Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок групповой
Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010г.
УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2017.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/авт.-сост. С.Б.Щадрина- Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.
Методический паспорт:
Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Творческие группы:
Оборудование:
Структура урока:
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются за столы по группам.
II. Подготовительный этап
Сценка. Реалии современной жизни. Актуальна ли классика в наши дни?
Социальный ролик.
Поэтическая разминка ( слайд 2 )
Вопросы классу: (слайд 3)
Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?
Словарная работа (слайд 8)
Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.
Основные мотивы лирики: (слайд 9)
Тема урока — творческого проекта
Эпиграф (слайд 11)
Никто не дорожит мной на земле
И сам себя в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь.
(М.Ю. Лермонтов)
III. Работы по группам
Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.
Из истории создания стихотворения. Группа исследователей.(№1) Учащиеся представляют черновые варианты стихотворения Лермонтова “На севере диком”
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет. под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.
(И дремлет, и снежным покровом,
Метелью одета она)
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
Ученик:
- Мы сравним черновые тексты с окончательной редакцией. Что более выразительно: /На хладной и голой вершине/Стоит одиноко сосна. “Или” На севере диком стоит одиноко/ На голой вершине сосна”?
- Почему? Что лучше: “ На жаркой песчаной скале. “или”. “на утёсе горючем”? Почему?
Ученик: “На севере диком” - вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел другой русский поэт Ф.И. Тютчев.
Вот этот перевод:
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все сниться ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко.
Предлагаем вам, ребята, ответить на вопросы:
Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам понравилось больше?
Вы обратили внимание, что у Тютчева фигурирует не сосна, а кедр?
Объясняет это замечательный исследователь биографии и творчества Лермонтова Ираклий Андроников:
“Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна - “он”, а пальма - “она”. У Лермонтова сосна и пальма получились одного грамматического рода.
Поэтому у Гейне — стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения — мысль об одиночестве.
Анализ содержания стихотворения М.Ю. Лермонтова. “На севере диком”.
Учитель: Во всех стихах поэта присутствует удивительная глубина и тайна. Стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека, новым содержанием и помогая его развитию.
В детстве “На севере диком”. это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.
Группа № 2.
Стихотворение “Утёс” (слайд 12)
Выразительное чтение стихотворения.
Ученик:
Нам было предложено задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив, и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновать свой выбор. (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)
Анализ стихотворения:
Терминологический диктант (слайд 13)
“Ключ” (слайд 14)
Краткий анализ (слайд 15)
Энциклопедическая разминка (слайд 17)
Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.
О цвете (слайд 18)
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляется от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Группа №3.
Стихотворение “Листок” (слайд 19)
Работа с учебником. См. Стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)
Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)
Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”
Группа № 4.
Творческий отчет художников, фотографов и музыкантов.
Художники:
Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины природы (представлены картины художника И. И. Шишкина)
Ответы на вопросы участников группы:
Музыканты:
Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.
Предложены вопросы:
Ответы членов группы.
Звучит предложенный романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу.”
Обобщение информации (слайд 22)
Рефлексия:
Домашнее задание.
Творческая работа на одну из тем:
Вывод учителя:
Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией. Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт