Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара»
Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,1 урок.
Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.
Задачи урока:
Личностные:
- развивать духовно-эстетические потребности ребенка;
- обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;
- развивать интерес к искусству;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Метапредметные:
- умение определять и осознавать цель урока;
- умение планировать задачи на урок;
Предметные:
- учить размышлять о содержании музыкального произведения;
- определять средства музыкальной выразительности;
- учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
- учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
- знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.
Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Музыкальная разминка. Звучит музыка. Дети узнают пьесу П. Чайковского «Январь. У камелька».
Повторное слушание пьесы в исполнении ансамбля «Концертино».
Что изменилось? (Звучат другие инструменты – струнные).
Тема урока: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, гитара».
Какие задачи можем поставить на уроке? (узнать об особенностях скрипки, виолончели, гитары; послушать музыку, написанную для этих инструментов; научиться различать струнные инструменты по тембру).
Слушание сонаты для скрипки и гитары Н. Паганини.
- Какой инструмент здесь солирует? (Скрипка)
- О чём говорит само название инструмента? (Скрипеть) (слайд №2)
Первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку принцессу. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре. Теперь скрипка считается королевой оркестра.
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму а вырезами по бокам, образующими «талию». На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена. Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из елеи. Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы. Смычок – аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста.
- Какой инструмент аккомпанирует скрипке? ( Это гитара).
В средние века гитара была распространена в Испании (Испанская гитара). К концу 18-го века в процессе эволюции гитара приобретает 6 струн, становится очень популярным инструментом, для неё пишут большое количество музыкальных произведений. Современную форму и размер классическая гитара приобрела в 19-м веке. Она называется классическая. Её создатель – испанский мастер Антонио Торрес. (слайд №5). В России в19-м веке было распространена семиструнная гитара.
Для изготовления гитар используют разные породы дерева. У простых и дешевых гитар корпус сден из фанеры, у качественных – из красного дерева или палисандра, так же используется клён. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.
Повторно звучит фрагмент сонаты №6 для скрипки и гитары Н. Паганини. (слайд №7)
- Сравните тембры звучания этих инструментов. (У скрипки – высокий, ясный, сильный, выразительный; у гитары – мягкий, тёплый, задушевный.)
Слайд№8
Рассмотрите репродукцию картины Андриана ван Остаде «Деревенские музыканты», что мы может услышать, глядя на нее? (Можем представить звучание виолончели.)
- Скажите, что-то есть общее у скрипки и виолончели? (Похожи по форме)
Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов.
- Чем отличается от скрипки? Найдите информацию на слайде. (слайд№9)
Виолончель — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо?льших размеров.
Виолончель — обязательный участник струнного квартета.
В струнном квартете две скрипки, альт и виолончель (Слайды№10 и №11)
(Слайд №12)
Сегодня мы познакомимся с третьей частью струнного квартета А. П. Бородина. Она называется ноктюрн. ( О жанре ноктюрна рассказывают дети, которые подготовили домашнее задание) (слайд №13)
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!.
А. Фет (слайд №14)
Слушание Ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина
Это произведение композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
- Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»?
- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна?
- Что усиливает пейзажность ноктюрна?
- Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью?
Мелодия ноктюрна, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе и виолончели – инструмента с низким, бархатистым, звучным тембром.
Ноктюрн из квартета №2 А. П. Бородина называют жемчужиной русской песенной лирики.
Закрепление материала.
- Что сегодня вы узнали на уроке?
- Как мы можем проверить наши знания? (Задать друг другу вопросы;
послушать музыку, определить звучание инструментов по тембру)
Работа в группах. Дети задают друг другу вопросы по материалу урока, оценивают ответы, исправляют ошибки.
Слушание пьесы П. Чайковского «Ноябрь. На тройке» в исполнении фортепиано, скрипки, виолончели. (Дети по группам имитируют игру на скрипке и виолончели)
Ребята, какая песня очень похожа по характеру на пьесу Чайковского? («Эх, зима!»)
Вокально-хоровая работа
Продолжение работы над песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима!»
Рефлексия. (продолжить фразу.) (слайд №15)
- Сегодня я узнал…
- Мне на уроке понравилось…
-Я научился…