Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс.
Цель урока: Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
Направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
Направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход, а что мы посетим, я, думаю, вы догадаетесь сами.
2. Целеполагание и планирование
Внимание на экран! Отгадайте загадки.
Слайд 2
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Слайд 3
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 4
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Так какое меню составляют в театре?
Слайд 5
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Слайд 6
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
У. Ребята, о каком искусстве шла речь в загадках?
Д. О театре.
Слайд 7
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У. Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Д. О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока – Музыка в театре, кино и на телевидении.
А так как у нас урок музыки, что мы должны будем выяснить?
Д. Роль музыки в этих искусствах.
У. Конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства. Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 8
Сегодня на уроке мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем новые определения.
3 Актуализация знаний
Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Слайд 9
У. Знакома ли вам эта музыка?
Д. Да! Это пьеса «Утро» из сюиты Грига «Пер Гюнт»
У. О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного).
У. В каком характере прозвучала музыка?
Д. Напевная, грустная, мелодичная, светлая.
У. Какой образ нам нарисовала музыка?
Д. Образ суровой и прекрасной северной природы, норвежского утра.
У. Давайте проанализируем это музыкальное произведение по выразительным средствам.
Откройте свои таблички – помощницы. Перед анализом давайте вспомним определения выразительных средств музыки!
(Анализ средств муз. выразительности)
Хорошо, молодцы!
У. Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена и имеет множество театральных постановок. Скажите, а какое значение для постановки в театре музыкального произведения имеет литературный текст?
Д. В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У. А какова же здесь роль музыки?
Д. Она усиливает и подчёркивает основные характеристики главных героев текста!
У. Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных сочинений. А как называется музыка на литературной основе?
Д. Программная .
У. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д. Либретто.
У. Что в переводе означает слово либретто?
Д. Книжечка. Слайд 10
У. На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю вам вспомнить определения этих жанров. Что же такое опера?
Д. Самый сложный вокальный жанр, в котором взаимодействуют музыка, литература, ИЗО и сценическое действие.
У.Кто даст определение балета?
Д. Балет –(французское ballo, буквально - танец).
Музыкально – хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. Слайд 11
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка в театре, кино и на телевидении »
Урок музыки в 5 классе
Тема: «Музыка в театре, кино и на телевидении».
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс.
Цель урока: Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
Направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
развитие умения наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
Направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход, а что мы посетим, я, думаю, вы догадаетесь сами.
2. Целеполагание и планирование
Внимание на экран! Отгадайте загадки.
Слайд 2
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Слайд 3
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 4
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Так какое меню составляют в театре?
Слайд 5
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Слайд 6
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
У. Ребята, о каком искусстве шла речь в загадках?
Д. О театре.
Слайд 7
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У. Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Д. О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока – Музыка в театре, кино и на телевидении.
А так как у нас урок музыки, что мы должны будем выяснить?
Д. Роль музыки в этих искусствах.
У. Конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства. Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 8
Сегодня на уроке мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем новые определения.
3 Актуализация знаний
Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Слайд 9
У. Знакома ли вам эта музыка?
Д. Да! Это пьеса «Утро» из сюиты Грига «Пер Гюнт»
У. О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного).
У. В каком характере прозвучала музыка?
Д. Напевная, грустная, мелодичная, светлая.
У. Какой образ нам нарисовала музыка?
Д. Образ суровой и прекрасной северной природы, норвежского утра.
У. Давайте проанализируем это музыкальное произведение по выразительным средствам.
Откройте свои таблички – помощницы. Перед анализом давайте вспомним определения выразительных средств музыки!
(Анализ средств муз. выразительности)
Хорошо, молодцы!
У. Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена и имеет множество театральных постановок. Скажите, а какое значение для постановки в театре музыкального произведения имеет литературный текст?
Д. В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У. А какова же здесь роль музыки?
Д. Она усиливает и подчёркивает основные характеристики главных героев текста!
У. Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных сочинений. А как называется музыка на литературной основе?
Д. Программная .
У. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д. Либретто.
У. Что в переводе означает слово либретто?
Д. Книжечка. Слайд 10
У. На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю вам вспомнить определения этих жанров. Что же такое опера?
Д. Самый сложный вокальный жанр, в котором взаимодействуют музыка, литература, ИЗО и сценическое действие.
У.Кто даст определение балета?
Д. Балет –(французское ballo, буквально - танец).
Музыкально – хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. Слайд 11
У. А сейчас попрошу вас выполнить следующее задание. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, расположенные по периметру класса и назовите произведения и композиторов, которые их написали (Фамилии композиторов и названия опер и балетов на карточках – дети берут карточку с композитором и ищут соответствие по произведению).
Д. Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский – Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У. Молодцы, справились с заданием.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр. Вы посмотрите видеофрагмент «Битва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».Вместе с Чайковским над созданием балета работал балетмейстер Мариус Петипа Слайд 12, а литературной основой балета стала сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Слайд 13
5.Открытие нового знания.
Видеофрагмент из балета «Щелкунчик». Слайд 14
У. Давайте проанализируем музыкальный фрагмент.
Какая музыка звучала по характеру?
Д. Музыка взволнованная, грубая, предвещающая что - то недоброе.
Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым предводителем мышей и Щелкунчиком?
Д. Минорной ладовой окраской, быстрым темпом, меняющейся динамикой.
У. Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д. В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У. Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Как называется такое искусство?
Верно, пантомима. Благодаря мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене.
У. А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д. Они просто не смогут существовать без музыки, потеряют свою красоту и выразительность.
У. Какое же место занимает музыка в этих жанрах, какова её роль?
Д. Музыка играет главную, основную роль!
У. Верно, молодцы!
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г.Орле?
Первый орловский театр появился в 1815 году. В нём играли крепостные актеры – крестьяне. А руководил театром потомок знатного дворянского рода - граф Сергей Михайлович Каменский. В своем театре он имел два хора, оркестр, театральную школу, живописцев, декораторов, костюмеров, парикмахеров. Первоначально все спектакли ставились в доме графа, т.к. не было здания. Это были трагедии, комедии, оперы, балеты по пьесам наших Орловских писателей. Затем театральное искусство в Орле развивалось. На сцене Орловских театров выступали знаменитые актеры Петербурга, Москвы – Щепкин, Стрепетова и многие другие. В настоящее время у нас несколько театров: драматический театр им. И.С. Тургенева, театр «Свободное пространство», Кукольный театр и др. И в нашем посёлке тоже есть народный театр «Вдохновение».
Слайд 15,16.
У. А вы знаете, как нужно вести себя в театре?
Сейчас вы поработаете по парам: каждой паре я раздам правила поведения в театре, которые вы должны продолжить сами и записать ответы в шаблон.
На работу 3 мин.
У. Итак, давайте проверим ваши ответы! (Обсуждение правил)
Давайте ещё раз прочитаем правила и запомним их! Слайд 17
Молодцы! А теперь давайте отдохнём!
музыкальная физ.минутка Слайд 18
У. Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д. Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У. Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки кинофильмов. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов - профессионалов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой.
Слайд 19
Тапёр — во второй половине XIX — начале XX века музыкант,преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Давайте запишем в тетрадь определение.
Иногда тапёры стучали по крышке инструмента, изображая падение какого - либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, М. Дунаевский и др.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы. Слайд 20
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает дополнительную характеристику герою, описывает события, предвещает о чём – либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Нередко бывает, что песни выходят за рамки фильма и живут самостоятельной жизнью. Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Сегодня мы ее разучим. Давайте вместе вспомним фрагмент из кинофильма, немножко отдохнём и улыбнёмся.
Прослушивание песни (видео) Слайд 21
Дыхательная гимнастика. Распевание. Разбор песни.
Разучивание песни «Крылатые качели».
6. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!» Слайд 22
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»
2. «Улыбка» из м/ф «Крошка енот»
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.
У. Какова роль музыки в мультфильмах?
Д. Она дополняет характеристику главных героев мультфильмов!
У. Верно, хорошо.
Ребята, а какие музыкальные телевизионные передачи вы знаете?
У. Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У. Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Звучит «Песня остаётся с человеком» А. Островского Слайд 23
Д. Программа «Песня года».
У. Давайте посмотрим видео о программе «Песня года -2014», которая выйдет в эфир на телевидении в январе Нового 2015 года!
Видео «Песня года -2014». Слайд 24
Ребята, думаю, вы догадались, почему я показала вам это видео? Мне посчастливилось побывать за кулисами фестиваля «Песня года» и встретить звёзд эстрады!
7. Рефлексия и оценивание.
У. Итак, подведём итог нашего сегодняшнего урока!
Что нового узнали?
С какими определениями мы познакомились?
Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет различные роли:
1.служит музыкальной характеристикой героев,
2. создает атмосферу действия,
3.показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
4.создает национальный колорит,
5. делает популярными произведения композиторов,
6. показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки) Слайд 25
Что мне понравилось на уроке? Слайд 26
Было интересно…
Я не знал… теперь я знаю
Меня удивило…
У меня получилось…
Моё настроение…
Исполнение песни «Ты - человек» (если останется время)
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки ( комментированное выставление оценок)
8. Домашнее задание.
Откройте учебник на странице 64 -67(д/з)
Вы видите здесь героев музыкальных фильмов, сказок, мультфильмов. Дома ещё раз вспомните о них на страницах учебника, а на следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр. Не забудьте выучить слова песни «Крылатые качели»! До новых встреч!!!