kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие:

Добрый день, добрый день!

Говорим мы каждый день.

Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Здравствуйте учитель!

            Здравствуйте ребята!

           Здравствуйте учитель!

           Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.

-Дайте определение вокальной музыки.

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)

Существует очень много жанров вокальной музыки.  Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и  подумаем о каком жанре пойдет речь.

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Конечно же  это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.

Давайте  вспомним, в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»

Правильно это песня «Школа»

Исполнение песни.

-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

-Как будет называться такое произведение? (вокализ)

-Дайте определение вокализа.

-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)

-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

 Просмотр видео фрагмента вокализа

«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»

      так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных  . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.

Песня русская в березах,

- На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез, столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие, что охота подпевать…

 Столько песен у России, -

 Никому не сосчитать

    С. Есенин

Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской

-эта песня композиторская или народная?

-Чем отличается народная песня от композиторской?

А сейчас для вас игра  «Собери слоги – назови жанр народной песни»

Е ис ри то чес  ки

Лы ко ны е бель

Датс ки  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу 

 е деб сва ны

туш час ки

Хо вод е ны ро

-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки.»

«А я по лугу»

«Во поле береза стояла»

-А как бы вы дали определение  частушке?

      Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,

 Мы не заволнуемся,                                Все контрольные работы

                                                                   На пятерочки сдала.

                                                                  

Мы, как видите, красавцы,

 И сердца у нас горят

                                                                 Ни один мальчишка в классе

                                                                 Не угонится за мной

Я читаю очень быстро,

       В школе все гордятся мной

                                                                  Да к тому же мастера мы

                                                                  Петь частушки для девчат

.

Ах, как мне не погордиться

Хороши мои дела,

                                                                  Мы поучимся на славу

                                                                  И посоревнуемся

А сейчас мы немного попутешествуем. И из России мы отправляемся в Италию.  Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?

Слушание   Ф. Шуберт «Баркарола»

-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).

Назовите автора произведения.(портрет)

Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и  определим что сейчас прозвучит  :  романс или серенада. 

Слушание М. Глинка «Жаворонок»

.  кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)

Ну и  конечно же серенада. Серенада-это………….(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.

Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».

-А что такое шлягер? Определение

 Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой

Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке.(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

Исполнение песни «Земля полна чудес»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе »

Урок музыки в 5 классе


Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование: фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.


Ход урока

Орг. момент.

Приветствие:

Добрый день, добрый день!

Говорим мы каждый день.

Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!


Сообщение темы урока


Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.

-Дайте определение вокальной музыки.

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)


Существует очень много жанров вокальной музыки. Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и подумаем о каком жанре пойдет речь.


Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Конечно же это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка. Происходит синтез искусств.

Давайте вспомним , в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»

Правильно это песня «Школа»

Исполнение песни.

-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

-Как будет называться такое произведение? (вокализ)

-Дайте определение вокализа.

-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)

-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

Просмотр видео фрагмента вокализа


«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»

так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.



Песня русская в березах,

- На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать

С. Есенин

Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской

-эта песня композиторская или народная?

-Чем отличается народная песня от композиторской?


А сейчас для вас игра «Собери слоги – назови жанр народной песни»

Е ис ри то чес ки

Лы ко ны е бель

Датс ки сол е

До тру вы е

со вы пля е

ри чес ли ки е

е точ ны шу

е деб сва ны

туш час ки

Хо вод е ны ро


-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки..»

«А я по лугу»

«Во поле береза стояла»

-А как бы вы дали определение частушке?


  • Творческое задание «Собери частушку».

  • Не смотрите так, девчонки,

  • Мы не заволнуемся, Все контрольные работы

  • На пятерочки сдала.

  • Мы, как видите, красавцы,

  • И сердца у нас горят

  • Ни один мальчишка в классе

  • Не угонится за мной

  • Я читаю очень быстро,

  • В школе все гордятся мной

  • Да к тому же мастера мы

  • Петь частушки для девчат

  • .

  • Ах, как мне не погордиться

  • Хороши мои дела,

  • Мы поучимся на славу

  • И посоревнуемся


А сейчас мы немного попутешествуем . И из России мы отправляемся в Италию. Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?

Слушание Ф. Шуберт «Баркарола»

-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).

Назовите автора произведения.(портрет)


Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и определим что сейчас прозвучит : романс или серенада.


Слушание М. Глинка «Жаворонок»

. кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)

Ну и конечно же серенада. Серенада-это…………..(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.


Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».

-А что такое шлягер? Определение

Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой


Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке .(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

Исполнение песни «Земля полна чудес»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок музыки в 5 классе

Автор: Быстрова Раиля Альфридовна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Комплексный самоанализ урока музыки"
    ["seo_title"] => string(36) "komplieksnyi_samoanaliz_uroka_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "382045"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485004969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока музыки на тему:"Музыкальные инструменты. Звучащие картины""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_muzyki_na_tiemu_muzykal_nyie_instrumienty_zvuc"
    ["file_id"] => string(6) "446005"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513946903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока музыка 2 кл "Музыка Осени""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dlia_uroka_muzyka_2_kl_muzyka_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "378042"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства