Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок групповой
Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010г.
УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2017.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/авт.-сост. С.Б.Щадрина- Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.
Методический паспорт:
- По содержанию – межпредметный.
- По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.
- По форме организации – групповой.
- По срокам выполнения – среднесрочный.
- По результатам выполнения – практический.
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать;
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Творческие группы:
- Исследователи
- Художники, музыканты
Оборудование:
- ПК;
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Творческие работы учащихся
Структура урока:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап
- Работа по группам.
- Анализ художественных произведений (из истории создания стихотворения “На севере диком.”)
- Творческий отчет групп
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются за столы по группам.
II. Подготовительный этап
Сценка. Реалии современной жизни. Актуальна ли классика в наши дни?
Социальный ролик.
Поэтическая разминка ( слайд 2 )
- “Скажи- ка, дядя, ведь недаром.”
- “Белеет парус одинокий”
- “Тучки небесные, вечные странники.”
- “Мы долго молча отступали.”
- “На севере диком стоит одиноко.”
- “Играют волны — ветер свищет.”
- “А он, мятежный, просит бури.”
- “Кто же вас гонит: судьбы ли.”
Вопросы классу: (слайд 3)
Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?
Словарная работа (слайд 8)
Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.
Основные мотивы лирики: (слайд 9)
- Мотив действия и подвига;
- Мотив странничества;
- Мотив изгнанничества;
- Мотив памяти и забвения;
- Мотив одиночества.
Тема урока — творческого проекта
- “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” (слайд 10)
Эпиграф (слайд 11)
Никто не дорожит мной на земле
И сам себя в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь.
(М.Ю. Лермонтов)
III. Работы по группам
Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.
Из истории создания стихотворения. Группа исследователей.(№1) Учащиеся представляют черновые варианты стихотворения Лермонтова “На севере диком”
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет. под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.
(И дремлет, и снежным покровом,
Метелью одета она)
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
Ученик:
- Мы сравним черновые тексты с окончательной редакцией. Что более выразительно: /На хладной и голой вершине/Стоит одиноко сосна. “Или” На севере диком стоит одиноко/ На голой вершине сосна”?
- Почему? Что лучше: “ На жаркой песчаной скале. “или”. “на утёсе горючем”? Почему?
Ученик: “На севере диком” - вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел другой русский поэт Ф.И. Тютчев.
Вот этот перевод:
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все сниться ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко.
Предлагаем вам, ребята, ответить на вопросы:
Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам понравилось больше?
Вы обратили внимание, что у Тютчева фигурирует не сосна, а кедр?
Объясняет это замечательный исследователь биографии и творчества Лермонтова Ираклий Андроников:
“Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна - “он”, а пальма - “она”. У Лермонтова сосна и пальма получились одного грамматического рода.
Поэтому у Гейне — стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения — мысль об одиночестве.
Анализ содержания стихотворения М.Ю. Лермонтова. “На севере диком”.
Учитель: Во всех стихах поэта присутствует удивительная глубина и тайна. Стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека, новым содержанием и помогая его развитию.
В детстве “На севере диком”. это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.
Группа № 2.
Стихотворение “Утёс” (слайд 12)
Выразительное чтение стихотворения.
Ученик:
Нам было предложено задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив, и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновать свой выбор. (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)
Анализ стихотворения:
- Какова композиция стихотворения?
- Как называется противопоставление образов, настроений?
- Для чего автор именно так выстроил композицию?
- Каков мотив?
- Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Терминологический диктант (слайд 13)
- Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
- Необычайный порядок слов в предложении.
- Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.
- Повторение однородных согласных звуков
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Перенесение человеческих черт на предметы и явления.
- Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.
“Ключ” (слайд 14)
- Композиция
- Инверсия
- Антитеза
- Аллитерация
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
Краткий анализ (слайд 15)
- Какова композиция стихотворения?
- Как называется противопоставление образов, настроений?
- Для чего автор именно так выстроил композицию?
- Каков мотив?
- Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Энциклопедическая разминка (слайд 17)
Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.
О цвете (слайд 18)
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляется от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Группа №3.
Стихотворение “Листок” (слайд 19)
Работа с учебником. См. Стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)
Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)
- Краткий анализ поэтического текста (слайд 20)
- Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)
- Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?
- Каков мотив?
- Как показано одиночество?
Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”
Группа № 4.
Творческий отчет художников, фотографов и музыкантов.
Художники:
Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины природы (представлены картины художника И. И. Шишкина)
Ответы на вопросы участников группы:
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Дайте оценку рисункам учащихся.
Музыканты:
Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.
Предложены вопросы:
- Как вы думаете, почему композиторы обращались к лермонтовскому стихотворению “Утёс”?
- Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей лермонтовских произведений?
Ответы членов группы.
Звучит предложенный романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу.”
Обобщение информации (слайд 22)
Рефлексия:
- Чем вы сегодня пополнили свой багаж знаний?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?
- Каково впечатление от сегодняшнего урока?
Домашнее задание.
Творческая работа на одну из тем:
- Мое открытие Лермонтова.
- Каким поэт видит окружающий мир?
Вывод учителя:
Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией. Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.