kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю сценарий урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений Музыка 1 -7 классы; 3-е издание. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Что роднит музыку с литературой", раздел I полугодия: "Музыка и литература", Цель урока: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Используемые источники информации: Методическое пособие: Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы; Учебник: Музыка 5 класс / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". »

УРОК № 1





МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.



Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».








Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля

2014г.


Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.


Задачи урока:

        • формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

        • развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

        • выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;

        • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

        • учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

        • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

        • уметь сравнивать музыкальные произведения


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Планируемые результаты изучения:


Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».














Ход урока.


I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса


II. Основная часть.


1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

- Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

- А почему?

- Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.


2. Формулирование темы урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

- Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


План урока: (Слайд №5)

  • Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

  • Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

  • Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

  • Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

  • Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?



3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

- Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

- Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

  • Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

  • Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

  • Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

  • Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

  • Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

- Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

- П.И. Чайковский.

- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

На следующем слайде (Слайд №12) вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?

Чтение стихотворения.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

Слушание.

- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

- Да.

- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

- Какой напрашивается вывод?

Ответы учащихся: - Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.

- А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

- Сделайте вывод по уроку.

Ответы учащихся:

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.



IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания?

(самооценка, взаимооценка)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация  урока музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153106"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420971732"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока-рассуждения на тему: "Что в сердце нашем самое святое?" (по рассказу Е.Носова "Кукла") "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-rassuzhdieniia-na-tiemu-chto-v-sierdtsie-nashiem-samoie-sviatoie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla"
    ["file_id"] => string(6) "185478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182714"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок музыки в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-muzyki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193873"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427706740"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Что роднит музыку с литературой». "
    ["seo_title"] => string(33) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "186496"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426351121"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-pisatieli-i-poety-o-muzykie-i-muzykantakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "247366"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446550957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства