Урок-рассуждение
« Что в сердце нашем самое святое?»
(по рассказу Е.Носова « Кукла», 7 класс)
Ход урока.
Цель урока: 1. Выяснить нравственный смысл рассказа.
Задачи урока 1.Формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.
2.Воспитывать в учащихся чувства сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла.
3.Показать протест писателя против безразличного отношения к окружающему миру, против равнодушия сегодняшнего дня.
Дидактическое пространство: мультимедийная установка;
презентация к уроку;
видеоролик к уроку;
музыка П.И. Чайковского
Чтение ученицей наизусть стихотворения К.Случевского « Кукла»
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась.
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение К. Случевского « Кукла». Как вы думаете, почему наш урок мы начали с чтения этого стихотворения? В чём сходство этих произведений? А чем они отличаются? (ответы учащихся)
Учитель: Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о рассказе Е.Носова «Кукла». Дома вы прочитали его, поработали с текстом и выполнили ряд заданий опережающего характера.
Автор рассказа Е. И.Носов, талантливый писатель 60-х годов, совсем юным попал на фронт, тяжелое ранение вернуло его в тыл
В литературу пришёл не через литературные институты, а через жизнь, через журналистскую деятельность. Его произведения зримо и живописно рассказывают об увиденном, услышанном и пережитом.
Человек с крестьянскими корнями, прошедший через ад войны и поэтому знающий цену мирной жизни, человек, повидавший много жестокости, поэтому не умеющий наблюдать её равнодушно; знаток и любитель природы, поэтому не терпящий вандализма по отношению к ней. Всё это мы с вами видим в его рассказе.
Итак, рассказ «Кукла» и тема нашего урока « Что в сердце нашем самое святое?». ( запись в рабочих тетрадях)
Учитель: Ваше впечатление после прочтения? Чем интересен рассказ? (ответы учащихся)
Учитель: Мы вместе попытаемся раскрыть нравственный смысл произведения, Да, автор поднимает проблемы, которые должны волновать всех: безразличное отношение людей друг к другу, жестокость по отношению к природе, проблему о том, как жить дальше, чтобы мир стал добрее. Мы будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения.
А сейчас обратимся к началу рассказа, где автор вдохновенно описывает картину природы, реки. ( «В не так далекое время…» до «хозяин-сом»)
Учитель: Какими эпитетами автор описывает её величие и силу?
( делает поворот с таким норовом, что крутит весь омут, обратно круговое течение тяжко обрушивается подмытый берег, и полоснет хозяин-сом)
Уже в этом отрывке звучат тревожные ноты, омрачают восторженное настроение.
С чем это связано? Кто же повинен в том, что в реке столько мусора? ( ответы учащихся)
Учитель: Прошло несколько лет…
Что произошло за это время с рекой? Что говорит об этом рассказчик? ( ответы учащихся)
Учитель: Что произошло? Да, за несколько лет река из полноводной и сильной, где жили хозяева-сомы, превратилась в мелкую речушку, а местами в болото. О чем мы задумываемся, читая эти строки?
(Человек постепенно губит родную природу, это беспокоит автора, он переживает. Мы видим результат бездумного отношения человека к природе и чувствуем вину перед природой за её трагическое состояние) Автор поднимает актуальную во все времена экологическую проблему, проблему сохранения природы.
Учитель: Именно на фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч? Что связывает автора с ним? ( ответы учащихся)
Учитель: А как о человеке что вы можете о нем сказать? Какой он человек?
(беспокойный, неравнодушный. Он не просто любит природу, он относится у ней бережно, страдает, видя погибающую природу)
Учитель: Подтвердите это текстом (ответы учащихся)
Учитель: Устами Акимыча Носов убеждает нас в том, что люди утратили в себе что-то очень важное, забыли о своем долге перед природой, человек рвет связи с ней.
Новая встреча рассказчика с Акимычем. Каким мы видим Акимыча?
Учитель: Что значит «заклинило»? (Это душевное состояние человека)
Учитель: Чем обеспокоен Акимыч? Здесь автор использует метод контраста.
Вдруг прерывает грустное размышления описанием природы, создающим ощущение праздника.
Учитель: Какие детали подчеркивают праздность картины?
( ребячьи выкрики, молодые голоса)
Учитель: И ничто вроде не предвещало беды. Что происходит? Почему Акимыч шел молча и только обронил «вот смотри»? ( ответы учащихся)
Учитель: Опишите куклу.
Какое чувство вызвал у вас этот эпизод? А вам доводилось видеть такую картину? Как вы относитесь к этому?
Учитель : Да, на фоне яркой природы эта изуродованная кукла выглядит ещё страшнее, мы видим трагедию.
Носов описывает куклу как живого человека. И все же это кукла-игрушка. Почему так страдает Акимыч? Как он это объясняет?
Возможно, ребята, Акимычу виделось в эту минуту то, что изобразили художники на своих картинах? Какую вы видите связь между рассказом и этими иллюстрациями?
Учитель : Да, для Акимыча изуродованная кукла – это лицо войны, Это обезображенные тела солдат, это детство, искалеченное войной. Кукла напомнила пережитое во время войны. Но он страдает не только из-за этого. Что ещё глубоко ранит его душу? ( ответы учащихся)
Учитель : Акимыч понимает, что убивший куклу может дойти и до убийства человека. Чтобы этого не допустить, нужно воспитать мысль о ценности человеческого существа. А для этого нужно видеть не только глазами, но и сердцем и душой.
Учитель: Назовите всех героев, которые прямо или косвенно связаны с истерзанной куклой. ( ответы учащихся)
Учитель: Почему люди оказались безучастными? Как это объясняет Акимыч? ( ответы учащихся)
Учитель : Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу.
« Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре. За поворотом школьной ограды…принялся копать яму…Акимыч рыл старательно, глубоко, как настоящую могилу, зарывшись по самый пояс. Принес охапку сена, выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату»
Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Похороны куклы» Она поможет вам понять чувства Акимыча.( Звучит пьеса П.И. Чайковского)
А какие чувства испытали вы? ( ответы учащихся)
Учитель: Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча «Всего не закопать…»
Как вы понимаете эти слова? ( ответы учащихся)
Учитель: Ребята, на экране перечислены пороки человеческой личности. Выберите из них те, которые присущи неизвестному, растерзавшему куклу.
А какие присущи остальным героям?
А какой порок из перечисленных самый страшный?
(равнодушие, оно может привести к злу, жестокости, преступлению)
Польский писатель Бруно Ясенский сказал: « Не бойся…»
Учитель: Так какой урок нам преподает Е И. Носов?(ответы учащихся)
Учитель: Он заставляет задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить: добрые или злые. Согласитесь, что и кукла и природа-все на совести человека.
Учитель: Обратимся к словам Акимыча и продолжим их
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» Какой же ты человек? Что в сердце нашем самое святое?
Учитель: Я желаю вам, ребята, чтобы ваши души не ослепли и не оглохли к чужой боли. Растите добрыми и внимательными ко всему, не будьте равнодушными.
Домашнее задание: Я бы не хотела, чтобы наши размышления не закончились на этом уроке. Поэтому предлагаю вам подумать и дать развернутый ответ на вопрос «Что в сердце нашем самое святое?»
Учитель: К образу куклы обращались многие писатели. Вспомните, в каких произведениях куклы сыграли свою роль в жизни героев
Показ слайдов и видеоролика: В. Короленко «Дети подземелья», В.Гюго « Козетта», Ю.Олеша « Три толстяка», Л.Толстой «Кавказский пленник».
Обращение к выставке книг Е.И.Носова