Календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса
№
Тема урока
Планируемые результаты
Виды деятельности учащихся на уроке
Д/З
1.
Вся Россия просится в песню…
Характерные особенностей русской музыки.
Близость мелодий Рахманинова к русским темам.
Определение «концерта». Повторение куплетной формы.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
2.
Как сложили песню.
Определение «концерта» и «вокализа». Повторение куплетной формы.
С.8-17
3.
Ты откуда, русская зародилась, музыка?
Процесс создания народной песни. Характерные особенности различных жанров народных песен: солдатских, трудовых, колыбельных, лирических, игровых, обрядовых, шуточных, танцевальных.
С.18,19
4.
Я пойду по полю белому…
Повторение структурных и образных особенностей жанра кантаты.
Тембровые особенности голоса меццо-сопрано.
Назначение эпилога и финала в жанре кантаты.
С.20-23
5.
В краю великих вдохновений….
Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Воплощение жанровых особенностей в музыке.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
С.
42-43
6.
Что за прелесть эти сказки
Понятие «музыкальной живописи».
Повторение тембровых и регистровых особенностей музыкальных инструментов.
Подбор тембра инструмента к теме.
С. 48-51
7.
Ярмарочное гуляние
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни.
Подбор музыкального ряда для «озвучивания» картины.
Разыгрывание с передачей содержания песни выразительными движениями.
С.
52-53
8
Святогорский монастырь
Повторение видов колокольных звонов.
Особенности строения оперы: вступление.
С.
54-55
9.
Зимнее утро. Зимний вечер
Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Сравнение стихов А. Пушкина с музыкой П. Чайковского и В. Шабалина. Вспомнить лады музыки.
44-47
10.
Приют, сияньем муз одетый.
Повторение музыкальных жанров: романс, дуэт, ансамбль.
С. 56,
57
11.
На свете каждый миг мелодия родиться.
Выявление отличительных особенностей разных музыкальных культур на примере народных песен.
Музыка в народном стиле.
Воплощение народных тем в музыке русских композиторов.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты
С.
60-61
12.
Оркестр русских народных инструментов
Классификация инструментов оркестра русских народных инструментов, викторина на определение тембров (балалайка, гармонь, баян и т.д.).
С.
62-65
13.
Народные праздники. «Троица»
Познакомить с обычаями русского народа, особенностями проведения праздника Троица.
С.
68-71
14.
Музыкальные инструменты - виолончель, скрипка.
Струнно-смычковая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра. Определения «струнного квартета» и «ноктюрна».
Повторение музыкальной формы вариаций.
Штрихи: легато, стаккато, акценты.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Передавать в пении, драматизации, музыкально - пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
С.
74-75
15.
Счастье в сирени живет…
Познакомить с творчеством С. Рахманинова. Определение жанра «сюиты» и «серенады».
Повторение характерных особенностей вокальных жанров: песня, романс, вокализ.
С.
80-81
16.
Не молкнет сердце чуткое Шопена…
Стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена.
Характерные черты танцевальных жанров: полонеза, мазурки, вальса.
Повторение музыкальных форм: 3-частной, куплетной.
С.
82-83
17.
Патетическая соната
Стилистические особенности музыкального языка Л. Бетховена. Знакомство с термином соната через Сонату № 8 «Патетическая»
С.
86-87
18.
Годы странствий. Царит гармония оркестра.
Стилистические особенности музыкального языка М. Глинки. Знакомство с термином баркарола. Сравнение «Баркаролы» М. Глинки и П. Чайковского.
С.
88-89
19.
Театр уж полон; ложи блещут…
Взаимодействие темы Сусанина и поляков.
Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания, представленные в тетради
С.
96-99
20.
Опера «Иван Сусанин»
Отличительные черты русской музыки.
Повторение жанровых признаков танцев – пластическое интонирование: шаг полонеза, фигуры мазурки.
Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских.
С. 94,
95
21.
Исходила
младёшенька
С.
100-101
22.
Русский Восток
Определение характерных черт колыбельной, тембров музыкальных инструментов, развития музыкального образа.
Контраст в музыке.
Отличительные черты восточной музыки.
С.
102-105
23.
Балет «Петрушка»
Моделирование сцены балета: режиссерская постановка; подбор эскизов костюмов; сочинение сочиненного.
С.
106-107
24.
Театр музыкальной комедии
Определение жанров оперетты и мюзикла.
Определение сходства и различия музыкально-театральных жанров: оперы, балета и оперетты и мюзикла.
С.
108-109
25.
И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет…
Характерные черты духовной музыки. Особенности жанра былины, тембровая характеристика инструмента гуслей. Отражение богатырской тематики в музыке.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских
композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты
С.
26-39
26.
Кирилл и Мефодий.
Отличительные черты величаний.
Выявление характерных черт гимна.
С.
30-31
27.
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыкальные особенности духовной музыки.
Интонационно-образный анализ и сравнение жанра молитвы в русской и западноевропейской музыке.
С.
32-37
28.
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере православного праздника Пасхи. Познакомить с религиозными песнопениями: тропарь, величание.
С.
38-39
29.
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Определение музыкального жанра «прелюдии».
Музыкальная характеристика зерен-интонаций.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
С.
112-113
30.
Исповедь души. Революционный этюд.
Расширение представлений о музыкальном жанре «прелюдии».
Интонационно-образный анализ, сравнение интонаций и исполнительских трактовок прелюдий.
Определение этюда в живописи и музыке.
С.
114-117
31.
Мастерство исполнителя.
Знакомство с тембровыми особенностями гитары.
Понятие «обработки» и «переложения».
Определение жанра авторской песни.
С.
118-119
32.
В интонации спрятан человек
Роль музыки в жизни человека.
С.
120-121
33.
Музыкальные инструменты (гитара).
Знакомство с историей создания инструмента – гитара. Знакомство с жанром авторской песни.
С.
122-123
34.
Музыкальный сказочник
Музыкальные портреты главных персонажей сюиты.