Класс: 7
Предмет: русская словесность
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Поэты и музыканты ХХ века о Великой Отечественной войне.
Цель: - образовательная:
- теоретический аспект – закрепить и расширить знания учащихся о поэзии и музыке о ВОВ, появившейся в ХХ веке;
- практический аспект - отрабатывать умение выразительного чтения, пения в хоре, дуэтом, квартетом, чтения прозы, актёрские способности, умение слушать.
- развивающая: развивать познавательный интерес через применение ИКТ; творческие способности учащихся, психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), развивать эстетические вкусы, эмоционально-чувственную сферу;
- воспитательная: содействовать воспитанию патриотизма,
Тип урока: урок закрепления и усовершенствования знаний
Вид урока: урок - концерт
Оборудование: иллюстративный материал, видео, аудио материал, презентация урока, хор учащихся.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
Вступительное слово учителя.
«Когда гремит оружие, музы молчат», - это восходящее к древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей отечественной войне. На фронт ушло 1215 поэтов и писателей, 400 из них не вернулись назад. Их имена бессмертны, бессмертными их сделали стихи, рассказы, повести, романы. Покуда мы будем читать их произведения, они будут жить. Человек умирает тогда, когда умирает память о нём…
Танец «Марш юных барабанщиц» (танцевальная группа)
III. Этап закрепления и углубления знаний.
Звучит музыка Моцарта «Реквием» (на его фоне чтение стиха)
Чтец 1: Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы – память по утрам поют,
и ветер – память целый день лепечут.
Чтец 2. Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит, и пасть не может.
Чтец 1. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды
унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 г. Осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа.
Чтец 3: Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второе,
Спали дети,
зрели яблоки в саду.
Чтец 2. Год 1941, 22июня. Диктор
От Советского информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали ее границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши
города»
4 чтец. Началась ВОВ.
Уже 24 июня 1941года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стих- е
Лебедева –Кумача «Священная война». Д. Ортенберг, редактор «Красной звезды» вспоминает: «Вызвал многоопытного литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему»:
- Дайте срочно стихи в номер…
Получив задание, он стал звонить поэтам, случайно наткнулся на Лебедева –Кумача.
- Василий Иванович, газете нужны стихи. -Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи должны быть непременно утром.
- Будут.
На следующий день Лебедев - Кумач принес стих-е, оно начиналось так:
«Вставай, страна огромная
Вставай на смертный бой»…
А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал её композитор Александр Васильевич Александров, и называлась она «Священная война».
Зв.песня «Священная война» (1 куплет).
6 Чтец. "Родина" отрывок из поэмы Р.Рождественского"Реквием"
Страница «Белоруссия». Видео песня «Белоруссия»(1 куплет)
Показ слайда «Хатынь»
1- чтец: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.
2- чтец: 3 года длились черные дни оккупации Белоруссии. За это время фашисты уничтожили 9200 сел, превратили в руины 209 городов, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн. 200 тысяч советских граждан. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.
Звон колоколов.
3 чтец: Слышали вы в Хатыни (см в файле)
Звон колоколов.
4 чтец: Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.
5 чтец: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. (Звон колоколов)
6 Чтец: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. (далее см. по тексту)
Показ слайда
8 чтец: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще семьдесят пять таких, как он. В этот же день в эту могилу легло 149 человек (см в файле)
Показ слайда
9. Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановкий, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне «нет»! ( далее см в файле)
Видео песня «Белоруссия» (2 куплет)
3 страница «Грузия»
Показ слайда
Учитель: В страшные годы ВОВ все народы поднялись на защиту своей страны: белорусы, украинцы, казахи, узбеки, грузины…
Булат Окуджава – это имя, наверное, знакомо многим: отец-грузин, мать- армянка, вырос в Москве, на Арбате. В начале войны работал токарем на оборонном заводе.
В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил в запасном минометном дивизионе, затем был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом. Ранение под Моздоком, после госпиталя был связистом.
Звучит песня «До свидания, мальчики»(1 куплет)
( далее см в файле)
5 - чтец: 25 августа 1944г. Мусса Джалиль был казнен. Перед смертью он пишет:
Пел я, весеннюю свежесть почуя, (см. далее по тексту)
6 – чтец: 23 апреля 1945 г. 79-й стрелковый корпус Советской Армии ворвался во двор тюрьмы Маобит. За этой серой кирпичной стеной уже никого не было. Лишь ветер носил по двору обрывки бумаг, ворошил страницы каких-то книг. Кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я татарский поэт Мусса Джалиль, заключен в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут от меня привет товарищам писателям в Москве, сообщат семье». Так был найден пропавший без вести Муса Джалиль. Стихи спасли Джалиля от смерти. Они дали ему бессмертие.
7 Чтец. "Я вижу зарю над колючим забором."
Звучит песня «Бухенвальдский набат»
Показ слайда «Твардовский»
Ведущий: Представителем советской поэзии является поэт Александр Твардовский. Его поэму «Василий Теркин» часто называют энциклопедией ВОВ, так как в ней есть все: и жизнь, и смерть, и слезы, и любовь:
1. Переправа, переправа (см. далее по тексту)
2. Плясуны на пару пара
1. И бежит шофер тот самый,
Опасаясь опоздать.
2. И увиделось впервые,
Не забудется оно;
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
1.И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Звучит попурри из песен: «Смуглянка», «На позицию девушка.», «В землянке»
«Славное море, священный Байкал» и другие.
Звучит домбра. Показ слайда «Жамбыл Жабаев»
1 чтец: Забудут люди, но помнят потомки?! (Ж.Жумабаев)
Ведущий: - Назовите героев - казахстанцев ВОВ.
- Назовите поэтов, писавших о ВОВ.
- Назовите песни о ВОВ, написанными казахстанскими поэтами, музыкантами.
- Назовите памятные места в городе Костанае, связанные с днями Великой Отечественной войны.
2 чтец: Жамбыл Жабаев… с огромным творческим напряжением работал почти столетний акын в годы ВОВ. Его поэзия вдохновляла советских людей на подвиги на фронте и в тылу, вселяла уверенность в победу. Песни Жамбыла в годы войны были популярны.
Но особое место в творчестве Жамбула занимает знаменитая песня «Ленинградцы, дети мои!»
3 чтец: Тот, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941 – 1942 года, никогда не забудет поэтического послания, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941г.
"Ленинградцы, дети мои!" - чтение
Показ слайда «г. Алматы. Музей»
4 чтец: Золотыми буквами в славную историю казахского народа вписаны имена генерала Панфилова, БауржанаМомышулы, АлииМолдагуловой, МаншукМаметовой, Султана Баймагамбетова…
Звучит домбра. Чтение стих-я: Песни поет народ: (см далее по тексту)
Звучит песня «Алия» (на казахском языке)
Показ слайда
Чтец. Когда Маншук исполнилось 19 лет, началась ВОВ. Девушка была вне себя от гнева. Голубое небо в ее глазах сразу потеряло свою яркость, выцвело. Снежные вершины гор поседели. Сады стали пыльными. ( смотри далее по М.Козыбаеву, С.Чеснову)
Чтец. "Победа" - отрывок из поэмы "Реквием" Р.Рождественский.
Звучит песня «А нам нужна одна победа»
Звучит музыка. Кабалевский «Реквием» на её фоне чтение
Чтец. Вечная слава героям! - отрывок из поэмы Р.Рождественского "Реквием"
Ведущий: В память о тех, кто не вернулся с поля боя, кто погиб, защищая наше будущее,
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Чтец: (Показ слайда)
Весь под ногами шар земной. (см далее по тексту С.Щипачёв)
Звучит музыка.
Танцевальная группа исполняет «Танец юных барабанщиц»
Заключительное слово учителя.
IV. Рефлексия
- Что было новым?
- Что было интересным?
- Что прочитаете дополнительно в ВОВ?
- Чем был для вас сегодняшний урок?
V. Этап оценивания
VI. Инструктаж по Д/З
- Написать сочинение-отзыв.
- Выучить наизусть стихотворение о войне.