kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки для 5 класса "Другая жизнь песни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки "Другая жизнь песни" рассчитан для учащихся 5-го класса. Составлен на основе учебно-методического комплекта В.В. Алеева, Т.И. Науменко и раскрывается в первом крупном разделе I четверти  5 класса  - "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?". На уроке ребята знакомятся с новым музыкальным жанром - романсом. Музыкальный материал обновлен и подобран с использованием произведений авторов Приморского края -  «Алый парус» Лунте Г.П., «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая. Произведение «Детство» Лунте Г.П.,  Н. Молицкая звучит в собственном исполнения учителя  - Зайцевой Екатерины Ивановны. Тема урока плавно переходит от урока к уроку, объединяя их все главной мыслью темы раздела, позволяя показать учащимся более глубокую и жизненную связь между искусством музыки и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для 5 класса "Другая жизнь песни". »

Тема: «Другая жизнь песни».

Цель: показать возможность возрождения песни в новом жанре на примере романса «Жаворонок» М. И. Глинки, Н. Кукольника; показать разнообразие музыкального исполнения нового жанра - романса на примере романсов «Алый парус» Лунте Г.П. и «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая; «Романс о любви» Б. Ш. Окуджава.

Музыкальный материал: М. И. Глинка, Н. Кукольник. Романс «Жаворонок»; романс Лунте Г.П. «Алый парус»; Лунте Г.П,. Н. Молицкая «Детство»; Б. Ш. Окуджава «Романс о любви».



Ход урока

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки ˜

Ладони музыкой полны.

Запрет на миг, и снова льется

Живая звонкая струя,

И солнце ласково смеется,

И дышит ласково земля.

Завидуя самозабвенью

Неутомимого певца,

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца ...


Н. Оленин


1. Введение новой темы.

Учитель: О ком идет речь? О каком певце повествует нам автор?

На уроке пойдет речь о романсе М. И. Глинки «Жаворонок», написанного на слова Н. Кукольника.

П. Работа над новой темой.

3адание: прочитайте стихи Н. Кукольника.


"Жаворонок"


Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.


Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.


Ветер песенку несет,

А кому — не знает.

Та, к кому она, поймет.

От кого — узнает.


Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.



- Определите настроение стихотворения. Если бы вы были композиторами, какие средства музыкальной выразительности использовали бы, чтобы подчеркнуть это настроение? Музыка была бы выразительная или изобразительная?

- Изобразительность звучала бы в голосе или у инструмента?

- Главную роль вы отвели бы голосу или инструменту? Возможно, голоса были бы равнозначны?

• Произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль, называется романсом.

Это слово испанское. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

2. Слушание и анализ произведения: М. И. Глинка. Романс «Жаворонок»

1) Я сейчас вам наиграю мелодию «Жаворонка». Определите, какое это произведение - народное или композиторское. Почему? Обоснуйте свой ответ.

- В каком ладу написана песня?

- Как вы думаете, эту песню надо петь со словами или без слов?

Послушайте романс М. Глинки и Н. Кукольника «Жаворонок». Обратите внимание, какой живой и более выразительной стала мелодия.

Звучит «Жаворонок» М. Глинки.

Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.

Слушание и анализ произведений: «Алый парус» Лунте Г.П. , «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая (собственное исполнение) и «Романс о любви» Б. Ш. Окуджава.

- Ребята, мы прослушали несколько романсов, а теперь скажите, какие темы могут звучать в произведениях данного жанра? (ответ учащихся - темы природы, сказочные, могут описываться некоторые этапы жизни, темы любви).

А также темы войны и многое другое. (дополняет учитель) .

Из перечисленного вами, можно сказать, что романсы могут писаться на различные темы, но чаще всего можно встретить романсы, звучащие на темы любви. И это не удивительно, так как тема любви затрагивает самые тонкие струны человеческой души.

- А какие инструменты используют авторы для исполнения жанра романс? (ответ учащихся – гитара, рояль, флейта, скрипка). Как вы уже заметили, большое предпочтение отдают гитаре и фортепиано.

- В исполнении кого могут звучать романсы? (ответ учащихся – в исполнении мужчин, женщин, дуэтов, детей). Конечно же романсы могут исполнять люди разного количества, пола, возраста, национальности и социальной принадлежности. Это не имеет никакого значения. Главное, как мы уже подчеркнули, чтобы исполнители смогли донести важность и значимость переданных авторами чувств, мыслей и переживаний. От души к душе.

3. Разучивание «Жаворонка» М.И. Глинка

Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.

- Что послужило основой для возникновения жанра романса?

Итог урока.

Вывод. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.

Домашнее задание: прочитать стихи С. Есенина «Поет зима - аукает».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок музыки для 5 класса "Другая жизнь песни".

Автор: Зайцева Екатерина Ивановна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку музыки по теме "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-muzyki-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "107669"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403368086"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни""
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamuzykiv5klassiepotiemiemirrusskoipiesni"
    ["file_id"] => string(6) "259991"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448878986"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок музыки на тему «Выразительная и изобразительная интонация» "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-muzyki-na-tiemu-vyrazitiel-naia-i-izobrazitiel-naia-intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "182579"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425555564"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок на тему "Музыка моего народа. Русская народная песня." "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-na-tiemu-muzyka-moiegho-naroda-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "189206"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426840285"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства