kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара»

Базовый учебник:  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина  Музыка. 4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,1 урок.

Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Задачи урока:

Личностные:

  • развивать духовно-эстетические потребности ребенка;
  • обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;
  •  развивать интерес к искусству;
  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

  • умение определять и осознавать  цель урока;
  •  умение планировать задачи на урок;

Предметные:

  • учить размышлять о содержании музыкального произведения;
  •  определять средства музыкальной выразительности;
  • учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
  • учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
  • знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.

Необходимое оборудование: фортепиано,  компьютер, проектор, портреты композиторов.

                                ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Музыкальная разминка. Звучит музыка. Дети узнают пьесу П. Чайковского «Январь. У камелька».

Повторное слушание пьесы в исполнении ансамбля «Концертино».

Что изменилось? (Звучат другие инструменты – струнные).

Тема урока:  «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара».

Какие задачи можем поставить на уроке? (узнать об особенностях скрипки, виолончели, гитары; послушать музыку, написанную для этих инструментов; научиться различать струнные инструменты по тембру).

Слушание сонаты для скрипки и гитары Н. Паганини.

-  Какой инструмент здесь солирует? (Скрипка)

- О чём говорит само название инструмента?  (Скрипеть)   (слайд №2)

           Первые  скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку принцессу. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре. Теперь скрипка считается королевой оркестра.

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму а вырезами по бокам, образующими «талию». На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена. Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из елеи. Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы. Смычок – аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста.

- Какой инструмент аккомпанирует скрипке? ( Это гитара).

В средние века гитара была распространена в Испании (Испанская гитара). К концу 18-го века в процессе эволюции гитара приобретает 6 струн, становится очень популярным инструментом, для неё пишут большое количество музыкальных произведений. Современную форму и размер классическая гитара приобрела в 19-м веке. Она называется классическая. Её создатель – испанский мастер Антонио Торрес. (слайд №5). В России в19-м веке было распространена семиструнная гитара.

 Для изготовления гитар используют разные породы дерева. У простых и  дешевых гитар корпус сден из фанеры, у качественных – из красного дерева или палисандра, так же используется клён.  Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.

Повторно звучит фрагмент сонаты №6 для скрипки и гитары  Н. Паганини. (слайд №7)

- Сравните тембры звучания этих инструментов. (У скрипки – высокий, ясный, сильный, выразительный; у гитары – мягкий, тёплый, задушевный.)

Слайд№8

Рассмотрите репродукцию картины Андриана ван Остаде «Деревенские музыканты», что мы может услышать, глядя на нее? (Можем представить звучание виолончели.)

- Скажите, что-то есть общее у скрипки и виолончели? (Похожи по форме)

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов.

- Чем отличается от скрипки? Найдите информацию на слайде. (слайд№9)

Виолончель  — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо?льших размеров.

Виолончель — обязательный участник струнного квартета.

В струнном квартете две скрипки, альт и виолончель (Слайды№10 и №11)

(Слайд №12)

Сегодня мы познакомимся с третьей частью струнного квартета А. П. Бородина. Она называется ноктюрн. ( О жанре ноктюрна рассказывают дети, которые подготовили домашнее задание) (слайд №13)

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!.

                                          А. Фет (слайд №14)

Слушание Ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина

Это произведение композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

- Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»?

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна?

- Что усиливает пейзажность ноктюрна?

- Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью?

Мелодия ноктюрна, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе и виолончели – инструмента с низким, бархатистым, звучным тембром.

Ноктюрн из квартета №2 А. П. Бородина называют жемчужиной русской песенной лирики.

Закрепление материала.

- Что сегодня вы узнали на уроке?

- Как мы можем проверить наши знания? (Задать друг другу вопросы;

послушать музыку, определить звучание инструментов по тембру)

Работа в группах. Дети задают друг другу вопросы по материалу урока, оценивают ответы, исправляют ошибки.

Слушание пьесы П. Чайковского «Ноябрь. На тройке» в исполнении фортепиано, скрипки, виолончели. (Дети по группам имитируют игру на скрипке и виолончели)

Ребята, какая песня очень похожа по характеру на пьесу Чайковского? («Эх, зима!»)              

Вокально-хоровая работа

Продолжение работы над песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима!»

Рефлексия. (продолжить фразу.) (слайд №15)

- Сегодня я узнал…

- Мне на уроке понравилось…

-Я научился…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара" »

Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара»

Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,1 урок.

Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Задачи урока:

Личностные:

  • развивать духовно-эстетические потребности ребенка;

  • обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;

  • развивать интерес к искусству;

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

  • умение определять и осознавать цель урока;

  • умение планировать задачи на урок;

Предметные:

  • учить размышлять о содержании музыкального произведения;

  • определять средства музыкальной выразительности;

  • учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

  • учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

  • знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.


Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Музыкальная разминка. Звучит музыка. Дети узнают пьесу П. Чайковского «Январь. У камелька».

Повторное слушание пьесы в исполнении ансамбля «Концертино».

Что изменилось? (Звучат другие инструменты – струнные).

Тема урока: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара».

Какие задачи можем поставить на уроке? (узнать об особенностях скрипки, виолончели, гитары; послушать музыку, написанную для этих инструментов; научиться различать струнные инструменты по тембру).

Слушание сонаты для скрипки и гитары Н. Паганини.

- Какой инструмент здесь солирует? (Скрипка)

- О чём говорит само название инструмента? (Скрипеть) (слайд №2)

Первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку принцессу. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре. Теперь скрипка считается королевой оркестра.

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму а вырезами по бокам, образующими «талию». На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена. Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из елеи. Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы. Смычок – аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста.

- Какой инструмент аккомпанирует скрипке? ( Это гитара).

В средние века гитара была распространена в Испании (Испанская гитара). К концу 18-го века в процессе эволюции гитара приобретает 6 струн, становится очень популярным инструментом, для неё пишут большое количество музыкальных произведений. Современную форму и размер классическая гитара приобрела в 19-м веке. Она называется классическая. Её создатель – испанский мастер Антонио Торрес. (слайд №5). В России в19-м веке было распространена семиструнная гитара.

Для изготовления гитар используют разные породы дерева. У простых и дешевых гитар корпус сден из фанеры, у качественных – из красного дерева или палисандра, так же используется клён. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.

Повторно звучит фрагмент сонаты №6 для скрипки и гитары Н. Паганини. (слайд №7)

- Сравните тембры звучания этих инструментов. (У скрипки – высокий, ясный, сильный, выразительный; у гитары – мягкий, тёплый, задушевный.)

Слайд№8

Рассмотрите репродукцию картины Андриана ван Остаде «Деревенские музыканты», что мы может услышать, глядя на нее? (Можем представить звучание виолончели.)

- Скажите, что-то есть общее у скрипки и виолончели? (Похожи по форме)

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов.

- Чем отличается от скрипки? Найдите информацию на слайде. (слайд№9)

Виолончель — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров.

Виолончель — обязательный участник струнного квартета.

В струнном квартете две скрипки, альт и виолончель (Слайды№10 и №11)

(Слайд №12)

Сегодня мы познакомимся с третьей частью струнного квартета А. П. Бородина. Она называется ноктюрн. ( О жанре ноктюрна рассказывают дети, которые подготовили домашнее задание) (слайд №13)

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!..

А. Фет (слайд №14)

Слушание Ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина

Это произведение композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

- Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»?

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна?

- Что усиливает пейзажность ноктюрна?

- Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью?

Мелодия ноктюрна, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе и виолончели – инструмента с низким, бархатистым, звучным тембром.

Ноктюрн из квартета №2 А. П. Бородина называют жемчужиной русской песенной лирики.

Закрепление материала.

- Что сегодня вы узнали на уроке?

- Как мы можем проверить наши знания? (Задать друг другу вопросы;

послушать музыку, определить звучание инструментов по тембру)

Работа в группах. Дети задают друг другу вопросы по материалу урока, оценивают ответы, исправляют ошибки.

Слушание пьесы П. Чайковского «Ноябрь. На тройке» в исполнении фортепиано, скрипки, виолончели. (Дети по группам имитируют игру на скрипке и виолончели)

Ребята, какая песня очень похожа по характеру на пьесу Чайковского? («Эх, зима!»)

Вокально-хоровая работа

Продолжение работы над песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима!»


Рефлексия. (продолжить фразу.) (слайд №15)

- Сегодня я узнал…

- Мне на уроке понравилось…

-Я научился…









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки на тему: "Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара"

Автор: Пешкова Елена Александровна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235854

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства