развивать речевую культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативные:
уметь ориентироваться в системе знаний,
развивать умение размышлять о музыке, выражать свои мысли наиболее полно и точно,
делать логические выводы и сотрудничать на основе осознания цели урока.
развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные:
проявлять эмоциональную отзывчивость, личное заинтересованное отношение в процессе слушания, исполнения и анализа произведений.
Тип урока – комбинированный.
МЕТОДЫ:
метод эмоциональной драматургии,
метод наблюдения за музыкой,
метод сопереживания,
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
размышления о музыке,
метод моделирования художественно-творческого процесса.
Виды деятельности: слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.
Музыкальный материал: Г.Свиридов «Тройка»;песня «Колокола» из к/ф «Приключение Электроника»;песня «Лев и брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать речевую культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативные:
уметь ориентироваться в системе знаний,
развивать умение размышлять о музыке, выражать свои мысли наиболее полно и точно,
делать логические выводы и сотрудничать на основе осознания цели урока.
развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные:
проявлять эмоциональную отзывчивость, личное заинтересованное отношение в процессе слушания, исполнения и анализа произведений.
Тип урока – комбинированный.
МЕТОДЫ:
метод эмоциональной драматургии, метод наблюдения за музыкой, метод сопереживания, методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, метод моделирования художественно-творческого процесса.
Виды деятельности: слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.
Музыкальный материал: Г.Свиридов «Тройка»;песня «Колокола» из к/ф «Приключение Электроника»;песня «Лев и брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс».
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Орг. момент
Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием.
А. Хачатурян
Предметные:
уметь слушать и анализировать музыкальные произведения,
определять жанровую принадлежность,
сравнивать и сопоставлять разные виды искусств – живопись и музыку.
научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
развивать речевую культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативные:
уметь ориентироваться в системе знаний,
развивать умение размышлять о музыке, выражать свои мысли наиболее полно и точно,
делать логические выводы и сотрудничать на основе осознания цели урока.
развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные:
проявлять эмоциональную отзывчивость,
личное заинтересованное отношение в процессе слушания, исполнения и анализа произведений.
создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время.
Постановка цели
Размышления ребят
- А для чего нужна музыка в кинофильмах?
Актуализация знаний
Беседа «Музыка – великая сила».
Кино – искусство XX века.
Кино родилось смешным и беззвучным.
Обычно говорят немым.
Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова.
Так как человек всегда воспринимает картины мира эмоционально, то музыка оказалась в кино просто незаменимой.
Она стала звучать без остановок от первого до последнего кадра.
Появилась даже такая профессия – тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма). Кто работал таперами? Чаще всего начинающие музыканты, молодые композиторы.
В 20 годы среди них были и такие известные в будущем композиторы, как Д. Шостакович, Г. Свиридов, В. Соловьев-Седой.
При этом таперам давались строгие предписания – когда и что надо играть.
Например, если герои на экране танцуют, можно было играть мелодию вальса, танго, а если на экране происходят смешные драки, погони, то нужно исполнять музыку быструю, энергичную.
Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране. И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой - веселой и сердечной.
В 1927 году кино стало звуковым сначала в Америке, а в 1931 году в России.
И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка.
Появились музыкальные фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. В фильме герои поют и танцуют.
Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого кинофильма звучит музыка? Как начинается фильм, мультфильм?
На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти.
Музыки в фильме не так много.
Как появляется музыка в кинофильмах? Режиссеры и композиторы решили подключать инструментальные или песенные фрагменты только там, где они просто крайне необходимы.
Телевидение «привело» в каждый дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья – музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам «Человек и закон», «Что, где, когда», «В мире животных», «Время» и т.д.
Можно ли представить такие кинофильмы, как «Приключение Электроника», «Приключение Буратино», «Красная шапочка», «Мэри Поппинс, до свидания» без музыки и песен?
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Слушание Г. Свиридов «Тройка».
Ответы ребят
Викторина «Песни из детских фильмов и мультфильмов».
Отгадать название песни. Из каких кинофильмов или мультфильмов звучат эти песни.
Слушание и анализ музыкального произведения.
Г.Свиридов «Тройка». Очень непросто во второй половине XX века создать к/ф по повести А.С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражая то, что переполняет человеческую душу.
Вслушайтесь, с какой «музыкальной» интонацией начинает свою повесть А.С. Пушкин.
Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий… Вот, в сторонке божий храм виден одинокий. Вдруг метелица кругом; снег валит клоками; Черныйвран, свистя крылом, вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы…
В.А.Жуковский
Если повесть начинается словами, настраивающими читателя на соответствующий лад душевного переживания, то и фильм должен начаться соответствующей музыкой.
Вопросы:
Если бы вы были кинооператорами, какие кадры вы бы сняли?
Что преобладает в музыке: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?
Работа над песней
Разучивание песен «Колокола» из к/ф «Приключение Электроника», «Лев и брадобрей» из к/ф «Мэри Поппинс».
Итог урока. Рефлексия деятельности
Музыка, песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью.
- Для чего нужна песня, музыка в кинофильмах?
Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.