kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Тема: «Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца»

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством японского народа как с частью их национальной культуры, как  частью культуры Востока.

Задачи: - воспитывать уважение и любовь к музыке японского народа; открытую, свободную личность, способную к познанию, к уважению национальных культур других народов, способную проявлять толерантность к другим народам;

             - развивать музыкальную память, слушательские навыки, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

             - научить правильной артикуляции, интонированию, голосоведению при вокально-хоровой работе.

Методы обучения: слушание музыки, метод беседы, метод вопросов и ответов, наглядный метод, метод сравнения.

Тип урока: урок-экскурсия, ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного материала.

Оборудование: компьютер, колонки для слушания музыки, доска, иллюстрации по теме урока, клавиатура фортепиано для распевания.

Музыкальный материал: видеофрагмент игры японских музыкальных инструментов

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Распевка «Прозвенел звонок – начался урок» (по ступеням лада до-ре-ми-фа-соль-соль-фа-ми-ре -до).

Учитель: Ребята, посмотрите, какое письмо пришло к нам перед уроком!

Учитель зачитывает письмо ученикам:

 «Уважаемые ученики 5 «А» класса, на уроке музыки вас приглашают посетить одну из самых красивейших стран мира! Но, чтобы отправиться в это путешествие, вы должны получить билеты на ожидаемый Вас самолет. Билеты вы получите после того, как отгадаете, о какой стране идет речь в стихотворении:

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома,
Что зарождалось здесь впервые,
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Прозвали соседи ее, 
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.»

Ученики: это страна Япония!

Учитель: Молодцы, ребята, верно. Мы отправляемся в страну Японию. А пока мы с вами будем находиться в полете, мы повторим знания по пройденным темам.

II. Повторение

Учитель зачитывает вопросы:

- что такое ансамбль?

- соло – это….

- дуэт – это…

- трио – это…

- квартет – это….

- квинтет – это…

- Что такое оркестр?

- Как называется человек, который руководит оркестром?

- Без чего не может обойтись дирижер оркестра?

- Что такое хор?

- Какие голоса бывают в хоре?

Ответы учащихся.

- А пока мы повторяли пройденный материал, мы уже долетели до Японии! Здесь нас встречают так называемые гиды-информаторы, которые нам и расскажут о Японии и о музыкальном искусстве этой замечательной страны.

III. Новая тема.

Выходят ученики, зачитывают сообщения, держа в руках ключевые иллюстрации.

1-ый ученик: Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру.

2-ой ученик: История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время  на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.

3-ий ученик: Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.

Ученики фиксируют записи в тетради.

Учитель: Всем из вас наверно известно, что главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. И о музыкальных инструментах Японии сейчас нам расскажет наш гид – информатор.

4-ый ученик: Сямисен -  один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.

 Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.

Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.

Ко?то  или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Как и все вышеназванные инструменты, кото относится к традиционным японским музыкальным инструментам.

Учащиеся записывают названия музыкальных инструментов в тетрадь.

IV. Физминутка.

Дыхательные упражнения – «Ладошки», «Погончики», «Ушки». 

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы закрепить названия музыкальных инструментов, мы с вами посмотрим видеофрагмент, где играет ансамбль японских народных инструментов.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение просмотра видеофрагмента.

Вопросы:

- Какие музыкальные инструменты вы узнали, услышали, увидели?

- Какой был характер исполняемой музыки?

- С какими инструментами мы можем сравнить сямисен, кото, фуэ,тайко?

Ответы детей.

V. Распевание.

1. Распевание слогов на одной ноте (выделяя букву «р»): бра-брэ-бри-бро-бру

2. Распевание слога на два звука (произнося отчетливо букву «л»): лё-лё-лё-лё-лёёёё,  при этом буква «ё» постепенно переходит в хорошо округленное «о»

VI. Пение.

Учитель: Ребята, чтобы нам попасть снова домой, нам нужно разучить с вами одну песню, которая называется «Дети Солнца».

Первоначальная работа над песней «Дети Солнца».

  1. Ознакомление с текстом, его прочтение.
  2. Первое слушание песни.
  3. Пропевание учителем первого куплета и припева песни, работа над нюансами.
  4. Повторное слушание песни.
  5. Пропевание первого куплета с учителем без музыки.
  6. Пропевание с музыкальным сопровождением.

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.

Домашнее задание: прослушать японскую народную музыку и записать в тетрадь свои впечатления, мысли после услышанного, по желанию на листе формата А-4 нарисовать к прослушанной музыке рисунок; выучить первый куплет и припев песни «Дети Солнца».

После звонка ученики с учителем делают заключительную распевку «Прозвенел звонок – кончился урок».

Учитель : Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания, до новых встреч!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"»

5 класс

Тема: «Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца»

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством японского народа как с частью их национальной культуры, как частью культуры Востока.

Задачи: - воспитывать уважение и любовь к музыке японского народа; открытую, свободную личность, способную к познанию, к уважению национальных культур других народов, способную проявлять толерантность к другим народам;

- развивать музыкальную память, слушательские навыки, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

- научить правильной артикуляции, интонированию, голосоведению при вокально-хоровой работе.

Методы обучения: слушание музыки, метод беседы, метод вопросов и ответов, наглядный метод, метод сравнения.

Тип урока: урок-экскурсия, ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного материала.

Оборудование: компьютер, колонки для слушания музыки, доска, иллюстрации по теме урока, клавиатура фортепиано для распевания.

Музыкальный материал: видеофрагмент игры японских музыкальных инструментов


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие.

Распевка «Прозвенел звонок – начался урок» (по ступеням лада до-ре-ми-фа-соль-соль-фа-ми-ре -до).

Учитель: Ребята, посмотрите, какое письмо пришло к нам перед уроком!

Учитель зачитывает письмо ученикам:

«Уважаемые ученики 5 «А» класса, на уроке музыки вас приглашают посетить одну из самых красивейших стран мира! Но, чтобы отправиться в это путешествие, вы должны получить билеты на ожидаемый Вас самолет. Билеты вы получите после того, как отгадаете, о какой стране идет речь в стихотворении:

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома,
Что зарождалось здесь впервые,
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Прозвали соседи ее, 
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.»

Ученики: это страна Япония!

Учитель: Молодцы, ребята, верно. Мы отправляемся в страну Японию. А пока мы с вами будем находиться в полете, мы повторим знания по пройденным темам.

II. Повторение

Учитель зачитывает вопросы:

- что такое ансамбль?

- соло – это….

- дуэт – это…

- трио – это…

- квартет – это….

- квинтет – это…

- Что такое оркестр?

- Как называется человек, который руководит оркестром?

- Без чего не может обойтись дирижер оркестра?

- Что такое хор?

- Какие голоса бывают в хоре?

Ответы учащихся.

- А пока мы повторяли пройденный материал, мы уже долетели до Японии! Здесь нас встречают так называемые гиды-информаторы, которые нам и расскажут о Японии и о музыкальном искусстве этой замечательной страны.

III. Новая тема.

Выходят ученики, зачитывают сообщения, держа в руках ключевые иллюстрации.

1-ый ученик: Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру.

2-ой ученик: История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.

3-ий ученик: Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.

Ученики фиксируют записи в тетради.

Учитель: Всем из вас наверно известно, что главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. И о музыкальных инструментах Японии сейчас нам расскажет наш гид – информатор.

4-ый ученик: Сямисен - один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.

Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.

Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.

Ко́то  или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Как и все вышеназванные инструменты, кото относится к традиционным японским музыкальным инструментам.

Учащиеся записывают названия музыкальных инструментов в тетрадь.

IV. Физминутка.

Дыхательные упражнения – «Ладошки», «Погончики», «Ушки». 

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы закрепить названия музыкальных инструментов, мы с вами посмотрим видеофрагмент, где играет ансамбль японских народных инструментов.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение просмотра видеофрагмента.

Вопросы:

- Какие музыкальные инструменты вы узнали, услышали, увидели?

- Какой был характер исполняемой музыки?

- С какими инструментами мы можем сравнить сямисен, кото, фуэ,тайко?

Ответы детей.

V. Распевание.

1. Распевание слогов на одной ноте (выделяя букву «р»): бра-брэ-бри-бро-бру

2. Распевание слога на два звука (произнося отчетливо букву «л»): лё-лё-лё-лё-лёёёё, при этом буква «ё» постепенно переходит в хорошо округленное «о»

VI. Пение.

Учитель: Ребята, чтобы нам попасть снова домой, нам нужно разучить с вами одну песню, которая называется «Дети Солнца».

Первоначальная работа над песней «Дети Солнца».

  1. Ознакомление с текстом, его прочтение.

  2. Первое слушание песни.

  3. Пропевание учителем первого куплета и припева песни, работа над нюансами.

  4. Повторное слушание песни.

  5. Пропевание первого куплета с учителем без музыки.

  6. Пропевание с музыкальным сопровождением.

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.

Домашнее задание: прослушать японскую народную музыку и записать в тетрадь свои впечатления, мысли после услышанного, по желанию на листе формата А-4 нарисовать к прослушанной музыке рисунок; выучить первый куплет и припев песни «Дети Солнца».

После звонка ученики с учителем делают заключительную распевку «Прозвенел звонок – кончился урок».

Учитель : Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания, до новых встреч!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"

Автор: Запорожану Елена Александровна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Природа и архитектура Японии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-arkhitiektura-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "221608"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435478820"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130164"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826395"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства