Урок музыки "Другая жизнь песни" рассчитан для учащихся 5-го класса. Составлен на основе учебно-методического комплекта В.В. Алеева, Т.И. Науменко и раскрывается в первом крупном разделе I четверти 5 класса - "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?". На уроке ребята знакомятся с новым музыкальным жанром - романсом. Музыкальный материал обновлен и подобран с использованием произведений авторов Приморского края - «Алый парус» Лунте Г.П., «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая. Произведение «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая звучит в собственном исполнения учителя - Зайцевой Екатерины Ивановны. Тема урока плавно переходит от урока к уроку, объединяя их все главной мыслью темы раздела, позволяя показать учащимся более глубокую и жизненную связь между искусством музыки и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для 5 класса "Другая жизнь песни". »
Тема: «Другая жизнь песни».
Цель: показать возможность возрождения песни в новом жанре на примере романса «Жаворонок» М. И. Глинки, Н. Кукольника; показать разнообразие музыкального исполнения нового жанра - романса на примере романсов «Алый парус» Лунте Г.П. и «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая; «Романс о любви» Б. Ш. Окуджава.
Музыкальный материал: М. И. Глинка, Н. Кукольник. Романс «Жаворонок»; романс Лунте Г.П. «Алый парус»; Лунте Г.П,. Н. Молицкая «Детство»; Б. Ш. Окуджава «Романс о любви».
Ход урока
Как щедро льются эти звуки
Из необъятной вышины,
Я к ним протягиваю руки
Ладони музыкой полны.
Запрет на миг, и снова льется
Живая звонкая струя,
И солнце ласково смеется,
И дышит ласково земля.
Завидуя самозабвенью
Неутомимого певца,
Я у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца ...
Н. Оленин
1. Введение новой темы.
Учитель: О ком идет речь? О каком певце повествует нам автор?
На уроке пойдет речь о романсе М. И. Глинки «Жаворонок», написанного на слова Н. Кукольника.
П. Работа над новой темой.
3адание: прочитайте стихи Н. Кукольника.
"Жаворонок"
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
- Определите настроение стихотворения. Если бы вы были композиторами, какие средства музыкальной выразительности использовали бы, чтобы подчеркнуть это настроение? Музыка была бы выразительная или изобразительная?
- Изобразительность звучала бы в голосе или у инструмента?
- Главную роль вы отвели бы голосу или инструменту? Возможно, голоса были бы равнозначны?
• Произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль, называется романсом.
Это слово испанское. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.
2. Слушание и анализпроизведения: М. И. Глинка. Романс «Жаворонок»
1) Я сейчас вам наиграю мелодию «Жаворонка». Определите, какое это произведение - народное или композиторское. Почему? Обоснуйте свой ответ.
- В каком ладу написана песня?
- Как вы думаете, эту песню надо петь со словами или без слов?
Послушайте романс М. Глинки и Н. Кукольника «Жаворонок». Обратите внимание, какой живой и более выразительной стала мелодия.
Звучит «Жаворонок» М. Глинки.
Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.
Слушание и анализпроизведений: «Алый парус» Лунте Г.П. , «Детство» Лунте Г.П., Н. Молицкая (собственное исполнение) и «Романс о любви» Б. Ш. Окуджава.
- Ребята, мы прослушали несколько романсов, а теперь скажите, какие темы могут звучать в произведениях данного жанра? (ответ учащихся - темы природы, сказочные, могут описываться некоторые этапы жизни, темы любви).
А также темы войны и многое другое. (дополняет учитель) .
Из перечисленного вами, можно сказать, что романсы могут писаться на различные темы, но чаще всего можно встретить романсы, звучащие на темы любви. И это не удивительно, так как тема любви затрагивает самые тонкие струны человеческой души.
- А какие инструменты используют авторы для исполнения жанра романс? (ответ учащихся – гитара, рояль, флейта, скрипка). Как вы уже заметили, большое предпочтение отдают гитаре и фортепиано.
- В исполнении кого могут звучать романсы? (ответ учащихся – в исполнении мужчин, женщин, дуэтов, детей). Конечно же романсы могут исполнять люди разного количества, пола, возраста, национальности и социальной принадлежности. Это не имеет никакого значения. Главное, как мы уже подчеркнули, чтобы исполнители смогли донести важность и значимость переданных авторами чувств, мыслей и переживаний. От души к душе.
3. Разучивание «Жаворонка» М.И. Глинка
Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.
- Что послужило основой для возникновения жанра романса?
Итог урока.
Вывод. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.
Домашнее задание: прочитать стихи С. Есенина «Поет зима - аукает».