эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня), развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)
понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись), познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны), иметь представление о песенной культуре русского народа, развивать вокально-хоровые умения
учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)
учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи
осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок | Входят в класс под песню В. Баснера «С чего начинается Родина?» |
Постановка цели урока Актуализация опорных знаний учащихся по предмету Цель: повторить материал 1 четверти | -О чем мы говорили на уроках музыки в 1 четверти? - Какие виды искусства мы можем назвать? -Как музыка связана с ними? - О каких двух началах искусства шла речь на уроках музыки? -Почему песню называют верным спутником человека в жизни? | Ответы на вопросы |
Вступительный рассказ учителя о русской песне, погружение в тему урока Цель: настроить на восприятие нового материала | -Нет в жизни русского человека такой ситуации, когда ему не хотелось бы петь. Недаром и пословица говорит: «Душа просит песни». Русский человек поёт в радости и горе, в работе и на отдыхе. Послушайте стихотворение И.Сурикова о русской песне (учебник, стр.58) – учитель читает вслух. Анализ содержания стихотворения - Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж (слайд2,3,4). Среди народных песен можно выделить жанры: Колыбельные, трудовые, солдатские, свадебные (слайд5) | Слушают рассказ учителя, эмоционально настраиваются на восприятие нового материала. Отвечают на вопросы учителя Соотнесение текстов литературных произведений с произведениями музыкальных жанров. |
Объяснение новой темы 1) Вступительная беседа | -Давайте рассмотрим иллюстрации учебника по теме нашего урока. Кто их автор? Как они называются ? Что изобразил художник? Какую музыку можно подобрать к этим иллюстрациям? А вы знаете, ребята, что живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". Давайте её послушаем… | Рассматривают рисунки , соотносят рисунки с музыкой, дают оценку характера работ художников |
2)Эмоционально – художественное восприятие музыки. Музыкально-творческая деятельность (слушание и исполнение музыки) | Слушание рнп "Среди долины ровныя". -Какие чувства вы испытали, когда звучала песня? Какое было настроение? Разучивание и исполнение 1 куплета песни заучивание слов и разбор мелодии по фразам; соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии; исполнение 1 куплета песни Анализ песни : данная народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях. К какому жанру относится песня? (слайд7) | Рассуждения о музыкальных впечатлениях. Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение музыки. Анализ и обобщение музыкальных впечатлений |
Слушание рнп «Ах ты, степь широкая…» Анализ мелодии: -Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот). (Учитель исполняет песню, акцентирует внимание на распевах, дети повторяют сложные места мелодии) -Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". Разучивание и исполнение 1 куплета песни 1)заучивание слов и разбор мелодии по фразам; 2)соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии; 3)исполнение 1 куплета песни -К какому жанру относится эта народная песня? (слайд 6) | Соотнесение текстов литературных произведений с произведениями музыкальных жанров. Примерные ответы детей - Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная. - Мелодия величава как православные монастыри. -Вдалеке - бескрайние широкие просторы. -Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой. Исполнительская хоровая деятельность |
Физ. минутка | -Ребята, сейчас мы отдохнем и одновременно послушаем ещё одну рнп «Вечерний звон» Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. Под музыку выполним движения в соответствии с её характером | Выполняют музыкально-пластические движения |
Закрепление темы урока Эмоционально – художественное восприятие музыки | -Давайте прочитаем стихотворение «Вечерний звон» Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз. -Это стихотворение стало основой народной песни (слайд8), а песня – одна из визитных карточек русской земли, её часто можно услышать в исполнении иностранцев. Наряду с песнями «Во поле берёза стояла», «Подмосковные вечера», «Катюша» иностранные гости с удовольствием исполняют и песню «Вечерний звон». Анализ мелодии: - Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон". (Звучит фонограмма). -Что изображает аккомпанемент песни? -Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе? -Обратите внимание на иллюстрацию И.Левитана «Вечерний звон» на странице учебника. Что общего между музыкальным произведением и художественным полотном? Какие впечатления производит рисунок? Разучивание и исполнение 1 куплета песни заучивание слов и разбор мелодии по фразам; соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии; исполнение 1 куплета песни | Чтение стихотворения всем классом) Примерные ответы: Ученик: колокольные звоны (слайд9) Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах. Соотнесение художественных полотен с произведениями музыкальных жанров. Исполнительская хоровая деятельность |
Выводы | Учитель подводит обучающихся к выводу - Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (слайд 10) -Каковы основные признаки русской народной песенности? (слайд11) - Какие стороны жизни отражала русская народная песня? -Для исполнения русских народных песен используются народные инструменты. Давайте вспомним, какие инструменты входят в состав народного оркестра? (слайд12) -Давайте соотнесем исполненные на уроке песни, а также знакомые нам ранее с жанрами (слайд 13, 14) Вывод: Русская народная песня отражала: природу России, её пейзажи быт, чувства и переживания людей будни и праздники народа | Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в словесном оформлении вывода по теме урока Примерные ответы Ученик: Песни - это просторный русский пейзаж. Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном. Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь. Ученик: Мелодии песен величавы. Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона. Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России. |
Домашнее задание | Дома вы должны дать ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?". К ним мы уже обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека» (Можно записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье) | Записывают д/з в дневники |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | -С какой темой мы познакомились на уроке? -В чем особенности русской песни? -Чем характерна их мелодия? -В чём особенность настроения этих песен? Отметки за урок… | Отвечают на вопросы учителя. Выстраивают ответы на вопросы: Я на уроке узнал... Мне понравилось…. Я научился петь песню… |