Учитель. Ребята, а сейчас послушайте попевку «Игра в слова» и определите, с помощью чего происходит развитие музыки. (Слушание) Дети. Развитие музыки в попевке происходит с помощью противопоставления громкого и тихого звучания. Учитель. Да, на примере этой попевке мы можем проследить динамическое развитие – изменение громкости звучания. Музыка звучала громко: «Скажи погромче слово «гром», грохочет слово, словно гром». Затем тихо: «Скажи потише «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат. Необходимо про гром петь громко, но не кричать, а про то, как мыши шуршат очень тихо, а последнюю фразу шепотом, но растягивая звук «ш». (Разучивание). Учитель. А теперь исполним так, чтобы звуки были понятны: четко проговаривая согласные звуки, и губы должны быть упругие. Учитель. На прошлом уроке вы разучили песню «Почему медведь зимой спит?» О чем идет речь в 1 куплете? Дети. В 1 куплете нарисована картина спокойного леса, медведь тихо идет домой, в свою берлогу). Учитель. А как это показывает музыка? Дети. Звучание музыки такое же тихое и спокойное, безмятежное, ничто не предвещает беды. Но в самом конце куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. И в жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же звучит и музыка – быстро, взволнованно, шумно во 2 куплете. Учитель. Почему медведь наступил лисе на хвост? Дети. Нечаянно… Медведь неуклюжий…Не смотрел под ноги… Учитель. Что должен был сказать медведь лисе? Дети. Извиниться, попросить прощения. Учитель. А что происходит в 3 куплете? Дети. В 3 куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее, музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете). Учитель. Это яркий пример исполнительского развития музыки. Композитор сочинил для 3-х куплетов одинаковую музыку, но наше исполнение вносит в нее развитие - изменение характера. Учитель. Как же мы исполним песню, чтобы она прозвучало интересно, увлекательно, выразительно? Дети. В песне “Почему медведь зимою спит” 1 куплет надо петь медленно, тяжело, спокойно, тихо, быстро. А в конце куплета замедляя. 2 куплет - быстрее, громко, взволнованно и т.д. 3 куплет – мягко, спокойно, тихо и т.д. (составляем исполнительский план песни). Учитель. Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за скорость в музыке, как называется скорость в музыке? Какой это термин? Дети. Темп. Учитель. Верно. Значит, что повлияло на развитие музыки в песне? Дети. Темп, динамика, характер. Учитель. Ребята. Давайте исполним песню так, как мы сейчас сказали. Исполнение. (Учитель. Но можно и разнообразить куплеты еще и движениями и звуками, подходящими по смыслу. Например, как можно показать спокойствие 1 куплета? Дети. Можно показать, как медведь неуклюже, не спеша идет в свою берлогу). Учитель. Да, а в конце, где он наступает лисе на хвост, в сопровождении изображается крик лисы. (Показ). Учитель. А как показать, что во 2 куплете «зашумел» лес? Дети. Можно поиграть на шумовых инструментах). Учитель. А дятла? Дети. Негромкое постукивание по партам. Учитель. А что можно изобразить в 3 куплете? Дети. В конце показать, как медведь спит. - А сейчас давайте споем песню с инсценированием и шумовым сопровождением. Выбираем «Медведя», остальные дети поют с шумовым сопровождением . (Исполнение). Учитель. Сегодня на уроке речь шла о развитии музыки. Чтобы вспомнить приемы развития музыки, немного поиграем. На доске иллюстрации (Девочка играет на рояле, мальчик в окружении музыкальных инструментов, туча с громом и маленькие мышки). Необходимо определить прием развития по картинкам. Учитель подводит итог урока о том, что в музыки всегда есть развитие, а приемы развития бывают разные: исполнительское, тембровое, контраст элементов музыкальной речи (например, динамическое (изменение силы звука в попевке). На примере каких произведений рассмотрели развитие музыки? За счет чего в них происходило развитие? Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать. Урок окончен. Всего вам доброго. Музыкальное прощание. |