kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки и пения в 3 классе по теме «Развитие музыки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на основе программы по музыке под редакцией Д, Б. Кабалевского. Урок является вторым в теме "Развитие музыки" в 3 классе и направлен на формирование умения различать приемы развития музыки (исполнительского, тембрового, динамического) на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева "Петя и волк".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки и пения в 3 классе по теме «Развитие музыки». »

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа – интернат № 88» VIII вида.














Урок музыки и пения в 3 классе

по теме «Развитие музыки».







Составила Борисова И. А., учитель музыки и пения высшей квалификационной категории









Новокузнецк, 2015



План-конспект урока музыки № 2 () в 3 классе. ( III четверть)

Тема урока: Развитие музыки.

Тип урока: Углубление и закрепление темы.

Проблема урока: Что нужно для развития музыки?

Цель урока: формирование умения различать приемы развитие музыки.


Оборудование урока: Синтезатор; музыкальный центр; записи: темы Пети из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»; попевка «Игра в слова»; иллюстрации к симфонической сказке «Петя и волк» (мальчик Петя и плакат «Инструменты симфонического оркестра»; погремушки (маракасы), металлофон.

Задачи урока

Образовательная задача: формировать умение различать приемы развитие музыки.

Развивающая задача: развивать вокально-хоровые навыки (умение согласовывать свое пение с пением других детей).

Воспитательные задачи: развивать умение эмоционально откликаться на музыку.

Коррекционные задачи: формировать умение анализировать музыкальное произведение и делать обобщение в форме высказывания.






Музыкальный репертуар. Частные задачи.

1. Организационный момент.


2. Повторение пройденного материала.

- закрепление понятия «развитие музыки».

3. «Петя и волк» С.Прокофьев.

-слушание и определение развития тем Пети;

-определение тембров музыкальных инструментов (струнные инструменты), изображающие героя сказки.

Ход урока.

Вход в класс. Музыкальное приветствие

Учитель. Здравствуйте, ребята!осходящее движение с1–g1).

Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1)

Учитель. На прошлом уроке вы начали знакомство с новой темой «Развитие музыки». А что такое развитие музыки?

Дети. Изменение музыки.

Учитель. Правильно. А от чего может зависеть развитие музыки? (Что может изменяться в музыке?)

Дети. Характер, лад, темп, динамика, текст песни…

Учитель. Музыка всегда находится в движении, раскрывается перед слушателем звук за звуком, поэтому нет музыки без развития.

А теперь обратимся к сказке «Петя и волк», с которой вы познакомились во 2 классе. Это сказка не простая, а симфоническая. А что такое симфония?

Дети. СИМФОНИЯ – от греческого слова – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель. Верно, исполняет сказку симфонический оркестр. Музыку и слова сочинил композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. В этой сказке развитие имеется уже в самой музыке, независимо от ее исполнения, потому что есть сюжет. Если мы прочитаем сказку «Петя и волк» без музыки, то увидим, что в сказке этой происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские разговоры, то в споры и т.д. Все это и называется развитием. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя и другие действующие лица сказки.

Учитель. С какими персонажами еще мы встречаемся в сказке?

Дети. Мальчик Петя, Птичка, Утка, Кошка, Волк, Дедушка…

Учитель. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они разговаривают, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно бы это люди, и изобразительные – птичка чирикает, кошка крадется, волк лязгает зубами, утка крякает и т.д...

Вы, наверно, помните, что сказка эта необычна тем, что каждого персонажа озвучивают свой музыкальный инструмент. Как вы думаете, почему композитор использовал разные музыкальные инструменты?

Дети. Чтобы мы могли каждого персонажа узнать по голосу. Ведь у каждого героя свой тембр голоса и характер.

Учитель. Ребята, давайте проследим, как происходит развитие в сказке. Прослушаем музыку Пети и определим, какими интонациями передает музыка характер мальчика в самом начале сказки. “Рано утром мальчик Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

(Слушание в оркестровом исполнении Фрагмент 1).

Дети. Интонации песенно-танцевальные, веселые. Музыка изображает Петю очень веселым, добрым мальчиком, беззаботным, немного даже легкомысленным… Петя бегает, веселится, не ожидает никакой беды. (Мелодия Пети беззаботная, приветливая. Ходит он легко, даже вприпрыжку, поэтому в теме Пети сочетаются элементы песни, танца и марша).

Учитель. В начале сказки настроение спокойное, веселое, бодрое, не предвещающее никаких событий. А что произойдет дальше?

Дети. Петя поймает волка.

Учитель. Правильно. А изменится ли музыка Пети? Будет ли в ней развитие? (Слушание фрагмента 2)

Дети. Да, музыка изменится. Когда Петя ловит волка, его тема звучит тихо, медленно, осторожно.

Учитель. А что происходит в самом конце сказки?

Дети. Волка отводят в зоосад.

Учитель. Каким музыка изображает Петю? (Слушание фрагмента 3)

Дети. Интонации становятся маршевыми, торжественными. Смелый мальчик не боится волка, он его победил. Петя - герой.

Учитель. Да, в заключении сказки уже торжественное шествие. Некоторые темы соединяются вместе: Пети и птички – гордо Петя – герой!)

Учитель. Какое впечатление произвел на вас Петя?

Дети. Хорошее. Петя оказался героем.

Учитель. Какие инструменты исполняли тему главного героя, помогали передать его характер?

Дети. Струнные инструменты.

Учитель. Верно, (показ на плакате «Симфонический оркестр»).

-Ребята, как вы думаете, что способствует развитию музыки Пети в сказке?

Дети. Происходят разные события. Действующие лица совершают в сказке разные поступки, они вступают друг с другом то в дружественные отношения, то в споры. Поэтому в музыке сопоставляются тембры различных инструментов, связанных с действующими лицами сказки.

Учитель. Вот мы и проследили, как развивается тема Пети.

4.Распевание (мимическая гимнастика).

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки:

  • работа над активным вдохом и постепенным расходованием воздуха при усилении и уменьшении силы выдыхаемой воздушной струи без звука и со звуком.

  • «разогрев» голосовых складок сначала при пении с закрытым ртом, потом с гласными «У- И - О» , отрабатывая ровность произношения гласных, добиваясь красивого округлого звучания.

  • выработка ощущения правильности, чистоты, ровности звука.

  • работа над четким произношением, экономным расходованием воздуха на выдохе.









Физ.минутка с движениями «Мы руками хлоп-хлоп».

Учитель. А теперь проведем распевание:

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

Упражнение «Две собаки». По улице бегали 2 собаки – большая и маленькая. Они бегали очень долго и устали. Подбежали друг к другу и встали рядом. При этом собаки шумно дышали. Покажите, как будет дышать большая собака (Обратить внимание детей на то, что дышать нужно животом)

Дыхание с высунутым языком «низким» голосом, частое.

А как будет дышать маленькая собачка?

Дыхание с высунутым языком «высоким» голосом, частое.

- Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом «когтей»). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком). А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (То восходящее, то нисходящее движение по пятиступенному звукоряду в 5-6 тональностях).

- Упражнение «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. Всюду слышно ее карканье.

Дети делают вдох носом и на выдохе произносим протяжно «Кар!» (5 раз). Ворона так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно.

Дети выполняют упражнение без звука.

- Упражнение «Гармонь». Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком У-У-У (затем со звукам И-И-И), руки возвращаются в исходное положение.

- Упражнение «Эстафета». А теперь пропоем звук «О». Какой это звук? (круглый, мягкий…) Да, он круглый, как этот шарик (показ мячика). Давайте пропоем его по очереди ласково, нежно…. (Педагог берет в руки мяч и задает определенный звук в примарной зоне. Затем передает эстафеты по очереди каждому ребенку. Неизбежно мяч попадает и к тем, кто не интонирует. Дети учатся слышать свой голос и стараются сливать с голосом других воспитанников).

А теперь мы все бережно возьмем этот звук и осторожно положим его на землю (звук «О» поется со «съездом» вниз. Присесть и опустив раскрыть ладошки).

А теперь отпустим звук на волю – высоко в небо…. (дети поют звук с уходом вверх).


5 «Игра в слова»

-определение приема развития музыки;

- разучивание текста;

-подбор звучащих жестов для сопровождения.








6. «Почему медведь зимой спит» Л.Книппер

-вокально-хоровая работа;

-определение приема развития музыки;

-подбор движений и инсценирование песни.











































Итог.

Учитель. Ребята, а сейчас послушайте попевку «Игра в слова» и определите, с помощью чего происходит развитие музыки. (Слушание)

Дети. Развитие музыки в попевке происходит с помощью противопоставления громкого и тихого звучания.

Учитель. Да, на примере этой попевке мы можем проследить динамическое развитие – изменение громкости звучания. Музыка звучала громко: «Скажи погромче слово «гром», грохочет слово, словно гром». Затем тихо: «Скажи потише «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат.

Необходимо про гром петь громко, но не кричать, а про то, как мыши шуршат очень тихо, а последнюю фразу шепотом, но растягивая звук «ш». (Разучивание).

Учитель. А теперь исполним так, чтобы звуки были понятны: четко проговаривая согласные звуки, и губы должны быть упругие.

Учитель. На прошлом уроке вы разучили песню «Почему медведь зимой спит?» О чем идет речь в 1 куплете?

Дети. В 1 куплете нарисована картина спокойного леса, медведь тихо идет домой, в свою берлогу).

Учитель. А как это показывает музыка?

Дети. Звучание музыки такое же тихое и спокойное, безмятежное, ничто не предвещает беды. Но в самом конце куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. И в жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же звучит и музыка – быстро, взволнованно, шумно во 2 куплете.

Учитель. Почему медведь наступил лисе на хвост?

Дети. Нечаянно… Медведь неуклюжий…Не смотрел под ноги…

Учитель. Что должен был сказать медведь лисе?

Дети. Извиниться, попросить прощения.

Учитель. А что происходит в 3 куплете?

Дети. В 3 куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее, музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете).

Учитель. Это яркий пример исполнительского развития музыки. Композитор сочинил для 3-х куплетов одинаковую музыку, но наше исполнение вносит в нее развитие - изменение характера.

Учитель. Как же мы исполним песню, чтобы она прозвучало интересно, увлекательно, выразительно?

Дети. В песне “Почему медведь зимою спит” 1 куплет надо петь медленно, тяжело, спокойно, тихо, быстро. А в конце куплета замедляя.

2 куплет - быстрее, громко, взволнованно и т.д.

3 куплет – мягко, спокойно, тихо и т.д. (составляем исполнительский план песни).

Учитель. Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за скорость в музыке, как называется скорость в музыке? Какой это термин?

Дети. Темп.

Учитель. Верно. Значит, что повлияло на развитие музыки в песне?

Дети. Темп, динамика, характер.

Учитель. Ребята. Давайте исполним песню так, как мы сейчас сказали. Исполнение.

(Учитель. Но можно и разнообразить куплеты еще и движениями и звуками, подходящими по смыслу. Например, как можно показать спокойствие 1 куплета?

Дети. Можно показать, как медведь неуклюже, не спеша идет в свою берлогу).

Учитель. Да, а в конце, где он наступает лисе на хвост, в сопровождении изображается крик лисы. (Показ).

Учитель. А как показать, что во 2 куплете «зашумел» лес?

Дети. Можно поиграть на шумовых инструментах).

Учитель. А дятла?

Дети. Негромкое постукивание по партам.

Учитель. А что можно изобразить в 3 куплете?

Дети. В конце показать, как медведь спит.

- А сейчас давайте споем песню с инсценированием и шумовым сопровождением. Выбираем «Медведя», остальные дети поют с шумовым сопровождением . (Исполнение).


Учитель. Сегодня на уроке речь шла о развитии музыки. Чтобы вспомнить приемы развития музыки, немного поиграем.

На доске иллюстрации (Девочка играет на рояле, мальчик в окружении музыкальных инструментов, туча с громом и маленькие мышки). Необходимо определить прием развития по картинкам.

Учитель подводит итог урока о том, что в музыки всегда есть развитие, а приемы развития бывают разные: исполнительское, тембровое, контраст элементов музыкальной речи (например, динамическое (изменение силы звука в попевке). На примере каких произведений рассмотрели развитие музыки? За счет чего в них происходило развитие?

Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать. Урок окончен. Всего вам доброго. Музыкальное прощание.





Список литературы.


  1. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы / М. Ю. Гоголева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 120 с.

  2. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие / О. В. Кацер. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005.

  3. Маслова, Л. П. Педагогика искусства: теория и практика / Л. П. Маслова. – Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. – 125 с.

  4. Программы по музыке. /Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1 – 4 классы. / Под ред. В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Хрестоматия к программе по музыке для малокомплектной общеобразовательной школы: 1-3 кл.: Второе полугодие. – М.: Просвещение, 1989. – 176с.: нот.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки и пения в 3 классе по теме «Развитие музыки».

Автор: Борисова Ирина Анатольевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Музыка и здоровье "
    ["seo_title"] => string(18) "muzyka-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "144709"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418763954"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца""
    ["seo_title"] => string(67) "urokmuzyki5klassmuzykalnoieiskusstvostranyvoskhodiashchieghosolntsa"
    ["file_id"] => string(6) "282679"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453723893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока музыки, презентация на тему: "Традиционная казахская музыка" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-muzyki-priezientatsiia-na-tiemu-traditsionnaia-kazakhskaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "187531"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426524924"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока музыки по теме: "Развитие в музык" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-po-tiemie-razvitiie-v-muzyk"
    ["file_id"] => string(6) "144473"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418734089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспек урока музыки 2 класс "Эти разные марши" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiek-uroka-muzyki-2-klass-eti-raznyie-marshi"
    ["file_id"] => string(6) "205951"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства