kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс

Тема: «Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца»

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством японского народа как с частью их национальной культуры, как  частью культуры Востока.

Задачи: - воспитывать уважение и любовь к музыке японского народа; открытую, свободную личность, способную к познанию, к уважению национальных культур других народов, способную проявлять толерантность к другим народам;

             - развивать музыкальную память, слушательские навыки, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

             - научить правильной артикуляции, интонированию, голосоведению при вокально-хоровой работе.

Методы обучения: слушание музыки, метод беседы, метод вопросов и ответов, наглядный метод, метод сравнения.

Тип урока: урок-экскурсия, ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного материала.

Оборудование: компьютер, колонки для слушания музыки, доска, иллюстрации по теме урока, клавиатура фортепиано для распевания.

Музыкальный материал: видеофрагмент игры японских музыкальных инструментов

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Распевка «Прозвенел звонок – начался урок» (по ступеням лада до-ре-ми-фа-соль-соль-фа-ми-ре -до).

Учитель: Ребята, посмотрите, какое письмо пришло к нам перед уроком!

Учитель зачитывает письмо ученикам:

 «Уважаемые ученики 5 «А» класса, на уроке музыки вас приглашают посетить одну из самых красивейших стран мира! Но, чтобы отправиться в это путешествие, вы должны получить билеты на ожидаемый Вас самолет. Билеты вы получите после того, как отгадаете, о какой стране идет речь в стихотворении:

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома,
Что зарождалось здесь впервые,
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Прозвали соседи ее, 
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.»

Ученики: это страна Япония!

Учитель: Молодцы, ребята, верно. Мы отправляемся в страну Японию. А пока мы с вами будем находиться в полете, мы повторим знания по пройденным темам.

II. Повторение

Учитель зачитывает вопросы:

- что такое ансамбль?

- соло – это….

- дуэт – это…

- трио – это…

- квартет – это….

- квинтет – это…

- Что такое оркестр?

- Как называется человек, который руководит оркестром?

- Без чего не может обойтись дирижер оркестра?

- Что такое хор?

- Какие голоса бывают в хоре?

Ответы учащихся.

- А пока мы повторяли пройденный материал, мы уже долетели до Японии! Здесь нас встречают так называемые гиды-информаторы, которые нам и расскажут о Японии и о музыкальном искусстве этой замечательной страны.

III. Новая тема.

Выходят ученики, зачитывают сообщения, держа в руках ключевые иллюстрации.

1-ый ученик: Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру.

2-ой ученик: История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время  на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.

3-ий ученик: Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.

Ученики фиксируют записи в тетради.

Учитель: Всем из вас наверно известно, что главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. И о музыкальных инструментах Японии сейчас нам расскажет наш гид – информатор.

4-ый ученик: Сямисен -  один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.

 Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.

Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.

Ко?то  или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Как и все вышеназванные инструменты, кото относится к традиционным японским музыкальным инструментам.

Учащиеся записывают названия музыкальных инструментов в тетрадь.

IV. Физминутка.

Дыхательные упражнения – «Ладошки», «Погончики», «Ушки». 

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы закрепить названия музыкальных инструментов, мы с вами посмотрим видеофрагмент, где играет ансамбль японских народных инструментов.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение просмотра видеофрагмента.

Вопросы:

- Какие музыкальные инструменты вы узнали, услышали, увидели?

- Какой был характер исполняемой музыки?

- С какими инструментами мы можем сравнить сямисен, кото, фуэ,тайко?

Ответы детей.

V. Распевание.

1. Распевание слогов на одной ноте (выделяя букву «р»): бра-брэ-бри-бро-бру

2. Распевание слога на два звука (произнося отчетливо букву «л»): лё-лё-лё-лё-лёёёё,  при этом буква «ё» постепенно переходит в хорошо округленное «о»

VI. Пение.

Учитель: Ребята, чтобы нам попасть снова домой, нам нужно разучить с вами одну песню, которая называется «Дети Солнца».

Первоначальная работа над песней «Дети Солнца».

  1. Ознакомление с текстом, его прочтение.
  2. Первое слушание песни.
  3. Пропевание учителем первого куплета и припева песни, работа над нюансами.
  4. Повторное слушание песни.
  5. Пропевание первого куплета с учителем без музыки.
  6. Пропевание с музыкальным сопровождением.

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.

Домашнее задание: прослушать японскую народную музыку и записать в тетрадь свои впечатления, мысли после услышанного, по желанию на листе формата А-4 нарисовать к прослушанной музыке рисунок; выучить первый куплет и припев песни «Дети Солнца».

После звонка ученики с учителем делают заключительную распевку «Прозвенел звонок – кончился урок».

Учитель : Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания, до новых встреч!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"»

5 класс

Тема: «Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца»

Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством японского народа как с частью их национальной культуры, как частью культуры Востока.

Задачи: - воспитывать уважение и любовь к музыке японского народа; открытую, свободную личность, способную к познанию, к уважению национальных культур других народов, способную проявлять толерантность к другим народам;

- развивать музыкальную память, слушательские навыки, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

- научить правильной артикуляции, интонированию, голосоведению при вокально-хоровой работе.

Методы обучения: слушание музыки, метод беседы, метод вопросов и ответов, наглядный метод, метод сравнения.

Тип урока: урок-экскурсия, ознакомление с новым материалом, закрепление пройденного материала.

Оборудование: компьютер, колонки для слушания музыки, доска, иллюстрации по теме урока, клавиатура фортепиано для распевания.

Музыкальный материал: видеофрагмент игры японских музыкальных инструментов


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие.

Распевка «Прозвенел звонок – начался урок» (по ступеням лада до-ре-ми-фа-соль-соль-фа-ми-ре -до).

Учитель: Ребята, посмотрите, какое письмо пришло к нам перед уроком!

Учитель зачитывает письмо ученикам:

«Уважаемые ученики 5 «А» класса, на уроке музыки вас приглашают посетить одну из самых красивейших стран мира! Но, чтобы отправиться в это путешествие, вы должны получить билеты на ожидаемый Вас самолет. Билеты вы получите после того, как отгадаете, о какой стране идет речь в стихотворении:

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома,
Что зарождалось здесь впервые,
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Прозвали соседи ее, 
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.»

Ученики: это страна Япония!

Учитель: Молодцы, ребята, верно. Мы отправляемся в страну Японию. А пока мы с вами будем находиться в полете, мы повторим знания по пройденным темам.

II. Повторение

Учитель зачитывает вопросы:

- что такое ансамбль?

- соло – это….

- дуэт – это…

- трио – это…

- квартет – это….

- квинтет – это…

- Что такое оркестр?

- Как называется человек, который руководит оркестром?

- Без чего не может обойтись дирижер оркестра?

- Что такое хор?

- Какие голоса бывают в хоре?

Ответы учащихся.

- А пока мы повторяли пройденный материал, мы уже долетели до Японии! Здесь нас встречают так называемые гиды-информаторы, которые нам и расскажут о Японии и о музыкальном искусстве этой замечательной страны.

III. Новая тема.

Выходят ученики, зачитывают сообщения, держа в руках ключевые иллюстрации.

1-ый ученик: Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру.

2-ой ученик: История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.

3-ий ученик: Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.

Ученики фиксируют записи в тетради.

Учитель: Всем из вас наверно известно, что главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. И о музыкальных инструментах Японии сейчас нам расскажет наш гид – информатор.

4-ый ученик: Сямисен - один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.

Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.

Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.

Ко́то  или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Как и все вышеназванные инструменты, кото относится к традиционным японским музыкальным инструментам.

Учащиеся записывают названия музыкальных инструментов в тетрадь.

IV. Физминутка.

Дыхательные упражнения – «Ладошки», «Погончики», «Ушки». 

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы закрепить названия музыкальных инструментов, мы с вами посмотрим видеофрагмент, где играет ансамбль японских народных инструментов.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение просмотра видеофрагмента.

Вопросы:

- Какие музыкальные инструменты вы узнали, услышали, увидели?

- Какой был характер исполняемой музыки?

- С какими инструментами мы можем сравнить сямисен, кото, фуэ,тайко?

Ответы детей.

V. Распевание.

1. Распевание слогов на одной ноте (выделяя букву «р»): бра-брэ-бри-бро-бру

2. Распевание слога на два звука (произнося отчетливо букву «л»): лё-лё-лё-лё-лёёёё, при этом буква «ё» постепенно переходит в хорошо округленное «о»

VI. Пение.

Учитель: Ребята, чтобы нам попасть снова домой, нам нужно разучить с вами одну песню, которая называется «Дети Солнца».

Первоначальная работа над песней «Дети Солнца».

  1. Ознакомление с текстом, его прочтение.

  2. Первое слушание песни.

  3. Пропевание учителем первого куплета и припева песни, работа над нюансами.

  4. Повторное слушание песни.

  5. Пропевание первого куплета с учителем без музыки.

  6. Пропевание с музыкальным сопровождением.

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.

Домашнее задание: прослушать японскую народную музыку и записать в тетрадь свои впечатления, мысли после услышанного, по желанию на листе формата А-4 нарисовать к прослушанной музыке рисунок; выучить первый куплет и припев песни «Дети Солнца».

После звонка ученики с учителем делают заключительную распевку «Прозвенел звонок – кончился урок».

Учитель : Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания, до новых встреч!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца"

Автор: Запорожану Елена Александровна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Природа и архитектура Японии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-arkhitiektura-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "221608"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435478820"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130164"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826395"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2100 руб.
2620 руб.
2040 руб.
2550 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства