- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Программно-техническое обеспечение:
Компьютер.
CD-проигрыватель.
Проекционная система.
Оснащение урока:
Презентация
Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вьюн над водой», частушки.
Музыкальные инструменты.
Музыкальный словарь, толковый словарь
Информационные листы для учащихся.
План урока
Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)
Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Открытие нового знания(7-8 мин)
Первичное закрепление(6-7 мин)
Физкультминутка(1-2 мин)
Самостоятельная работа (4-5 мин)
Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Программно-техническое обеспечение:
Компьютер.
CD-проигрыватель.
Проекционная система.
Оснащение урока:
Презентация
Музыкальные отрывки народных песен: «Эй ухнем», «Калинка», «Колыбельная», «Вечерний звон», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вьюн над водой», частушки.
Музыкальные инструменты.
Музыкальный словарь, толковый словарь
Информационные листы для учащихся.
План урока
Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(4-5 мин.)
Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Открытие нового знания(7-8 мин)
Первичное закрепление(6-7 мин)
Физкультминутка(1-2 мин)
Самостоятельная работа (4-5 мин)
Включение нового знания в систему знаний (вокально-хоровая работа) (7-8 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
Содержание урока
Мотивирование к учебной деятельности.
Дети входят в класс под русскую плясовую песню «Камаринская». Садятся вначале девочки, а затем - мальчики.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас отдохнувшими после каникул на нашем уроке музыки. Какое у вас настроение? У меня сегодня тоже хорошее настроение. Наш сегодняшний урок необычный, к нам приехали гости. Давайте их поприветствуем!
Хочу начать наш урок словами русского поэта Ивана Сурикова
Как кому на свете дышится, живется – такова и песня у него поется.
Желаю вам успехов на уроке!!! Чтобы вам и жилось и пелось хорошо!
Актуализация знаний и формулировка темы урока.
Что мы узнали на прошлом уроке, ребята?
( мы узнали, что такое песня- это стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.
Мы узнали, что песня - верный спутник человека, она сопровождает нас всю жизнь.
В песне отражается характер и традиции народа).
Да, ребята, песен написано огромное количество. Если бы попытаться собрать воедино все песни, то получилась бы огромная летопись истории человечества.
Ребята, а посмотрите у меня здесь музыкальные инструменты. Они вам знакомы? Вы слышали звучание этих инструментов? А здесь национальные костюмы. Какого народа эти музыкальные инструменты, костюмы, утварь ? (русские народные)
Совершенно верно! А под какую музыку вы сегодня вошли в класс?(русскую народную).
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (русская песня)
Да, ребята тема нашего урока «Мир русской песни». Записываем в тетради.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и постановка учебной задачи.
Ребята, знаете ли вы русские народные песни? Какие?
Давайте сейчас прослушаем фрагменты двух русских народных песен и попробуем сравнить их. Будьте внимательны! ( слушаем фрагмент песни «Колыбельная»(1 мин) и «Солдатушки, бравы ребятушки»). В чем похожи эти песни? (они русские народные)
О чем говорится в первой? А какова интонация, мелодия этой песни?9 она медленная, спокойная, звучит без музыкального сопровождения, одноголосая)
Хорошо! А вторая песня « Солдатушки, бравы ребятушки» о чем в ней говорится?
Какова мелодия этой песни? (Динамичная., маршеобразная, интонация – торжественная, сопровождает песню целый оркестр муз. инструментов и исполняет хор).
Мы прослушали две русских народных песни, но звучат они почему-то по- разному и рассказывают нам о разном . Вы знаете, почему? Как вы думаете?
Чему мы должны научиться ?( узнать виды русских песен, научиться различать их, научится петь русские народные песни, узнать из чего состоит мир русской песни)
А где, мы можем получить необходимые знания? (Интернет, книга, учитель расскажет)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Проект выхода из затруднения.
Изучить тему в учебнике самостоятельно.
Постараться объяснить другим ученикам.
Ответить на затруднительный вопрос.
Реализация проекта.
Самостоятельное изучение нового материала.
Объяснение изученного материала одним из учеников.
Ответ на затруднительный вопрос. ( песни разных жанров)
Определение жанра прослушанных русских народных песен и фиксирование этих жанров на доске.
Первичное закрепление.
1.Прослушайте фрагмент песни и определите жанр.(Эй, ухнем!). Анализируем , о чем эта песня. К какому жанру мы ее можем отнести? (Трудовые, фиксируем на доске)
2. Слушаем «Калинка», анализируем, определяем жанр из названных, фиксируем на доске.
3. «Вьюн над водой». О чем говорится, о женихе. О свадьбе.
Свадьба на Руси- это целое представление. Ведь недаром говорится «сыграть свадьбу». Свадьба продолжалась несколько дней и сопровождалась огромным количеством песен славящих жениха и невесту, шуточных, играми и обрядами. Как вы думаете, к какому из названных жанров она относится.?
Эта песня – свадебная и относится к жанру обрядовые. Но не только на свадьбе пели обрядовые песни. Все русские праздники содержат в себе множество обрядов и обрядовых песен.
Но не всегда, ребята в народной песне отсутствовал автор. Иногда они основывались авторских стихотворениях. Одно из них «Вечерний звон» автор стихов Иван Козлов. Давайте ее прослушаем. О чем говорит песня ( музыка звучит плавно, протяжно, задумчиво, исполняет солист и хор, который изображает колокольный звон, песня звучит без инструментального сопровождения). Посмотрите на картину Исаака Левитана «Вечерний звон». Всмотритесь, вслушайтесь в неё. Перекликаются ли эти произведения? (да, на картине изображен храм, церковь на берегу реки, сумерки, осенний лес, все это облик родины и кажется по всей округе раздается колокольный звон). Ребята, песни , которые рассказывают о красоте природы, о родине, о нелегкой женской доле, любви – называются лирическими.(фиксирование на доске)
А сейчас посмотрите на это четверостишие.(слайд) . давайте сымпровизируем и попробуем напеть его.(варианты). Я тоже предложу свой вариант.(слушаем частушку). Узнали ли вы жанр.
А что такое частушка?
Откуда можем узнать более точную информацию? (словарь)
Давайте поработаем в группе. Сегодня руководителем группы будет Виталик. Какая у нас цель? (узнать, что такое частушка). Все вместе находим информацию, анализируем. И один из вас держит ответ у доски. Дети готовятся и отвечают.
Итак еще один жанр русской песни – частушка. (фиксируем на доске частушка)
Запишем в тетрадь все жанры русских песен.
Ребята все жанры вместе и составляют мир русской песни (фиксируем на доске)
2.Определите, к какому жанру относится песня и заполните таблицу.
Название песни
Жанр песни
Баю, баюшки, баю
колыбельная
Солдатушки, браво, ребятушки!
солдатская
Калинка
плясовая
Эй,ухнем
трудовая
Во поле береза стояла
хороводная
Проверьте себя ! (слайд)
Включение нового знания в систему знаний. Вокально-хоровая работа.
Мир русской песни включает в себя всю красоту полей, лесов, бескрайних степей нашей родины. И сегодня мы с вами разучим песню нашего края. Называется она «Земелюшка-чернозем».
А, что такое чернозем?(так называется вид почвы, наиболее распространена в нашем регионе, поэтому наш регион и называется – Черноземье). А как вы думаете, кто автор этой песни?
Да ребята это русская народная песня. Послушайте, как она звучит. Пропеваю я.
Давайте вспомним правила посадки во время пения.
Давайте пропоем куплет песни с помощью одного слога –ля. (распевка). Берем тексты песни на вашем столе и поем все вместе.(разучивание 3-х куплетов). Ребята скажите к какому жанру русской народной песни относится эта песня.(хороводная, плясовая).
Хоровод - Старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило-солнце, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
А мы можем водить хороводы? (повязываю ребятам пояса, девочке - платок на плечи). Смотрите какая чудесная березка выросла у нас. Сейчас мы вокруг нее будем водить хоровод.(поем песню и водим хоровод).
Рефлексия .
Ребята, а вы знаете, что березка является символом нашей страны России? А еще она является символом престольного праздника нашего села – Троицы. Так вот на Троицу, ребята, березку украшали, как вы украшаете елку на Новый год. Только не игрушками и мишурой, а разноцветными лентами. Посмотрите у вас на столах лежат ленты трех цветов: красные, синие и желтые. Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и прикрепить ленту на нашу березку. Красная лента означает отличную работу, синяя- хорошую, желтая если вы считаете, что не все усвоили.(слайд) Начинайте словами: я сегодня научился… или я сегодня узнал …(дети проводят самооценку своей работы на уроке, учитель вносит комментарии и выставляет оценки за урок).
Домашнее задание
Ребята, а хотели бы вы узнать, какие песни пели ваши прабабушки, бабушки и дедушки? А зачем я вас об этом спросила? Да, ребята дома побеседуйте со своими бабушками, запишите текст и разучите русскую народную песню.
А на следующем уроке мы отправимся с вами в путешествие, за границы нашей страны. Потому что будем изучать песни народов мира.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(160) "конспект урока музыки на тему "Хотят ли русские войны или в чём же сила музыки Моцарта?" "
["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-khotiat-li-russkiie-voiny-ili-v-chiom-zhie-sila-muzyki-motsarta"
["file_id"] => string(6) "213333"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1432037482"
}
}