Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке 5 класса по теме: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере".»
Музыка.
Урок №9.
5-А и 5-Б классы (08.11.2018г.) 5-А (09.11.2018г.).
Учитель: Супрунова Ю.В.
Раздел 1. «Музыка и литература».
Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.
Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;
знакомство с литературным творчеством В. Астафьева «Слово о мастере»;
расширение представлений о жизни композитора Г.В. Свиридове и о его музыке.
Развивающие:
формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
развитие образного мышления.
Воспитательные:
определение значимости роли музыки в жизни человека;
воспитание чувства любви к Родине;
воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Предметные:
- Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, реквием, контраст интонаций, хор, альт.
Метапредметные: Регулятивные:
умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
умение анализировать собственную учебную деятельность;
умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.
Познавательные:
умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;
умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
развитие общих музыкальных способностей.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
умение находить общее решение, учитывать разные мнения.
Тип урока: Изучение нового материала, дискуссия.
Наглядный материал: презентация.
Музыкальный материал: «Снег идёт» из маленькой кантаты Г. Свиридова, сл. Б. Пастернака; «Запевка» Г. Свиридова, сл. И. Северянина; «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).
Оборудование: Синтезатор, ПК, проектор; учебник «Музыка. 5 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (М.: Просвещение, 2016).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Приветствуют учителя.
Настраивание учащихся на деятельность.
Мы изучаем раздел под названием «Музыка и литература». Этот раздел очень обширный и продолжается темой: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.
Записывают в тетрадь тему урока.
И сегодня мы узнаем, как писатели и поэты писали о музыке и музыкантах.
2. Повторение пройденного материала.
Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Отвечают на вопросы учителя:
- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер каждой части?
- Что такое симфония-действо?
3. Открытие и усвоение новых знаний.
Работа по учебнику (с. 34-39).
Презентация.
Вспомни народное выражение и поговорку: «золотых дел мастер», «дело мастера боится».
Мастер! Именно этим ёмким словом назвал писатель В. Астафьев композитора, с которым, мы с вами сегодня познакомимся. Но сначала мы послушаем его звуковое послание. Послушайте его внимательно.
Слушают «Запевка» Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина.
- Что можно сказать об этом композиторе?
Какой страны этот композитор?
О чем он хотел нам рассказать?
Почему вы так решили?
Как он относился к Родине?
- Кто исполнял это произведение? Кроме музыки вы слышали поэтический текст. Это послание - соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.
Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина «О России петь-что стремиться в храм…»
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева «Слово о Мастере».
Есть звуки и нити, соединяющие русского человека на Русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения. Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада... Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным... плачут, жалея себя и то чистое, дивное, созданное в себе, что было задумано природой...
Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём, и пребудет на земле. Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» — весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа - это самое верное, святое, неизменное, что осталось с человеком...
Будучи золотой осенью на Курщине, я открыл для себя - отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности [Г. Свиридов] тот нежный и непреклонный звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимою тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять! Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей и во имя сохранения того прекрасного, что накопили на земле её редкие мудрые страдальцы, гении человечества, эти вечные отважные странники...
- Как ты думаешь, кого писатель называет «мудрыми страдальцами», «гениями человечества», «вечными странниками» и почему?
- Ребята, скажите какое время года у нас в России, самое прекрасное и веселое? (зима).
А сейчас положите перед собой учебники, откройте страницу 34 и внимательно смотрите на текст и слушайте…
Звучит маленькая кантата Г.В.Свиридова на стихи Б.Пастернака.
- Какой музыкальный образ создан Г. Свиридовым? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?
- Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?
- Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альты — сопрано?
В своём творчестве Г. Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову, мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденными музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра. Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.
4. Вокально-хоровая работа.
- распевание.
- разучивание песни «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).
5. Домашнее задание.
- Выучить песню «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).
- Найди стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Подбери к ним музыкальный ряд и подготовь сообщение для одноклассников.
6. Рефлексия. Итог урока.
Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему.
Отвечают на вопросы учителя:
- С какими произведениями сегодня познакомились?
- Какие больше всего понравились. Почему?
- Творчество Г. Свиридова часто сравнивают с песнью о России. Как вы думаете почему?