные УУД: выполнение группового исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.
«Мультфильм с приключениями».
Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров.