kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки на тему «Выразительная и изобразительная интонация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ

"Лицей №6 имени М.А.Булатова"

учитель музыки

Бутенко Марина Григорьевна

Открытый урок  музыки

3 класс 2 четверть

 Тема «Выразительная и изобразительная интонация»

Подтема: «Ритмическая интонация»

Цель урока: через тембровую окраску звучания инструментов дать понятия

                      о выразительных и изобразительных, ритмических интонациях.

Задачи:

  • Закрепление  понятия «интонация»;
  • Осознанное понимание учащимися выразительных и изобразительных интонаций;
  • Развитие ритмического чувства у учащихся на примерах различных музыкальных интонаций;
  • Введение основ музыкальной грамотности;
  • Освоение навыков игры на музыкальных инструментах;
  • Решение художественных образов в исполнительской деятельности.

На экране: тема урока, слайды «Барабан», иллюстрации к попевке «Кузнец»,  презетация  Н.А.Римского-Корсакова.

Вход в класс: «Кто дежурные», муз. Д.Б.Кабалевского.

Ход урока:

         Проговариваю несколько скороговорок.

- Дети, что я сейчас произнесла? (Скороговорки).

- А вы могли бы привести примеры скороговорок?

- Все скороговорки, которые мы произнесли, являются жанром устного народного творчества.

- Что является отличительной особенностью скороговорок? (Быстрый темп, дикция).

- А могут скороговорки быть музыкальными?

- Приведите примеры. («Болтунья», «Барабан»).

- Давайте вспомним слова и вместе проговорим их.

- Дети, помним главную интонацию?

- Давайте исполним, только в быстром темпе и четко произносим слова. Молодцы!

- А теперь, давайте, в более медленном темпе споем первую фразу, отмечая хлопками ударные слоги. В музыке тоже есть ударные слоги, но называются они сильные доли.

- Во второй фразе выделяем каждую долю. Мы отсчитаем пульс, где каждый удар соответствует шагу. Встали. Маршируют. Почувствовали пульс?

- А в третьей фразе мы отметим пульс мелкими шажками уже другими движениями. (Дробленый пульс).

- Любой ритм или пульс можно записать условными обозначениями. Обратите внимание на плакат. Такая запись называется ритмической партитурой. Давайте посмотрим на ритмическую партитуру нашей попевки:

  • В первой фразе отмечены редкие удары
  • Во второй фразе – пульс соответствует шагу
  • В третьей фразе отмечен дробленый пульс.

- А четвертая фраза необычная. Мы с вами попробуем почувствовать и выделить слабую долю. Выделение звука ударением называется акцентом. Мы попробуем сделать акцент на последнюю слабую долю. На какой слог приходится акцент? Попробуем вместе без сопровождения.

- А теперь воспользуемся плакатом (ритмической партитурой), исполним с акцентом, с очень выразительной интонацией.

- А как вы думаете – интонация в этой попевке что-нибудь изображает? (Дробь барабана).

Вывод:  Как и три кита в музыке могут встречаться вместе (танец и песня, марш и песня). Выразительная и изобразительная интонация тоже могут и чаще всего встречаются вместе.

- Молодцы!

- А сейчас, дети, послушаем музыку и посмотрим на иллюстрации на доске.

- Как вы думаете – есть ли в музыке и иллюстрациях что-нибудь общее?

- Как бы вы назвали эту музыкальную картинку? Вы наверное сразу вспомнили знакомую попевку с этим названием.

- Как вы исполняли попевку? (по ролям).

- Почему? Сколько действующих лиц? (Всадник и кузнец).

- Давайте исполним попевку. (Исполнение).

- Что музыка изображает? (Перестук молоточков).

- Какие инструменты можно использовать для большей выразительности попевки?

    Повторное исполнение с инструментами.

- Как назовем интонацию в этой попевке – изобразительная или выразительная? (Выразительная – диалог всадника и кузнеца; Изобразительная – перестук молоточков).

Вывод: Выразительная и изобразительная интонации встречаются вместе.

- А теперь поиграем в игру. Посмотрите на плакате запись ритмических интонаций знакомых вам попевок. Название попевок зашифровано на этих картинках. Ваша задача назвать номер ритмической партитуры и найти подходящую картинку – название. Только я буду играть вам эти интонации в разном порядке. (Играют).

- Дети, обратите внимание, что музыкальные интонации могут быть изображены различными линиями:

  • Интонация скороговорки – прямой линией;
  • Вопросительная интонация – похожа на «?»;
  • Призывная интонация – ломаной линией;
  • Повествовательная интонация – плавной, волнистой линией.

- Давайте исполнением передадим эту повествовательную интонацию «Маленькой рыбки». Свободное исполнение (Стоя).

Вывод: Исполнение с музыкальными инструментами.

- Как вы думаете – какая «рыбка» по характеру? (Добрая, нежная, милая и немного волшебная).

- в какой сказке встречаемся с волшебными рыбками? («Сказка о рыбаке и рыбке).

- А кто ее автор? (А,С,Пушкин).

- К нам пришли герои еще одной сказки А.С.Пушкина. (отрывки).

- Узнаем название сказки и ее героев?  («Золотой петушок», «Звездочет», царь Додон, Петушок).

- А музыкальный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Дал ей вторую жизнь на сцене. Он очень умело дал музыкальную характеристику этих героев. Он говорил, что музыка – это искусство поэтических мыслей.

- Попробуем узнать героев по музыкальному портрету и охарактеризовать их интонации. (Слушание).

         1. «Звездочет» - изображает мерцание звезд

         2. «Царь Додон» - шутливая интонация

         3. «Петушок» - крикливая интонация.

- Именно интонация помогла нам узнать героев оперы-сказки.

Итог: Музыкальный и литературный язык взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

- Дети, какие две интонации могут встречаться вместе? (Изобразительная и выразительная).

- От яркости музыкальных интонаций зависит выразительность произведения.

Домашнее задание: нарисовать полюбившегося героя оперы-сказки.

- Молодцы!

Выход: «Кто дежурные?» Д.Б.Кабалевский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки на тему «Выразительная и изобразительная интонация» »


МБОУ

"Лицей №6 имени М.А.Булатова"

учитель музыки

Бутенко Марина Григорьевна


Открытый урок музыки

3 класс 2 четверть

Тема «Выразительная и изобразительная интонация»


Подтема: «Ритмическая интонация»


Цель урока: через тембровую окраску звучания инструментов дать понятия

о выразительных и изобразительных, ритмических интонациях.


Задачи:

  • Закрепление понятия «интонация»;

  • Осознанное понимание учащимися выразительных и изобразительных интонаций;

  • Развитие ритмического чувства у учащихся на примерах различных музыкальных интонаций;

  • Введение основ музыкальной грамотности;

  • Освоение навыков игры на музыкальных инструментах;

  • Решение художественных образов в исполнительской деятельности.



На экране: тема урока, слайды «Барабан», иллюстрации к попевке «Кузнец», презетация Н.А.Римского-Корсакова.


Вход в класс: «Кто дежурные», муз. Д.Б.Кабалевского .


Ход урока:


Проговариваю несколько скороговорок.

- Дети, что я сейчас произнесла? (Скороговорки).

- А вы могли бы привести примеры скороговорок?

- Все скороговорки, которые мы произнесли, являются жанром устного народного творчества.

- Что является отличительной особенностью скороговорок? (Быстрый темп, дикция).

- А могут скороговорки быть музыкальными?

- Приведите примеры. («Болтунья», «Барабан»).

- Давайте вспомним слова и вместе проговорим их.

- Дети, помним главную интонацию?

- Давайте исполним, только в быстром темпе и четко произносим слова. Молодцы!

- А теперь, давайте, в более медленном темпе споем первую фразу, отмечая хлопками ударные слоги. В музыке тоже есть ударные слоги, но называются они сильные доли.

- Во второй фразе выделяем каждую долю. Мы отсчитаем пульс, где каждый удар соответствует шагу. Встали. Маршируют. Почувствовали пульс?

- А в третьей фразе мы отметим пульс мелкими шажками уже другими движениями. (Дробленый пульс).

- Любой ритм или пульс можно записать условными обозначениями. Обратите внимание на плакат. Такая запись называется ритмической партитурой. Давайте посмотрим на ритмическую партитуру нашей попевки:

  • В первой фразе отмечены редкие удары

  • Во второй фразе – пульс соответствует шагу

  • В третьей фразе отмечен дробленый пульс.

- А четвертая фраза необычная. Мы с вами попробуем почувствовать и выделить слабую долю. Выделение звука ударением называется акцентом. Мы попробуем сделать акцент на последнюю слабую долю. На какой слог приходится акцент? Попробуем вместе без сопровождения.

- А теперь воспользуемся плакатом (ритмической партитурой), исполним с акцентом, с очень выразительной интонацией.

- А как вы думаете – интонация в этой попевке что-нибудь изображает? (Дробь барабана).


Вывод: Как и три кита в музыке могут встречаться вместе (танец и песня, марш и песня). Выразительная и изобразительная интонация тоже могут и чаще всего встречаются вместе.

- Молодцы!

- А сейчас, дети, послушаем музыку и посмотрим на иллюстрации на доске.

- Как вы думаете – есть ли в музыке и иллюстрациях что-нибудь общее?

- Как бы вы назвали эту музыкальную картинку? Вы наверное сразу вспомнили знакомую попевку с этим названием.

- Как вы исполняли попевку? (по ролям).

- Почему? Сколько действующих лиц? (Всадник и кузнец).

- Давайте исполним попевку. (Исполнение).

- Что музыка изображает? (Перестук молоточков).

- Какие инструменты можно использовать для большей выразительности попевки?

Повторное исполнение с инструментами.

- Как назовем интонацию в этой попевке – изобразительная или выразительная? (Выразительная – диалог всадника и кузнеца; Изобразительная – перестук молоточков).


Вывод: Выразительная и изобразительная интонации встречаются вместе.


- А теперь поиграем в игру. Посмотрите на плакате запись ритмических интонаций знакомых вам попевок. Название попевок зашифровано на этих картинках. Ваша задача назвать номер ритмической партитуры и найти подходящую картинку – название. Только я буду играть вам эти интонации в разном порядке. (Играют).

- Дети, обратите внимание, что музыкальные интонации могут быть изображены различными линиями:

  • Интонация скороговорки – прямой линией;

  • Вопросительная интонация – похожа на «?»;

  • Призывная интонация – ломаной линией;

  • Повествовательная интонация – плавной, волнистой линией.

- Давайте исполнением передадим эту повествовательную интонацию «Маленькой рыбки». Свободное исполнение (Стоя).


Вывод: Исполнение с музыкальными инструментами.


- Как вы думаете – какая «рыбка» по характеру? (Добрая, нежная, милая и немного волшебная).

- в какой сказке встречаемся с волшебными рыбками? («Сказка о рыбаке и рыбке).

- А кто ее автор? (А,С,Пушкин).

- К нам пришли герои еще одной сказки А.С.Пушкина. (отрывки).

- Узнаем название сказки и ее героев? («Золотой петушок», «Звездочет», царь Додон, Петушок).

- А музыкальный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Дал ей вторую жизнь на сцене. Он очень умело дал музыкальную характеристику этих героев. Он говорил, что музыка – это искусство поэтических мыслей.

- Попробуем узнать героев по музыкальному портрету и охарактеризовать их интонации. (Слушание).

1. «Звездочет» - изображает мерцание звезд

2. «Царь Додон» - шутливая интонация

3. «Петушок» - крикливая интонация.

- Именно интонация помогла нам узнать героев оперы-сказки.


Итог: Музыкальный и литературный язык взаимосвязаны и дополняют друг друга.


- Дети, какие две интонации могут встречаться вместе? (Изобразительная и выразительная).

- От яркости музыкальных интонаций зависит выразительность произведения.


Домашнее задание: нарисовать полюбившегося героя оперы-сказки.


- Молодцы!


Выход: «Кто дежурные?» Д.Б.Кабалевский.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки на тему «Выразительная и изобразительная интонация»

Автор: Бутенко Марина Григорьевна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по музыке в 3 классе на тему:"Выразительные свойства музыки""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotkaurokapomuzykiev3klassienatiemuvyrazitielnyiesvoistvamuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "290417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949835"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок музыки "Изобразительная и выразительная интонации""
    ["seo_title"] => string(54) "urok_muzyki_izobrazitelnaia_i_vyrazitelnaia_intonatsii"
    ["file_id"] => string(6) "538431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580820489"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока "Изобразительная интонация""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_naia_intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "372315"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482348907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства