5 класс
Тема: «Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца»
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством японского народа как с частью их национальной культуры, как частью культуры Востока.
Задачи: - воспитывать уважение и любовь к музыке японского народа; открытую, свободную личность, способную к познанию, к уважению национальных культур других народов, способную проявлять толерантность к другим народам;
- развивать музыкальную память, слушательские навыки, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
- научить правильной артикуляции, интонированию, голосоведению при вокально-хоровой работе.
Методы обучения: слушание музыки, метод беседы, метод вопросов и ответов, наглядный метод, метод сравнения.
Тип урока: урок-экскурсия, ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного материала.
Оборудование: компьютер, колонки для слушания музыки, доска, иллюстрации по теме урока, клавиатура фортепиано для распевания.
Музыкальный материал: видеофрагмент игры японских музыкальных инструментов
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Распевка «Прозвенел звонок – начался урок» (по ступеням лада до-ре-ми-фа-соль-соль-фа-ми-ре -до).
Учитель: Ребята, посмотрите, какое письмо пришло к нам перед уроком!
Учитель зачитывает письмо ученикам:
«Уважаемые ученики 5 «А» класса, на уроке музыки вас приглашают посетить одну из самых красивейших стран мира! Но, чтобы отправиться в это путешествие, вы должны получить билеты на ожидаемый Вас самолет. Билеты вы получите после того, как отгадаете, о какой стране идет речь в стихотворении:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома,
Что зарождалось здесь впервые,
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Прозвали соседи ее,
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.»
Ученики: это страна Япония!
Учитель: Молодцы, ребята, верно. Мы отправляемся в страну Японию. А пока мы с вами будем находиться в полете, мы повторим знания по пройденным темам.
II. Повторение
Учитель зачитывает вопросы:
- что такое ансамбль?
- соло – это….
- дуэт – это…
- трио – это…
- квартет – это….
- квинтет – это…
- Что такое оркестр?
- Как называется человек, который руководит оркестром?
- Без чего не может обойтись дирижер оркестра?
- Что такое хор?
- Какие голоса бывают в хоре?
Ответы учащихся.
- А пока мы повторяли пройденный материал, мы уже долетели до Японии! Здесь нас встречают так называемые гиды-информаторы, которые нам и расскажут о Японии и о музыкальном искусстве этой замечательной страны.
III. Новая тема.
Выходят ученики, зачитывают сообщения, держа в руках ключевые иллюстрации.
1-ый ученик: Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру.
2-ой ученик: История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.
3-ий ученик: Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.
Ученики фиксируют записи в тетради.
Учитель: Всем из вас наверно известно, что главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. И о музыкальных инструментах Японии сейчас нам расскажет наш гид – информатор.
4-ый ученик: Сямисен - один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.
Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.
Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.
Ко?то или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Как и все вышеназванные инструменты, кото относится к традиционным японским музыкальным инструментам.
Учащиеся записывают названия музыкальных инструментов в тетрадь.
IV. Физминутка.
Дыхательные упражнения – «Ладошки», «Погончики», «Ушки».
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы закрепить названия музыкальных инструментов, мы с вами посмотрим видеофрагмент, где играет ансамбль японских народных инструментов.
Просмотр видеоролика.
Обсуждение просмотра видеофрагмента.
Вопросы:
- Какие музыкальные инструменты вы узнали, услышали, увидели?
- Какой был характер исполняемой музыки?
- С какими инструментами мы можем сравнить сямисен, кото, фуэ,тайко?
Ответы детей.
V. Распевание.
1. Распевание слогов на одной ноте (выделяя букву «р»): бра-брэ-бри-бро-бру
2. Распевание слога на два звука (произнося отчетливо букву «л»): лё-лё-лё-лё-лёёёё, при этом буква «ё» постепенно переходит в хорошо округленное «о»
VI. Пение.
Учитель: Ребята, чтобы нам попасть снова домой, нам нужно разучить с вами одну песню, которая называется «Дети Солнца».
Первоначальная работа над песней «Дети Солнца».
- Ознакомление с текстом, его прочтение.
- Первое слушание песни.
- Пропевание учителем первого куплета и припева песни, работа над нюансами.
- Повторное слушание песни.
- Пропевание первого куплета с учителем без музыки.
- Пропевание с музыкальным сопровождением.
VII. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание: прослушать японскую народную музыку и записать в тетрадь свои впечатления, мысли после услышанного, по желанию на листе формата А-4 нарисовать к прослушанной музыке рисунок; выучить первый куплет и припев песни «Дети Солнца».
После звонка ученики с учителем делают заключительную распевку «Прозвенел звонок – кончился урок».
Учитель : Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания, до новых встреч!