Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Урок музыки, 5 класс.
«То ремесло, что ты постиг,
ценней богатства всех владык»
Народная мудрость
Цели:
образовательная – познакомить с биографией А.П. Бородина, фрагментом его
«Квартета № 2», басней И.А. Крылова «Квартет»;
развивающая – умение слушать и анализировать музыкальные произведения,
сопоставлять, связывать их с жизнью, развивать певческие навыки;
воспитательная – формирование добросовестного отношения к труду, понимание того,
что любому делу нужно учиться.
Музыкальный материал: А.П. Бородин «Квартет № 2»,
Г.М. Азаматова – Бас «Всё очень просто»
Оборудование: портреты И.А. Крылова, А П. Бородина, «Правила общения»,
наглядный материал.
ХОД УРОКА:
1.Организация классного коллектива.
Звучит музыка. (фрагмент «Квартета № 2 А.П. Бородина»
-Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы вновь будем путешествовать
по чудесной стране Музыки. Я хочу предложить вам правила, которыми мы будем пользоваться в процессе работы:
Внимательно слушать
Быть активным
Не перебивать собеседника
Уважать мнение другого
Быть старательным
2. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сообщение темы, целей урока.
- Наша жизнь немыслима без музыки. Музыка всегда и всюду сопровождает нас.
И, конечно же о музыке написаны литературные произведения: стихи, сказки, басни.
-С какими литературными произведениями вы уже встречались? ( сказка «Бременские музыканты, норвежская народная песня «Волшебный смычок»)
- Название литературного произведения, с которым мы сегодня познакомимся вы узнаете ответив на мои вопросы.
(На доске наборное полотно: рисунок закрытый карточками с записанными на них музыкальными терминами. Учащиеся отвечают на вопросы, карточка с правильным ответом убирается.)
Вопросы:
- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица передают свои мысли и чувства пением. (опера).
- Самый высокий по звучанию струнно-смычковый инструмент. (скрипка)
- Музыкальная форма, в которой тема повторяется с изменениями.(вариации)
- Песня без слов. (вокализ)
- Человек хорошо знающий своё дело. (мастер)
- Ансамбль из четырёх исполнителей. (квартет)
- Что изображено на появившейся картинке?
(Струнный квартет)
- Из каких инструментов состоит струнный квартет? (две скрипки, альт, виолончель)- «Квартет» - название басни знаменитого русского писателя И, А, Крылова.
- Что такое басня? (- это краткое повествование, имеющее аллегорический смысл и поучительный характер)
- Аллегория – это иносказание.
Прослушивание художественного чтения басни.
- Почему героям басни не удалось исполнить музыку?
- Басня говорит о том, что любому делу нужно учиться, прилагать старания, уделять много времени, только тогда можно получить хороший результат.
- Какие вы знаете пословицы о труде?
(без труда не выловишь и рыбки из пруда, терпение и труд всё перетрут, дело мастера боится, трудно в учении легко в бою, …)
Поскольку истинной музыки у горе-музыкантов не получилось, послушаем по-настоящему красивую музыку русского композитора XIX века Александра Парфирьевича Бородина. Незаурядная одарённость Бородина проявлялась многогранно во всяком деле, за которое он брался. Он закончил медико-хирургическую академию, был талантливым химиком, членом Парижского и Немецкого общества химиков. Был другом Д. Менделеева – автора таблицы химических элементов. С детства отличался большой музыкальностью, играл на флейте, фортепиано, виолончели. Он говорил: «Я живу хорошо. Работаю много и с толком.»
- Мы сегодня прослушаем третью часть «Квартета № 2» А. П. Бородина, которая называется НОКТЮРН, что значит - ночная песнь.
(Звучит НОКТЮРН)
- Определите настроение, характер мелодии.
- Настроение музыки мягкое, нежное, певучее. Характер песенный. Мелодия льющаяся, немного задумчивая. Инструменты будто разговаривают друг с другом.
- Кого называют МАСТЕРОМ?
- Мастером называют того, кто хорошо работает, знает хорошо своё дело. Он умелый, изобретательный, профессионал.
Вокальная работа.
Распевание «Как под горкой под горой» со словами и на разные слоги.
Прослушивание песни Г. Азаматовой-Бас «Всё очень просто»
Исполнение песни.
Обобщение изученного материала.
- Что нового узнали на уроке?
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
- Согласны ли вы с народной мудростью?
Оценивание учащихся.
Итог урока.
- Во всякой работе необходимо старание и умение, тогда всё получится.