Тема урока: Традиционная казахская музыка
Цели и задачи урока:
1.Вспомнить народных певцов кюйши композиторов Казахстана, народные инструменты казахов, разновидности стилей игры на домбре.
2. Продолжать развивать умение высказаваться о музыке, узнавать и называть знакомое произведение, его авторов. Напомнить о том, что музыка передает настроение человека и может изображать окружающий мир средствами музыкальных звуков.
3.. Развивать музыкальное восприятие, уметь передавать эмоциональное состояние текста песни при чтении и пении на казахском языке.
4. Воспитывать уважение к школе, учебной деятельности, интерес к музыкальному искусству
Тип урока: Комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Умение объяснить понятие айтыс, эпос, свадебные обрядовые песни, казахские музыкальные инструменты, пословица на казахском языке (перевод)
Личностные результаты: Развитие хорошего художественного вкуса.
Системно - деятельностные результаты: Высказывание своего отношения к песням, казахским музыкальным инструментам, умение делать анализ музыкального произведения
Материальное обеспечение урока:
Для учителя: CD проигрыватель, СД диски, портреты певцов, кюйши композиторов, иллюстрации народных казахских инструментов, народных оркестров, иллюстрации к песне, фортепиано.
Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.
Межпредметные связи: казахская музыкальная литература, изобразительное искусство.
Планирование деятельности: 1.Беседа о певцах композиторах и их произведениях А?ан сері, ?кілі Ыбырай, Жаяу М?са, айтысе, эпосе, свадебных обрядовых песнях.
2.Слушание произведений композиторов «Ма?ма?гер», «Г?кку», «А? сиса», 3.Творческое задание: заполнение таблицу с названием инструментов, входящих в состав оркестра казахских народных инструментов.
4. Перевод и разучивание казахской пословицы.
5. Разучивание и исполнение песни «?аза?стан», повторение «Дорога добра».
6. Игра на детских музыкальных инструментах: с помощью бубна и бубенчиков подыграть под музыку песни «Дорога добра».
7.Нарисовать рисунок к разученной песне.
8.В каких городах нашей страны ты побывал?( составить устно рассказ)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация темы:
Сегодня мы с вами вспомним о творчестве, великих певцов-композиторов казахского народа, о казахских народных инструментах с которми вы знакомы с третьего класса
3.Раскрытие темы урока:
Как вы думаете, ребята, как же сохранилась до наших времен народная казахская музыка?
Обрати внимание на портреты композиторов в учебнике. Определи, как зовут композитора, и назови его произведение. Кому посветил А?ан-сері песню «Ма?ма?гер»?
-Как переводится песня «Г?кку»?
-Почему автора песни «А?-сиса» народ называл Жаяу Муса?
-Назови настоящее имя певца-композитора?
-В какой опере композитор Е.Брусиловский использует песню «Г?кку»?
-Если среди музыкантов кюйши композитор?
-Какие помнишь его кюи?
-Назови композитора, который к своим произведениям сочинял не только музыку ну и слова?
Послушай песни композиторов и ответь на вопросы, данные в учебнике.
Особое место в казахском песенном творчестве занимают айтыс, эпос, свадебные обрядовые песни.
Выполни творческое задание: заполни таблицу, записав в тетрадь, и ответь на вопросы.
-Что такое айтыс?
-Назови оперу которая посвящена айтысу акынов.
-Айтыс, эпос исполняются в сопровождении, каких инструментов?
Обрати внимание на музыкальные инструменты, данные в таблице.
-Назови, музыкальные инструменты.
-Все ли инструменты относятся к казахским музыкальным инструментам?
Выполни творческую работу: данными словами составь и дополни перевод казахской пословицы. Жа?сыны к?ріп-жан семіреді. Когда хорошее видишь- душа становиться шире.
хорошее, душа, шире, видишь.
-О чем говорит пословица (ма?ал-м?тел)?
Вспомни знакомую тебе песню из мультфильма «Маленький мук» о доброте и исполни ее вместе с однокласниками, играя на детских музыкальных инструментах с помощью бубна и бубенчиков.
Разучи с учителем песню о нашей Родине «?аза?стан». Ознакомься с текстом песни.
-Переведи текст.
- О чем же говорят слова песни?
- Найди в тексте фразы которые передают красату рисунков данные в учебнике.
- В каком темпе испоняется песня?
-За счет каких звуков песня исполняется медленно?
-Исполни песню «?аза?стан» в характере.
4.Закрепление темы урока:
-О какой казахской музыке мы вспоминали на уроке?
-Что такое добро?
5.Домашнее задание:
-Выучить грамотно слова песни «?аза?стан». Нарисовать рисунок к разученной песне.
В каких городах нашей страны ты побывал?( составить устно рассказ)