Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».
Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».
Основная проблема занятия: Может ли живопись и музыка показать
состояние человека.
Цель: Показать какими средствами композитор и художник передаёт настроение человека.
Тип урока: Углубление и обобщение темы
Задача: Воспитание эстетического отношения( восприятия) к произведениям разного вида искусства, чувство сопереживания.
Образовательная задача: Знакомство с биографическими данными
художника Шишкина, основным содержанием его творчества. Обобщение творческого облика М.И. Глинки.
Развивающие задачи: Нахождение к музыкальному произведению созвучного по настроению, характеру и образу поэтического текста, зрительных ассоциаций к картине.
Развитие творческого воображения, музыкального мышления.
Развитие чувства ритма, унисонного пения, формирование певческой позиции, дыхания по фразам( в соответствии с образом в музыке).
Методы, приемы: проблемно- поисковый, метод анализа и сравнения.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портрет Шишикина,
Глинки, репродукции « Среди долины ровныя», «На Севере диком».
План-конспект
1. Вход под русскую народную мелодию( хороводный шаг). Передать в движении плавность, неторопливость, певучесть присущую русской народной песни.
2. а) Распевка. Элементы сольмизации( ТЗ- ступени-1-11-111). Песня о нотах. Музыка Роджерса.
б) Работа над ритмом( доли, ритм, рисунок мелодии, слабые, сильные доли).
в) Одновременное исполнение ритмического рисунка и метроритма (долей).
3. Пение «Снег кружиться» (I куплет). Следить за посадкой, дыханием, дикцией, интонированием.
Учитель- Если бы вы были художниками, какой бы жанр использовали, чтобы передать настроение песни( натюрморт, портрет, пейзаж)? Что бы вы нарисовали? Пейзаж- картина природы. Какими средствами выразительности пользовались. Музыка- подскажет образы, краски. Музыкальные образы подсказали слова-литература.
4.Послушайте стихотворение Алексея Фёдоровича Мерзлякова, живущего в первой половине IX века( более 150 лет тому назад), профессора Московского университета, которое называется» Одиночество», попробуйте найти запоминающиеся строчки. Чтение.
- Какие строчки запомнились?
Объяснение слова - рекрут.
Через картину природы передаётся душевное состояние человека( не понимание, нет настоящего друг, не любят, потеря близких, тоска по дому).
- Каково общее настроение стихов? (настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека) Своим характером, напевной интонационнстью, ритмикой напоминающее народную песню.
Кто положил на музыку стихи Алексея Федоровича Мерзлякова- неведомо. 5. Слушание песни « Среди долины ровныя».
Попробуйте выбрать подходящее для песни определения( величавая, неторопливая, напевная, протяжная, распевная, поступательность движения, широкие ходы - признаки народной песни).
- Какой можно назвать песню? Композиторской или народной.
Пение песни внутренним слухом, подпевание со словами.
- Русский пейзаж, облик могучего, одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы душевные переживания, характер и силу народа.
- Посмотрите работы великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, родившегося почти 170 лет назад, творчество его пришлось на вторую половину IX века. Многие художники пытались осмыслить свое творчество, признавались в стремлении музыки изображаемого. Музыка, как настроение картины, как буйство или прозрачность красок, линий, форм, как высокое обобщение содержания - это действительно высшее совершенство. Посмотрите, какой из пейзажей И.И. Шишкина по настроению и содержанию песни подходит к песни « Среди долины ровныя»
- Все есть для простора, но не с кем разделить непогоду.
Заросшее поле. Давно не езженная просёлочная дорога. И в правой стороне стоит могучий дуб, раскинувшись во все стороны, кудрявые, густые ветви.
Чуть снизу смотрит на одинокое дерево художник- ведь оно на гладкой высоте. Цвет - вот что поражает в этом холсте. Солнце светит дубу в изножье. Ранее утор? Подступающие летние сумерки. Скорее сумерки, ведь небо у горизонта сгущается, синеет. Смотришь на дуб и кажется, слышишь, как шелестит плотная листва, поёт тихонько.
- Помогли стихи глубже почувствовать содержание картины, а увиденное- поэтические сроки.
И представьте себе, что запел народ строки песни « Среди долины ровныя» Песня и картина описали нам чувства, которые находятся глубоко в душе и не всегда высказываются вслух.
- Я не думаю, что Иван Иванович написал картину, точно следуя словам песни. Что-то в его душе, испытавшей много лишений, горестей и что-то в орлином зрении и соловьином слухе соединило виданные и любимые уголки Отечества с песней. Изображение природы в искусстве не просто копирование, в творчестве И.И. Шишкина, она одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек, какие вызывают у него чувства, переживания, настроения.
- Можно ли назвать картину звучащей?
6. Не мог остаться равнодушным к этой песне и замечательный русский композитор, автор первых русских опер «Иван Сусанин» и « Руслан и Людмила»
- Кто?( Михаил Иванович Глинка)
С детства полюбивший русскую народную песню, он сохранил эту привязанность на всю жизнь. Мелодии, созданные народом звучат в его операх. Возможно М.И. Глинка находился в дали от Родины, испытывал те же чувства, которые переживал И.И. Шишкин услышав русскую народную песню « Среди долины ровныя». После встречи с картиной ( « Среди долины ровныя») М.И.Глинка был потрясён, тронут увиденным, что послужило поводом для создания вариаций с одноименным названием. (Звучат вариации в исполнении на фортепиано).
По-разному варьирует ( видоизменяет) тему композитор (темп, динамика от рр до ТС, украшения). Итак, Сегодня звучали стихи, звучала музыка, смотрели репродукции. Главный вопрос- Может ли музыка, живопись, поэзия передать настроение, состояние души человека?( печаль сильного человека).
Хотелось пожелать Вам, чтобы чувство одиночества и печали обходило Вас стороной, но а если выпадают на Вашу долю это испытание,- не падали духом. Были мужественными и сильными чтобы сумели выстоять, не сломаться, чтобы в трудную минуту друг пришел на помощь, но и это будет наверняка, если и вы не будете стоять в стороне, когда кому-то будет нужна Ваша помощь.
И.Л. Руставели: «Тяжело тому в несчастье Кто найти не может друга Помогать в беде друг другу Мы обязаны всегда Друг наша верная опора Если встретится беда».
Помогать в беде другому Нам завещено от века.
В заключении давайте споём куплет песни « Ты да я, да мы с тобой» ( посадка, дикция, дыхание, интонирование).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».»
Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».
Основная проблема занятия: Может ли живопись и музыка показать
состояние человека.
Цель: Показать какими средствами композитор и художник передаёт настроение человека.
Тип урока: Углубление и обобщение темы
Задача: Воспитание эстетического отношения( восприятия) к произведениям разного вида искусства, чувство сопереживания.
Образовательная задача: Знакомство с биографическими данными
художника Шишкина, основным содержанием его творчества. Обобщение творческого облика М.И. Глинки.
Развивающие задачи: Нахождение к музыкальному произведению созвучного по настроению, характеру и образу поэтического текста, зрительных ассоциаций к картине.
Развитие творческого воображения, музыкального мышления.
Развитие чувства ритма, унисонного пения, формирование певческой позиции, дыхания по фразам( в соответствии с образом в музыке).
Методы, приемы: проблемно- поисковый, метод анализа и сравнения.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портрет Шишикина,
Глинки, репродукции « Среди долины ровныя», «На Севере диком».
План-конспект
1. Вход под русскую народную мелодию( хороводный шаг). Передать в движении плавность, неторопливость, певучесть присущую русской народной песни.
2. а) Распевка. Элементы сольмизации( ТЗ- ступени-1-11-111). Песня о нотах. Музыка Роджерса.
б) Работа над ритмом( доли, ритм, рисунок мелодии, слабые, сильные доли).
в) Одновременное исполнение ритмического рисунка и метроритма (долей).
3. Пение «Снег кружиться» (I куплет). Следить за посадкой, дыханием, дикцией, интонированием.
Учитель- Если бы вы были художниками, какой бы жанр использовали, чтобы передать настроение песни( натюрморт, портрет, пейзаж)? Что бы вы нарисовали? Пейзаж- картина природы. Какими средствами выразительности пользовались. Музыка- подскажет образы, краски. Музыкальные образы подсказали слова-литература.
4 .Послушайте стихотворение Алексея Фёдоровича Мерзлякова, живущего в первой половине IX века( более 150 лет тому назад), профессора Московского университета, которое называется» Одиночество», попробуйте найти запоминающиеся строчки. Чтение.
- Какие строчки запомнились?
Объяснение слова - рекрут.
Через картину природы передаётся душевное состояние человека( не понимание, нет настоящего друг, не любят, потеря близких, тоска по дому).
- Каково общее настроение стихов? (настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека) Своим характером, напевной интонационнстью, ритмикой напоминающее народную песню.
Кто положил на музыку стихи Алексея Федоровича Мерзлякова- неведомо. 5. Слушание песни « Среди долины ровныя».
Попробуйте выбрать подходящее для песни определения( величавая, неторопливая, напевная, протяжная, распевная, поступательность движения, широкие ходы - признаки народной песни).
- Какой можно назвать песню? Композиторской или народной.
Пение песни внутренним слухом, подпевание со словами.
- Русский пейзаж, облик могучего, одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы душевные переживания , характер и силу народа.
- Посмотрите работы великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, родившегося почти 170 лет назад, творчество его пришлось на вторую половину IX века. Многие художники пытались осмыслить свое творчество, признавались в стремлении музыки изображаемого. Музыка, как настроение картины, как буйство или прозрачность красок, линий, форм, как высокое обобщение содержания - это действительно высшее совершенство. Посмотрите, какой из пейзажей И.И. Шишкина по настроению и содержанию песни подходит к песни « Среди долины ровныя»
- Все есть для простора , но не с кем разделить непогоду.
Заросшее поле. Давно не езженная просёлочная дорога. И в правой стороне стоит могучий дуб, раскинувшись во все стороны, кудрявые, густые ветви.
Чуть снизу смотрит на одинокое дерево художник- ведь оно на гладкой высоте. Цвет - вот что поражает в этом холсте. Солнце светит дубу в изножье. Ранее утор? Подступающие летние сумерки. Скорее сумерки, ведь небо у горизонта сгущается, синеет. Смотришь на дуб и кажется, слышишь, как шелестит плотная листва, поёт тихонько.
- Помогли стихи глубже почувствовать содержание картины, а увиденное- поэтические сроки...
И представьте себе, что запел народ строки песни « Среди долины ровныя» Песня и картина описали нам чувства, которые находятся глубоко в душе и не всегда высказываются вслух.
- Я не думаю, что Иван Иванович написал картину, точно следуя словам песни. Что-то в его душе, испытавшей много лишений, горестей и что-то в орлином зрении и соловьином слухе соединило виданные и любимые уголки Отечества с песней. Изображение природы в искусстве не просто копирование, в творчестве И.И. Шишкина, она одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек, какие вызывают у него чувства, переживания, настроения.
- Можно ли назвать картину звучащей?
6. Не мог остаться равнодушным к этой песне и замечательный русский композитор, автор первых русских опер «Иван Сусанин» и « Руслан и Людмила»
- Кто?( Михаил Иванович Глинка)
С детства полюбивший русскую народную песню, он сохранил эту привязанность на всю жизнь. Мелодии, созданные народом звучат в его операх. Возможно М.И. Глинка находился в дали от Родины , испытывал те же чувства, которые переживал И.И. Шишкин услышав русскую народную песню « Среди долины ровныя». После встречи с картиной ( « Среди долины ровныя») М.И.Глинка был потрясён, тронут увиденным, что послужило поводом для создания вариаций с одноименным названием. (Звучат вариации в исполнении на фортепиано).
По-разному варьирует ( видоизменяет) тему композитор (темп, динамика от рр до ТС, украшения). Итак, Сегодня звучали стихи, звучала музыка, смотрели репродукции. Главный вопрос- Может ли музыка, живопись, поэзия передать настроение, состояние души человека?( печаль сильного человека).
Хотелось пожелать Вам, чтобы чувство одиночества и печали обходило Вас стороной, но а если выпадают на Вашу долю это испытание,- не падали духом. Были мужественными и сильными чтобы сумели выстоять, не сломаться, чтобы в трудную минуту друг пришел на помощь, но и это будет наверняка, если и вы не будете стоять в стороне, когда кому-то будет нужна Ваша помощь.
И .Л. Руставели: «Тяжело тому в несчастье Кто найти не может друга Помогать в беде друг другу Мы обязаны всегда Друг наша верная опора Если встретится беда».
Помогать в беде другому Нам завещено от века...
В заключении давайте споём куплет песни « Ты да я, да мы с тобой» ( посадка, дикция, дыхание, интонирование).