МБОУ
"Лицей №6 имени М.А.Булатова"
учитель музыки
Бутенко Марина Григорьевна
Открытый урок музыки
3 класс 2 четверть
Тема «Выразительная и изобразительная интонация»
Подтема: «Ритмическая интонация»
Цель урока: через тембровую окраску звучания инструментов дать понятия
о выразительных и изобразительных, ритмических интонациях.
Задачи:
- Закрепление понятия «интонация»;
- Осознанное понимание учащимися выразительных и изобразительных интонаций;
- Развитие ритмического чувства у учащихся на примерах различных музыкальных интонаций;
- Введение основ музыкальной грамотности;
- Освоение навыков игры на музыкальных инструментах;
- Решение художественных образов в исполнительской деятельности.
На экране: тема урока, слайды «Барабан», иллюстрации к попевке «Кузнец», презетация Н.А.Римского-Корсакова.
Вход в класс: «Кто дежурные», муз. Д.Б.Кабалевского.
Ход урока:
Проговариваю несколько скороговорок.
- Дети, что я сейчас произнесла? (Скороговорки).
- А вы могли бы привести примеры скороговорок?
- Все скороговорки, которые мы произнесли, являются жанром устного народного творчества.
- Что является отличительной особенностью скороговорок? (Быстрый темп, дикция).
- А могут скороговорки быть музыкальными?
- Приведите примеры. («Болтунья», «Барабан»).
- Давайте вспомним слова и вместе проговорим их.
- Дети, помним главную интонацию?
- Давайте исполним, только в быстром темпе и четко произносим слова. Молодцы!
- А теперь, давайте, в более медленном темпе споем первую фразу, отмечая хлопками ударные слоги. В музыке тоже есть ударные слоги, но называются они сильные доли.
- Во второй фразе выделяем каждую долю. Мы отсчитаем пульс, где каждый удар соответствует шагу. Встали. Маршируют. Почувствовали пульс?
- А в третьей фразе мы отметим пульс мелкими шажками уже другими движениями. (Дробленый пульс).
- Любой ритм или пульс можно записать условными обозначениями. Обратите внимание на плакат. Такая запись называется ритмической партитурой. Давайте посмотрим на ритмическую партитуру нашей попевки:
- В первой фразе отмечены редкие удары
- Во второй фразе – пульс соответствует шагу
- В третьей фразе отмечен дробленый пульс.
- А четвертая фраза необычная. Мы с вами попробуем почувствовать и выделить слабую долю. Выделение звука ударением называется акцентом. Мы попробуем сделать акцент на последнюю слабую долю. На какой слог приходится акцент? Попробуем вместе без сопровождения.
- А теперь воспользуемся плакатом (ритмической партитурой), исполним с акцентом, с очень выразительной интонацией.
- А как вы думаете – интонация в этой попевке что-нибудь изображает? (Дробь барабана).
Вывод: Как и три кита в музыке могут встречаться вместе (танец и песня, марш и песня). Выразительная и изобразительная интонация тоже могут и чаще всего встречаются вместе.
- Молодцы!
- А сейчас, дети, послушаем музыку и посмотрим на иллюстрации на доске.
- Как вы думаете – есть ли в музыке и иллюстрациях что-нибудь общее?
- Как бы вы назвали эту музыкальную картинку? Вы наверное сразу вспомнили знакомую попевку с этим названием.
- Как вы исполняли попевку? (по ролям).
- Почему? Сколько действующих лиц? (Всадник и кузнец).
- Давайте исполним попевку. (Исполнение).
- Что музыка изображает? (Перестук молоточков).
- Какие инструменты можно использовать для большей выразительности попевки?
Повторное исполнение с инструментами.
- Как назовем интонацию в этой попевке – изобразительная или выразительная? (Выразительная – диалог всадника и кузнеца; Изобразительная – перестук молоточков).
Вывод: Выразительная и изобразительная интонации встречаются вместе.
- А теперь поиграем в игру. Посмотрите на плакате запись ритмических интонаций знакомых вам попевок. Название попевок зашифровано на этих картинках. Ваша задача назвать номер ритмической партитуры и найти подходящую картинку – название. Только я буду играть вам эти интонации в разном порядке. (Играют).
- Дети, обратите внимание, что музыкальные интонации могут быть изображены различными линиями:
- Интонация скороговорки – прямой линией;
- Вопросительная интонация – похожа на «?»;
- Призывная интонация – ломаной линией;
- Повествовательная интонация – плавной, волнистой линией.
- Давайте исполнением передадим эту повествовательную интонацию «Маленькой рыбки». Свободное исполнение (Стоя).
Вывод: Исполнение с музыкальными инструментами.
- Как вы думаете – какая «рыбка» по характеру? (Добрая, нежная, милая и немного волшебная).
- в какой сказке встречаемся с волшебными рыбками? («Сказка о рыбаке и рыбке).
- А кто ее автор? (А,С,Пушкин).
- К нам пришли герои еще одной сказки А.С.Пушкина. (отрывки).
- Узнаем название сказки и ее героев? («Золотой петушок», «Звездочет», царь Додон, Петушок).
- А музыкальный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Дал ей вторую жизнь на сцене. Он очень умело дал музыкальную характеристику этих героев. Он говорил, что музыка – это искусство поэтических мыслей.
- Попробуем узнать героев по музыкальному портрету и охарактеризовать их интонации. (Слушание).
1. «Звездочет» - изображает мерцание звезд
2. «Царь Додон» - шутливая интонация
3. «Петушок» - крикливая интонация.
- Именно интонация помогла нам узнать героев оперы-сказки.
Итог: Музыкальный и литературный язык взаимосвязаны и дополняют друг друга.
- Дети, какие две интонации могут встречаться вместе? (Изобразительная и выразительная).
- От яркости музыкальных интонаций зависит выразительность произведения.
Домашнее задание: нарисовать полюбившегося героя оперы-сказки.
- Молодцы!
Выход: «Кто дежурные?» Д.Б.Кабалевский.