2. | Изучение нового учебного материала. а) Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить ранее изученный материал по теме «Песня – верный спутник человека» Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. б) Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать тему и цель урока. в) Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня . Цель, которую ставит перед собой учитель: научить выделять особенности русской народной песни, эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; Методы: учебный диалог. | Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодию одной вам известной песни. ( видеофрагмент исполнения песни) Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на изучение темы «Мир русской музыки». (Учебник «Музыка», С. 56)
Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. «Ничего нет на свете чудесней И прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его». (С. Широков) Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»? Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Поэтому цель нашего урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня Изучение новой темы. Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков. (Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).
Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка». Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его автор?», «Что изобразил художник?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили?» Ученики представляют свои литературные опыты. Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины ровныя». (Учитель исполняет два куплета песни) Запись в тетради: РНП «Среди долины ровныя» Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет наш учебник «Музыка») Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях. Запись в тетради по музыке: РНП «Ах, ты, степь широкая…»
Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…» Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «-ро», «-доль», «-на», «-ма», «-тушь», «-воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот). (Учитель исполняет песню.) Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем ответе – «помощь учебника» и ваши размышления) Ученик1: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная. Ученик2: Мелодия величава как православные монастыри.Ученик3: Вдалеке - бескрайние широкие просторы. Ученик4: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой. Слушание: хоровое исполнение РНП «Ах, ты, степь широкая…» Музыкальное рисование в тетради по музыке. Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60] (Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз.
Запись в тетради по музыке: «Вечерний звон». Стихи И. Козлова
Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон». (Учитель играет аккомпанемент). Какие звоны изображает аккомпанемент песни? Ученик: колокольные звоны Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе? В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61] Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
| Слайд 4 Познавательные: -постановка и формулирование проблемы; -анализ, синтез,сравнение; - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений , доказательство. Коммуникативные: - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.
Слайд 5
Слайд 6,7,8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12,13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18,19
|
3. | Первичное закрепление Организует беседу , выявляющую знания учащихся по изученной теме. | Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка») Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном. Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня? Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала: Ученик: природу России, её пейзажи Ученик: быт, чувства и переживания людей Ученик: будни и праздники народа Вокально-хоровая деятельность на уроке С. 38 «Уж ты зимушка – зима» - разучивание
| Познавательные: - извлечение из музыкальных произведений необходимой информации; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.
Слайд 20 Участие в совместном исполнении выученной песни. Взаимопонимание, коммуникация которая объединяет весь коллектив поющх. |
4. | Рефлексия Цель которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Задачи: - зафиксировать новое содержание изученное на уроке; -оценить собственную деятельность; - определение уровня комфортности на уроке | Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам урок. Если я буду выслушивать мнение каждого, то нам не хватит времени, ведь до конца урока осталось совсем немного. Я предлагаю выразить свое мнение о уроке при помощи смайликов. Смайлик – это картинка, составленная из специальных знаков, которые выражают какое-то чувство или настроение. У вас на партах смайлики , поднимите смайлик радостный - если урок понравился, грустный - если нет. Сегодня вы работали на уроке и должны получить оценку , ведь все вы старались. Я предлагаю оценить себя самостоятельно и для этого также использовать смайлики. Обратите внимание на слайд – радостное лицо – те, кто считает, что поработал на оценку 5 подмигивающее лицо – те, кто считает, что не все понял по теме и поработал на оценку 4 грустное лицо – те, кто считает, что ему еще нужно поработать над данной темой, оценка 3. | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |