kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музык Мир русской песни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Подготовила

 учитель музыки

 МКОУ «Скороднянская СОШ»

Булгакова С.А.

Предмет:           Музыка

Класс:               5

Автор УМК:     Науменко Т.И.  Алеев В.В.

Тема урока:    «Мир русской песни»

Тип урока:     урок открытия нового знания

 

ЦЕЛИ:  : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).

Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.

 

Планируемые результаты:

         - по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать  усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой  для дальнейшего духовно- нравственного развития.

 

         - по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

 

         - по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать  русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому  произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Программно-техническое обеспечение:

  • Компьютер.
  • CD-проигрыватель.
  • Проекционная система.

Оснащение урока:

  • Презентация
  • Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вьюн над водой», частушки.
  • Музыкальные инструменты.
  • Музыкальный словарь, толковый словарь
  • Информационные листы для учащихся.

 

План урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)
  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)
  3. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)
  4. Открытие нового знания(7-8 мин)
  5. Первичное закрепление(6-7 мин)
  6. Физкультминутка(1-2 мин)
  7. Самостоятельная работа (4-5 мин)
  8. Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)
  9. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока музык Мир русской песни »

Конспект урока

Подготовила

учитель музыки

МКОУ «Скороднянская СОШ»

Булгакова С.А.

Предмет: Музыка

Класс: 5

Автор УМК: Науменко Т.И. Алеев В.В.

Тема урока: «Мир русской песни»

Тип урока: урок открытия нового знания


ЦЕЛИ: : формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).

Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.


Планируемые результаты:

- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.


- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;


- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Программно-техническое обеспечение:

  • Компьютер.

  • CD-проигрыватель.

  • Проекционная система.

Оснащение урока:

  • Презентация

  • Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вьюн над водой», частушки.

  • Музыкальные инструменты.

  • Музыкальный словарь, толковый словарь

  • Информационные листы для учащихся.


План урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)

  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)

  3. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)

  4. Открытие нового знания(7-8 мин)

  5. Первичное закрепление(6-7 мин)

  6. Физкультминутка(1-2 мин)

  7. Самостоятельная работа (4-5 мин)

  8. Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)

  9. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)


Содержание урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Дети входят в класс под русскую плясовую песню «Камаринская». Садятся вначале девочки, а затем - мальчики.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас отдохнувшими после каникул на нашем уроке музыки. Какое у вас настроение? У меня сегодня тоже хорошее настроение. Наш сегодняшний урок необычный, к нам приехали гости. Давайте их поприветствуем!

Хочу начать наш урок словами русского поэта Ивана Сурикова

Как кому на свете дышится, живется – такова и песня у него поется.

Желаю вам успехов на уроке!!! Чтобы вам и жилось и пелось хорошо!

  1. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

Что мы узнали на прошлом уроке, ребята?

( мы узнали, что такое песня- это стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.

Мы узнали, что песня - верный спутник человека, она сопровождает нас всю жизнь.

В песне отражается характер и традиции народа).

Да, ребята, песен написано огромное количество. Если бы попытаться собрать воедино все песни, то получилась бы огромная летопись истории человечества.

Ребята, а посмотрите у меня здесь музыкальные инструменты. Они вам знакомы? Вы слышали звучание этих инструментов? А здесь национальные костюмы. Какого народа эти музыкальные инструменты, костюмы, утварь ? (русские народные)

Совершенно верно! А под какую музыку вы сегодня вошли в класс?(русскую народную).

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (русская песня)

Да, ребята тема нашего урока «Мир русской песни». Записываем в тетради.

  1. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и постановка учебной задачи.

Ребята, знаете ли вы русские народные песни? Какие?

Давайте сейчас прослушаем фрагменты двух русских народных песен и попробуем сравнить их. Будьте внимательны! ( слушаем фрагмент песни «Колыбельная»(1 мин) и «Солдатушки, бравы ребятушки»). В чем похожи эти песни? (они русские народные)

О чем говорится в первой? А какова интонация, мелодия этой песни?9 она медленная, спокойная, звучит без музыкального сопровождения, одноголосая)

Хорошо! А вторая песня « Солдатушки, бравы ребятушки» о чем в ней говорится?

Какова мелодия этой песни? (Динамичная., маршеобразная, интонация – торжественная, сопровождает песню целый оркестр муз. инструментов и исполняет хор).

Мы прослушали две русских народных песни, но звучат они почему-то по- разному и рассказывают нам о разном . Вы знаете, почему? Как вы думаете?

Чему мы должны научиться ?( узнать виды русских песен, научиться различать их, научится петь русские народные песни, узнать из чего состоит мир русской песни)

А где, мы можем получить необходимые знания? (Интернет, книга, учитель расскажет)


  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Проект выхода из затруднения.

  1. Изучить тему в учебнике самостоятельно.

  2. Постараться объяснить другим ученикам.

  3. Ответить на затруднительный вопрос.

Реализация проекта.

  1. Самостоятельное изучение нового материала.

  2. Объяснение изученного материала одним из учеников.

  3. Ответ на затруднительный вопрос. ( песни разных жанров)

  4. Определение жанра прослушанных русских народных песен и фиксирование этих жанров на доске.


  1. Первичное закрепление.

1.Прослушайте фрагмент песни и определите жанр.(Эй, ухнем!). Анализируем , о чем эта песня. К какому жанру мы ее можем отнести? (Трудовые, фиксируем на доске)

2. Слушаем «Калинка», анализируем, определяем жанр из названных, фиксируем на доске.

3. «Вьюн над водой». О чем говорится, о женихе. О свадьбе.

Свадьба на Руси- это целое представление. Ведь недаром говорится «сыграть свадьбу». Свадьба продолжалась несколько дней и сопровождалась огромным количеством песен славящих жениха и невесту, шуточных, играми и обрядами. Как вы думаете, к какому из названных жанров она относится.?

Эта песня – свадебная и относится к жанру обрядовые. Но не только на свадьбе пели обрядовые песни. Все русские праздники содержат в себе множество обрядов и обрядовых песен.

  1. Но не всегда, ребята в народной песне отсутствовал автор. Иногда они основывались авторских стихотворениях. Одно из них «Вечерний звон» автор стихов Иван Козлов. Давайте ее прослушаем. О чем говорит песня ( музыка звучит плавно, протяжно, задумчиво, исполняет солист и хор, который изображает колокольный звон, песня звучит без инструментального сопровождения). Посмотрите на картину Исаака Левитана «Вечерний звон». Всмотритесь, вслушайтесь в неё. Перекликаются ли эти произведения? (да, на картине изображен храм, церковь на берегу реки, сумерки, осенний лес, все это облик родины и кажется по всей округе раздается колокольный звон). Ребята, песни , которые рассказывают о красоте природы, о родине, о нелегкой женской доле, любви – называются лирическими.(фиксирование на доске)

  2. А сейчас посмотрите на это четверостишие.(слайд) . давайте сымпровизируем и попробуем напеть его.(варианты). Я тоже предложу свой вариант.(слушаем частушку). Узнали ли вы жанр.

А что такое частушка?

Откуда можем узнать более точную информацию? (словарь)

Давайте поработаем в группе. Сегодня руководителем группы будет Виталик. Какая у нас цель? (узнать, что такое частушка). Все вместе находим информацию, анализируем. И один из вас держит ответ у доски. Дети готовятся и отвечают.

Итак еще один жанр русской песни – частушка. (фиксируем на доске частушка)

Запишем в тетрадь все жанры русских песен.

Ребята все жанры вместе и составляют мир русской песни (фиксируем на доске)

6.Физкультминутка «Мы - музыканты» /имитация движений

Мы - весёлые артисты,

Иногда мы пианисты…

Инструменты все мы знаем

И на скрипке вам сыграем…

Если будем мы в ударе, то сыграем на гитаре…

Как большие меломаны,

Очень любим барабаны…

Знает город и район

Звонкий наш аккордеон…

Все мы - юные таланты,

Все ребята - музыканты!(аплодисменты)



  1. Самостоятельная работа

    1. «Собери слоги – назови жанр»

Ли-ри-чес-кие

Сол-дат-ски-е

Час-туш-ки

Об-ря-до-вые

Тру-до-вые

Хо-ро-вод-ны-е

Ко-лы-бель-ны-е

Зачитаем , что у вас получилось.

2.Определите, к какому жанру относится песня и заполните таблицу.


Название песни

Жанр песни


Баю, баюшки, баю

колыбельная

Солдатушки, браво, ребятушки!

солдатская

Калинка

плясовая

Эй,ухнем

трудовая

Во поле береза стояла

хороводная

Проверьте себя ! (слайд)

  1. Включение нового знания в систему знаний. Вокально-хоровая работа.

Мир русской песни включает в себя всю красоту полей, лесов, бескрайних степей нашей родины. И сегодня мы с вами разучим песню нашего края. Называется она «Земелюшка-чернозем».

А, что такое чернозем?(так называется вид почвы, наиболее распространена в нашем регионе, поэтому наш регион и называется – Черноземье). А как вы думаете, кто автор этой песни?

Да ребята это русская народная песня. Послушайте, как она звучит. Пропеваю я.

Давайте вспомним правила посадки во время пения.

Давайте пропоем куплет песни с помощью одного слога –ля. (распевка). Берем тексты песни на вашем столе и поем все вместе.(разучивание 3-х куплетов). Ребята скажите к какому жанру русской народной песни относится эта песня.(хороводная, плясовая).

Хоровод - Старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило-солнце, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.


А мы можем водить хороводы? (повязываю ребятам пояса, девочке - платок на плечи). Смотрите какая чудесная березка выросла у нас. Сейчас мы вокруг нее будем водить хоровод.(поем песню и водим хоровод).

  1. Рефлексия .

Ребята, а вы знаете, что березка является символом нашей страны России? А еще она является символом престольного праздника нашего села – Троицы. Так вот на Троицу, ребята, березку украшали, как вы украшаете елку на Новый год. Только не игрушками и мишурой, а разноцветными лентами. Посмотрите у вас на столах лежат ленты трех цветов: красные, синие и желтые. Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и прикрепить ленту на нашу березку. Красная лента означает отличную работу, синяя- хорошую, желтая если вы считаете, что не все усвоили.(слайд) Начинайте словами: я сегодня научился… или я сегодня узнал …(дети проводят самооценку своей работы на уроке, учитель вносит комментарии и выставляет оценки за урок).

  1. Домашнее задание

Ребята, а хотели бы вы узнать, какие песни пели ваши прабабушки, бабушки и дедушки? А зачем я вас об этом спросила? Да, ребята дома побеседуйте со своими бабушками, запишите текст и разучите русскую народную песню.

А на следующем уроке мы отправимся с вами в путешествие, за границы нашей страны. Потому что будем изучать песни народов мира.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока музык Мир русской песни

Автор: Булгакова Светлана Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Мир русской песни" разрабтка урока для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(41) "mirrusskoipiesnirazrabtkaurokadlia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "271035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451362245"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "конспект  урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-khotiat-li-russkiie-voiny-ili-v-chiom-zhie-sila-muzyki-motsarta"
    ["file_id"] => string(6) "213333"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432037482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства