kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 7

Предмет: русская словесность

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Поэты и музыканты ХХ века о Великой Отечественной войне.

Цель: - образовательная: 

 -  теоретический аспект – закрепить и расширить знания  учащихся о поэзии и музыке  о ВОВ, появившейся в ХХ веке;

   - практический аспект  - отрабатывать умение выразительного чтения, пения в хоре, дуэтом, квартетом, чтения прозы, актёрские способности, умение слушать.

   - развивающая: развивать познавательный интерес через применение ИКТ; творческие  способности учащихся, психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), развивать эстетические вкусы,  эмоционально-чувственную сферу;

    - воспитательная:   содействовать воспитанию патриотизма,

Тип урока: урок закрепления и усовершенствования знаний

Вид урока: урок - концерт

Оборудование: иллюстративный материал, видео, аудио материал, презентация урока, хор учащихся.

                                                    Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

Вступительное слово учителя.

    «Когда гремит оружие, музы молчат», - это восходящее к древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей отечественной войне.     На фронт ушло 1215 поэтов и писателей, 400 из них не вернулись назад. Их имена бессмертны, бессмертными их сделали стихи, рассказы, повести, романы. Покуда мы будем читать их произведения, они будут жить. Человек умирает тогда, когда умирает память о нём…

   Танец «Марш юных барабанщиц» (танцевальная группа)

III. Этап закрепления и углубления знаний.

Звучит музыка Моцарта «Реквием» (на его фоне чтение стиха)

Чтец 1: Я зарастаю памятью,

             Как лесом зарастает пустошь,

             И птицы – память по утрам поют,

             и ветер – память целый день лепечут.

Чтец 2. Но в памяти моей такая скрыта мощь,

              Что возвращает образы и множит

               Шумит, не умолкая, память – дождь,

               И память – снег летит, и пасть не может.

Чтец 1. Течет река  времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева  до Черного моря, двери войны.  Много воды

унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 г. Осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа.

Чтец 3: Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

Двадцать второе,

Спали дети,

 зрели яблоки в саду.

Чтец 2. Год 1941, 22июня. Диктор

От Советского информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали ее границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши

города»

4 чтец. Началась ВОВ.

Уже 24 июня 1941года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стих- е

Лебедева –Кумача «Священная война». Д. Ортенберг, редактор «Красной звезды» вспоминает: «Вызвал многоопытного литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему»:

- Дайте срочно стихи в номер…

Получив задание, он стал звонить поэтам, случайно наткнулся на Лебедева –Кумача.

- Василий Иванович, газете нужны стихи. -Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи должны быть непременно утром.

- Будут.

  На следующий день Лебедев - Кумач принес стих-е, оно начиналось так:

«Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой»…

   А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая  яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал её композитор Александр Васильевич Александров, и называлась она «Священная война».

 Зв.песня «Священная война» (1 куплет).

6 Чтец. "Родина" отрывок из поэмы Р.Рождественского"Реквием"

 Страница «Белоруссия».  Видео песня «Белоруссия»(1 куплет)

Показ слайда «Хатынь»

1- чтец: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом  и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.

      2- чтец: 3 года длились черные дни оккупации Белоруссии. За это время фашисты уничтожили 9200 сел, превратили в руины 209 городов, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн.           200 тысяч  советских граждан. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

Звон колоколов.

3 чтец: Слышали вы в Хатыни (см в файле)

Звон колоколов.

4 чтец: Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.

5 чтец: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. (Звон колоколов) 

6 Чтец: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин.  Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. (далее см. по тексту)

          Показ слайда

8 чтец: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще семьдесят пять таких, как он. В этот же день в эту могилу легло 149 человек (см в файле)

Показ слайда

9. Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановкий, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне «нет»! ( далее см в файле)

Видео песня «Белоруссия» (2 куплет)

3 страница «Грузия»

Показ слайда

Учитель: В страшные годы ВОВ все народы поднялись на защиту своей страны: белорусы, украинцы, казахи, узбеки, грузины…

    Булат Окуджава – это имя, наверное, знакомо многим: отец-грузин, мать- армянка, вырос в Москве, на Арбате. В начале войны работал токарем на оборонном заводе.

    В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил в запасном минометном дивизионе, затем был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом. Ранение под Моздоком, после госпиталя был связистом.

Звучит песня «До свидания, мальчики»(1 куплет)

( далее см в файле)

5 - чтец: 25 августа 1944г. Мусса Джалиль был казнен. Перед смертью он пишет:

Пел я, весеннюю свежесть почуя, (см. далее по тексту)

 6 – чтец: 23 апреля 1945 г. 79-й стрелковый корпус Советской Армии ворвался во двор тюрьмы Маобит. За этой серой кирпичной стеной уже никого не было. Лишь ветер носил по двору обрывки бумаг, ворошил страницы каких-то книг. Кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я татарский поэт Мусса Джалиль, заключен в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут от меня привет товарищам писателям в Москве, сообщат семье». Так был найден пропавший без вести Муса Джалиль. Стихи спасли Джалиля от смерти. Они дали ему бессмертие.

7 Чтец. "Я вижу зарю над колючим забором."

 Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Показ слайда «Твардовский»

Ведущий:  Представителем советской поэзии является поэт Александр Твардовский. Его поэму «Василий Теркин» часто называют энциклопедией ВОВ, так как в ней есть все: и жизнь, и смерть, и слезы, и любовь:

1.  Переправа, переправа (см. далее по тексту)

      2.  Плясуны на пару пара

        1.  И бежит шофер тот самый,

     Опасаясь опоздать.

 2.        И увиделось впервые,

             Не забудется оно;

             Люди теплые, живые

             Шли на дно, на дно, на дно…

1.И девчонки на вечерке

    Позабыли б всех ребят,

      Звучит попурри из песен: «Смуглянка», «На позицию девушка.», «В землянке»

                                                «Славное море, священный Байкал» и другие.

Звучит домбра. Показ слайда «Жамбыл Жабаев»

1 чтец: Забудут люди, но помнят потомки?! (Ж.Жумабаев)

Ведущий: - Назовите героев - казахстанцев ВОВ.

- Назовите поэтов, писавших о ВОВ.

- Назовите песни о ВОВ, написанными казахстанскими поэтами, музыкантами.

- Назовите памятные места в городе Костанае, связанные с днями Великой Отечественной войны.

2 чтец: Жамбыл Жабаев… с огромным творческим напряжением работал почти столетний акын в годы ВОВ. Его поэзия вдохновляла советских людей на подвиги на фронте и в тылу, вселяла уверенность в победу. Песни Жамбыла в годы войны были популярны.

Но особое место в творчестве Жамбула занимает знаменитая песня «Ленинградцы, дети мои!»

3 чтец: Тот, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941 – 1942 года, никогда не забудет поэтического послания, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941г.

"Ленинградцы, дети мои!" - чтение  

  Показ слайда «г. Алматы. Музей»

4 чтец: Золотыми буквами в славную историю казахского народа вписаны имена генерала Панфилова, БауржанаМомышулы, АлииМолдагуловой, МаншукМаметовой, Султана Баймагамбетова…

Звучит домбра. Чтение стих-я:  Песни поет народ: (см  далее по тексту)

 Звучит песня «Алия» (на казахском языке)

Показ слайда

Чтец. Когда Маншук исполнилось 19 лет, началась ВОВ. Девушка была вне себя от гнева. Голубое небо в ее глазах сразу потеряло свою яркость, выцвело. Снежные вершины гор поседели. Сады стали пыльными. ( смотри далее по М.Козыбаеву, С.Чеснову)

 Чтец. "Победа" - отрывок из поэмы "Реквием" Р.Рождественский.

Звучит песня «А нам нужна одна победа»

Звучит музыка. Кабалевский «Реквием» на её фоне чтение

 Чтец. Вечная слава героям! - отрывок из поэмы Р.Рождественского "Реквием"

Ведущий: В память о тех, кто не вернулся с поля боя, кто погиб, защищая наше будущее,

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтец: (Показ слайда)

Весь под ногами шар земной. (см далее по тексту С.Щипачёв)

 Звучит музыка.

Танцевальная группа исполняет «Танец юных барабанщиц»

Заключительное слово учителя.

IV. Рефлексия

- Что было новым?

- Что было интересным?

- Что прочитаете дополнительно в ВОВ?

- Чем был для вас сегодняшний урок?

V. Этап оценивания

VI. Инструктаж по Д/З

  1. Написать сочинение-отзыв.
  2. Выучить наизусть стихотворение о войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" »

Класс: 7

Предмет: русская словесность

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Поэты и музыканты ХХ века о Великой Отечественной войне.

Цель: - образовательная: 

 -  теоретический аспект – закрепить и расширить знания  учащихся о поэзии и музыке  о ВОВ, появившейся в ХХ веке;

   - практический аспект  - отрабатывать умение выразительного чтения, пения в хоре, дуэтом, квартетом, чтения прозы, актёрские способности, умение слушать.

   развивающая: развивать познавательный интерес через применение ИКТ; творческие  способности учащихся, психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), развивать эстетические вкусы,  эмоционально-чувственную сферу;

    - воспитательная:   содействовать воспитанию патриотизма,

Тип урока: урок закрепления и усовершенствования знаний

Вид урока: урок - концерт

Оборудование: иллюстративный материал, видео, аудио материал, презентация урока, хор учащихся.


                                                    Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

Вступительное слово учителя.

    «Когда гремит оружие, музы молчат», - это восходящее к древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941 – 1945 г.г. неизбежно придёт к выводу, что насквозь пронизывает поэзия – правда, в наибольшей степени в её музыке, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на души людей, и словно придаёт ей крылья, несущие по всей стране.

     На фронт ушло 1215 поэтов и писателей, 400 из них не вернулись назад. Их имена бессмертны, бессмертными их сделали стихи, рассказы, повести, романы. Покуда мы будем читать их произведения, они будут жить. Человек умирает тогда, когда умирает память о нём…

   Танец «Марш юных барабанщиц» (танцевальная группа)

III. Этап закрепления и углубления знаний.

Звучит музыка Моцарта «Реквием» (на его фоне чтение стиха)

Чтец 1: Я зарастаю памятью,

             Как лесом зарастает пустошь,

             И птицы – память по утрам поют,

             и ветер – память целый день лепечут.

Чтец 2. Но в памяти моей такая скрыта мощь,

              Что возвращает образы и множит

               Шумит, не умолкая, память – дождь,

               И память – снег летит, и пасть не может.

Чтец 1. Течет река  времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева  до Черного моря, двери войны.  Много воды

унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 г. Осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа.


Чтец 3: Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

Двадцать второе,

Спали дети,

 зрели яблоки в саду.

Чтец 2. Год 1941, 22июня. Диктор

От Советского информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали ее границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши

города»

4 чтец. Началась ВОВ.

Уже 24 июня 1941года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стих- е

Лебедева –Кумача «Священная война». Д. Ортенберг, редактор «Красной звезды» вспоминает: «Вызвал многоопытного литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему»:

- Дайте срочно стихи в номер…

Получив задание, он стал звонить поэтам, случайно наткнулся на Лебедева –Кумача.

- Василий Иванович, газете нужны стихи..

-Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи должны быть непременно утром.

- Будут.

  На следующий день Лебедев - Кумач принес стих-е, оно начиналось так:

«Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой»…

   А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая  яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал её композитор Александр Васильевич Александров, и называлась она «Священная война». Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны».

 Зв.песня «Священная война» (1 куплет).

5 чтец.  Впервые она прозвучала на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… знаете об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Еще!». Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…»

  Звучит песня «Священная война» (окончание)

6 Чтец. "Родина" отрывок из поэмы Р.Рождественского"Реквием"

 Страница «Белоруссия».  Видео песня «Белоруссия»(1 куплет)

Показ слайда «Хатынь»

1- чтец: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом  и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.

      2- чтец: 3 года длились черные дни оккупации Белоруссии. За это время фашисты уничтожили 9200 сел, превратили в руины 209 городов, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн.           200 тысяч  советских граждан. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

Звон колоколов.

3 чтец: Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется, ты в пустыне,

Выжжено все дотла –

В той, военной Хатыни

Плачут колокола.

Звон колоколов.

4 чтец: Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.

5 чтец: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. (Звон колоколов) Все человечество слышит этот звон. С гневом и болью рассказывают колокола о трагедии этой деревни, которая произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов в окружении задумчивого бора.

6 Чтец: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин. Они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор за то, что они белорусы – советские люди, за то, что они хотели жить в своем родном отечестве без фашистского «нового порядка». Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - удалось скрыться от гитлеровцев. К месту казни привели всех жителей. Там были семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми; Александры и Александра Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотько, самому маленькому, Юзику, исполнился год. Сюда пригнали стариков семьи Рудак, Миронович, Карабан, Желобкович.

7 чтец: Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня, расстреливали в упор

    Ах, горюшко, горе, сыночек родной!

    Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало! (lдалее см. по тексту)

          Показ слайда

8 чтец: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще семьдесят пять таких, как он. В этот же день в эту могилу легло 149 человек

 Люди погибли, но не покорились..

 Деревушка Хатынь… В чем же вина твоя,

Что  оккупанты за тысячу километров пришли,

Чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

Какое преступление перед миром совершил ЮзикИотко, которому исполнился всего  лишь год, или сын, Толик, Ядвиги Яцкевич семи недель отроду? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан и сотни, тысячи других детей? Кто даст ответ на этот вопрос?

Показ слайда

9. Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановкий, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне «нет»!

 10 чтец: В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко- фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь». Хатынь – памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом  бетонном дворе – колокол. (Рассказ учителя: Сегодня 29 дворов «Хатыни»

вылиты в бронзу и гранит. Подойдя к дому, ты увидишь открытую калитку. В импровизированном дворе на высокой стойке висит колокольчик. Когда на улице ветер, то он колышет этот колокольчик. И в это время над кладбищем Хатыни стоит жуткий звон).

                 Примолкнет звон у бывшей хаты крайней, 

               Но над другой плитой откликнется печально.

              И вдруг призывом этот звук

             Проймет до дрожи в теле:

            Не забывайте наших мук,

            Мы жить, мы жить хотели!

Звучат колокола (тонкие) 

11  чтец: Погибла Хатынь! Но на том месте,  (Показ слайда

 Где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс- Память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть От немецко-фашистских варваров

 Плачет камень,

Плачет камень

И вся вселенная скорбит,

12 чтец: Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти».

Люди добрые, помните:

Любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне.

Наша просьба ко всем:

Пусть скорбь и печаль обернуться в мужество ваше и силу,

Чтобы смогли вы  утвердить навечно мир и покой на земле,

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

13 чтец: И есть еще слова «На стене памяти» - наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Советской Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

Видео песня «Белоруссия» (2 куплет)

3 страница «Грузия»

Показ слайда

Учитель: В страшные годы ВОВ все народы поднялись на защиту своей страны: белорусы, украинцы, казахи, узбеки, грузины…

    Булат Окуджава – это имя, наверное, знакомо многим: отец-грузин, мать- армянка, вырос в Москве, на Арбате. В начале войны работал токарем на оборонном заводе.

    В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил в запасном минометном дивизионе, затем был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом. Ранение под Моздоком, после госпиталя был связистом.

Звучит песня «До свидания, мальчики»(1 куплет)

1 чтец: Булат Окуджава говорил: «Я не пел гордых гимнов.., не пел окопной каше».

  Он говорил правду:

Помоги мне. Спасите меня.

Я не хочу умереть... (см. далее по тексту)

2 чтец. Я познакомился с тобой, война.

У меня на ладонях большие ссадины.

В голове моей – шум

Спать хочется... (см. далее по тексту)

 Смотрим видео. Кадры из фильма «Офицеры» (наступление танков)

Звучит песня «Хотят ли русские войны»

4 страница  (Концлагерь.Муса Джалиль) (Показ слайда)

1 - чтец: - Ещё до нападения на Советский Союз, в мае 1940 г. руководство фашистской Германии приступило к разработке плана покорения народов Восточной Европы, получившего название «Ост». Согласно этому чудовищному плану предусматривалась ликвидация нашей страны как единого целого. Планировалось выселить значительную часть населения СССР. А до начала выселения на оккупированных территориях ставились задачи истребить 30 млн. русских, 5-6 млн. евреев.

    2 -  чтец: -  На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти и концлагеря. Тысячи тюрем и гетто. Производились зверские расправы с местным населением. Только в Бабьем Яре оккупанты уничтожили 195 тысяч человек.

   Первоначально концентрационные лагеря: Бухенвальд, Дахау, Заксенхаузен, Ораниенбург, Рювенсбрюг - были созданы на немецкой территории после прихода гитлеровцев к власти в 1933 году с целью изоляции и репрессирования противников нацистского режима. В ходе Второй Мировой войны 1939- 45 г были созданы многочисленные новые лагеря особенно на территории Польши (Освенцим, Майданек, Треблинка, Сабибур, Саласпилс).

   Эти концентрационные лагеря были оснащены газовыми камерами и крематориями, позволявшими проводить невиданное уничтожение людей. Из 18 млн. граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран погибло 11 млн. человек. Зверски был убит Эрнст Тельман, генерал-лейтенант Советской Армии Д.М.Карбышев, Муса Джалиль.

 3 – чтец.  Сегодня как грозное напоминание о прошлом звучат названия лагерей смерти. Запомните их: Бухенвальд, Дахау, Заксенхаузен, Ораниебург,  женский лагерь Рювенсбрюг,

Освенцим, Майданек, Треблинка, Собибур, детский лагерь Саласпилс.

Звучит музыка «Вокализ»

Люди,

Покуда сердца стучаться,

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!!!

Показ слайда

4 – чтец: Одним из узников фашистских  лагерей был татарский поэт Мусса Джалиль. Он явился автором цикла стихов «Маобитская тетрадь».

В первые дни войны Муса Джалиль организует подпольную группу, устраивает побеги военнопленных, пишет и распространяет листовки и стихи. Его выдает предатель. Джалиля

заключают в одиночную камеру Маобитской тюрьмы в Берлине, приговаривают к смертной казни. Но поэт-коммунист не сдается, в эти последние недели своей жизни он пишет стихи, полные жгучей ненависти к фашизму и горячей любви к Родине:

Беситесь, убивайте – страху нету.

Пусть ты в неволе, но вольна душа.

Лишь клок бумаги чистой бы поэту,

Огрызок бы ему карандаша

5 - чтец: 25 августа 1944г. Мусса Джалиль был казнен. Перед смертью он пишет:

Пел я, весеннюю свежесть почуя, (см. далее по тексту)

 6 – чтец: 23 апреля 1945 г. 79-й стрелковый корпус Советской Армии ворвался во двор тюрьмы Маобит. За этой серой кирпичной стеной уже никого не было. Лишь ветер носил по двору обрывки бумаг, ворошил страницы каких-то книг. Кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я татарский поэт Мусса Джалиль, заключен в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут от меня привет товарищам писателям в Москве, сообщат семье». Так был найден пропавший без вести Муса Джалиль. Стихи спасли Джалиля от смерти. Они дали ему бессмертие.

7 Чтец. "Я вижу зарю над колючим забором..."

 Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Показ слайда «Твардовский»

Ведущий:  Представителем советской поэзии является поэт Александр Твардовский. Его поэму «Василий Теркин» часто называют энциклопедией ВОВ, так как в ней есть все: и жизнь, и смерть, и слезы, и любовь:

1.  Переправа, переправа (см. далее по тексту)

      2.  Плясуны на пару пара

        1.  И бежит шофер тот самый,

     Опасаясь опоздать.

 2.        И увиделось впервые,

             Не забудется оно;

             Люди теплые, живые

             Шли на дно, на дно, на дно…

1.И девчонки на вечерке

    Позабыли б всех ребят,

      Звучит попурри из песен: «Смуглянка», «На позицию девушка..», «В землянке»

                                                «Славное море, священный Байкал» и другие.

Звучит домбра. Показ слайда «Жамбыл Жабаев»

1 чтец: Забудут люди, но помнят потомки​! (Ж.Жумабаев)

Ведущий: - Назовите героев - казахстанцев ВОВ.

- Назовите поэтов, писавших о ВОВ.

- Назовите песни о ВОВ, написанными казахстанскими поэтами, музыкантами.

- Назовите памятные места в городе Костанае, связанные с днями Великой Отечественной войны.

2 чтец: Жамбыл Жабаев… с огромным творческим напряжением работал почти столетний акын в годы ВОВ. Его поэзия вдохновляла советских людей на подвиги на фронте и в тылу, вселяла уверенность в победу. Песни Жамбыла в годы войны были популярны.

Но особое место в творчестве Жамбула занимает знаменитая песня «Ленинградцы, дети мои!»

3 чтец: Тот, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941 – 1942 года, никогда не забудет поэтического послания, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941г.

"Ленинградцы, дети мои!" - чтение  

  Показ слайда «г. Алматы. Музей»

4 чтец: Золотыми буквами в славную историю казахского народа вписаны имена генерала Панфилова, БауржанаМомышулы, АлииМолдагуловой, МаншукМаметовой, Султана Баймагамбетова…

Звучит домбра. Чтение стих-я:  Песни поет народ: (см  далее по тексту)

 Звучит песня «Алия» (на казахском языке)

Показ слайда

Чтец. Когда Маншук исполнилось 19 лет, началась ВОВ. Девушка была вне себя от гнева. Голубое небо в ее глазах сразу потеряло свою яркость, выцвело. Снежные вершины гор поседели. Сады стали пыльными. ( смотри далее по М.Козыбаеву, С.Чеснову)

 Чтец. "Победа" - отрывок из поэмы "Реквием" Р.Рождественский.

Звучит песня «А нам нужна одна победа»

Звучит музыка. Кабалевский «Реквием» на её фоне чтение

 Чтец. Вечная слава героям! - отрывок из поэмы Р.Рождественского "Реквием"

Ведущий: В память о тех, кто не вернулся с поля боя, кто погиб, защищая наше будущее,

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтец: (Показ слайда)

Весь под ногами шар земной. (см далее по тексту С.Щипачёв)

 Звучит музыка.

Танцевальная группа исполняет «Танец юных барабанщиц»

Заключительное слово учителя.

IV. Рефлексия

- Что было новым?

- Что было интересным?

- Что прочитаете дополнительно в ВОВ?

- Чем был для вас сегодняшний урок?

V. Этап оценивания

VI. Инструктаж по Д/З

  1. Написать сочинение-отзыв.

  2. Выучить наизусть стихотворение о войне.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне"

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства