kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель урока: дать представление об отличительных особенностях русской песни, дать понять, какие стороны жизни отражала русская песня

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
  • формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции:

  • иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня), развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)
  • понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись), познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны), иметь представление о песенной культуре русского народа, развивать вокально-хоровые умения

Информационная компетенция

  • уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"
  • уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
  • изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка

Социальная компетенция

учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)

развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке

Коммуникативная компетенция

учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи

Личностная компетенция

  • осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития
  • определить самостоятельный маршрут общения с искусством

Музыкальное сопровождение: фонограмма (-) песен для исполнения, фонохрестоматия к учебнику музыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни"»

Предмет: Музыка ( 2 четверть)

Дата: _________________________

Класс: 5 (2 четверть, урок №1)

Автор УМК: Науменко Т.И. Алеев В.В.

Тема урока: «Мир русской песни»

Тип урока: Комбинированный

Учитель: Кузьминова Т.Н.


Цель урока: дать представление об отличительных особенностях русской песни, дать понять, какие стороны жизни отражала русская песня


Задачи урока:

эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

воспитание культуры мышления и речи обучающихся;

формирование вокально-хоровых умений обучающихся.


Предметные компетенции:

иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня), развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)

понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись), познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)

определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны), иметь представление о песенной культуре русского народа, развивать вокально-хоровые умения


Информационная компетенция

уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"

уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами

изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка


Социальная компетенция

учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)

развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке


Коммуникативная компетенция

учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи


Личностная компетенция

осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития

определить самостоятельный маршрут общения с искусством


Музыкальное сопровождение: фонограмма (-) песен для исполнения, фонохрестоматия к учебнику музыки.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска


ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни"




Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент


Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

Входят в класс под песню В. Баснера «С чего начинается Родина?»

Постановка цели урока

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету

Цель: повторить материал 1 четверти



-О чем мы говорили на уроках музыки в 1 четверти?

- Какие виды искусства мы можем назвать?

-Как музыка связана с ними?

- О каких двух началах искусства шла речь на уроках музыки?

-Почему песню называют верным спутником человека в жизни?

Ответы на вопросы






Вступительный рассказ учителя о русской песне, погружение в тему урока

Цель: настроить на восприятие нового материала






-Нет в жизни русского человека такой ситуации, когда ему не хотелось бы петь. Недаром и пословица говорит: «Душа просит песни». Русский человек поёт в радости и горе, в работе и на отдыхе. Послушайте стихотворение И.Сурикова о русской песне (учебник, стр.58) – учитель читает вслух.


Анализ содержания стихотворения


- Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж (слайд2,3,4).

Среди народных песен можно выделить жанры:

Колыбельные, трудовые, солдатские, свадебные (слайд5)



Слушают рассказ учителя, эмоционально настраиваются на восприятие нового материала.



Отвечают на вопросы учителя Соотнесение текстов литературных произведений с произведениями музыкальных жанров.


Объяснение новой темы


1) Вступительная беседа

-Давайте рассмотрим иллюстрации учебника по теме нашего урока. Кто их автор? Как они называются ? Что изобразил художник? Какую музыку можно подобрать к этим иллюстрациям? А вы знаете, ребята, что живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". Давайте её послушаем…



Рассматривают рисунки , соотносят рисунки с музыкой, дают оценку характера работ художников



2)Эмоционально – художественное восприятие музыки. Музыкально-творческая деятельность (слушание и исполнение музыки)



Слушание рнп "Среди долины ровныя".

-Какие чувства вы испытали, когда звучала песня? Какое было настроение?

Разучивание и исполнение 1 куплета песни

  1. заучивание слов и разбор мелодии по фразам;

  2. соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии;

  3. исполнение 1 куплета песни

Анализ песни : данная народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях. К какому жанру относится песня? (слайд7)

Рассуждения о музыкальных впечатлениях.

Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение музыки.





Анализ и обобщение музыкальных впечатлений

Слушание рнп «Ах ты, степь широкая…»


Анализ мелодии:

-Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню, акцентирует внимание на распевах, дети повторяют сложные места мелодии)


-Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой".



Разучивание и исполнение 1 куплета песни

1)заучивание слов и разбор мелодии по фразам;

2)соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии;

3)исполнение 1 куплета песни

-К какому жанру относится эта народная песня? (слайд 6)



Соотнесение текстов литературных произведений с произведениями музыкальных жанров.






Примерные ответы детей

- Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

- Мелодия величава как православные монастыри.

-Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

-Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.


Исполнительская хоровая деятельность

Физ. минутка



-Ребята, сейчас мы отдохнем и одновременно послушаем ещё одну рнп «Вечерний звон» Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. Под музыку выполним движения в соответствии с её характером

Выполняют музыкально-пластические движения

Закрепление темы урока

Эмоционально – художественное восприятие музыки





-Давайте прочитаем стихотворение «Вечерний звон»


Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

-Это стихотворение стало основой народной песни (слайд8), а песня – одна из визитных карточек русской земли, её часто можно услышать в исполнении иностранцев. Наряду с песнями «Во поле берёза стояла», «Подмосковные вечера», «Катюша» иностранные гости с удовольствием исполняют и песню «Вечерний звон».

Анализ мелодии:

- Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон". (Звучит фонограмма).

-Что изображает аккомпанемент песни?


-Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?





-Обратите внимание на иллюстрацию И.Левитана «Вечерний звон» на странице учебника. Что общего между музыкальным произведением и художественным полотном? Какие впечатления производит рисунок?

Разучивание и исполнение 1 куплета песни

  1. заучивание слов и разбор мелодии по фразам;

  2. соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении мелодии;

исполнение 1 куплета песни


Чтение стихотворения всем классом)














Примерные ответы:

Ученик: колокольные звоны (слайд9)


Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.


Соотнесение художественных полотен с произведениями музыкальных жанров.



Исполнительская хоровая деятельность

Выводы


Учитель подводит обучающихся к выводу

- Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (слайд 10)


-Каковы основные признаки русской народной песенности? (слайд11)

- Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

-Для исполнения русских народных песен используются народные инструменты. Давайте вспомним, какие инструменты входят в состав народного оркестра? (слайд12)

-Давайте соотнесем исполненные на уроке песни, а также знакомые нам ранее с жанрами (слайд 13, 14)

Вывод:


Русская народная песня отражала:

природу России, её пейзажи

быт, чувства и переживания людей

будни и праздники народа

Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в словесном оформлении вывода по теме урока

Примерные ответы

Ученик: Песни - это просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.

Домашнее задание

Дома вы должны дать ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?". К ним мы уже обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека» (Можно записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)

Записывают д/з в дневники


Рефлексия. Подведение итогов урока.

-С какой темой мы познакомились на уроке?

-В чем особенности русской песни?

-Чем характерна их мелодия?

-В чём особенность настроения этих песен?


Отметки за урок…

Отвечают на вопросы учителя.

Выстраивают ответы на вопросы:

Я на уроке узнал...

Мне понравилось….

Я научился петь песню…



4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни"

Автор: Кузьминова Татьяна Николаевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока музыки  в 5 классе  по теме урока: «Фольклор в музыке русских композиторов» "
    ["seo_title"] => string(109) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-uroka-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "198363"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428398541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку музыки по теме "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-muzyki-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "107669"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403368086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта к уроку музыки в 5 классе "В мире русских песен""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-muzyki-v-5-klassie-v-mirie-russkikh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "276647"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452772389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки" "
    ["seo_title"] => string(148) "tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-muzykie-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-tiemu-romansa-triepietnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "129289"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415654380"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства