kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная проблема занятия: Может ли живопись и музыка показать

состояние человека.

Цель: Показать какими средствами композитор и художник передаёт настроение человека.

Тип урока: Углубление и обобщение темы

Задача: Воспитание эстетического отношения( восприятия) к произведениям разного вида искусства, чувство сопереживания.

Образовательная задача: Знакомство с биографическими данными

художника Шишкина, основным содержанием его творчества. Обобщение творческого облика М.И. Глинки.

Развивающие задачи: Нахождение к музыкальному произведению созвучного по настроению, характеру и образу поэтического текста, зрительных ассоциаций к картине.

Развитие творческого воображения, музыкального мышления.

Вокальная работа: Формирование навыков чистого интонирования интервалов, контеленного пения, образного исполнения.

Развитие чувства ритма, унисонного пения, формирование певческой позиции, дыхания по фразам( в соответствии с образом в музыке).

Методы, приемы: проблемно- поисковый, метод анализа и сравнения.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портрет Шишикина,

Глинки, репродукции « Среди долины ровныя», «На Севере диком».

План-конспект

1.      Вход под русскую народную мелодию( хороводный шаг). Передать в движении плавность, неторопливость, певучесть присущую русской народной песни.

2.      а) Распевка. Элементы сольмизации( ТЗ- ступени-1-11-111). Песня о нотах. Музыка Роджерса.

б)      Работа над ритмом( доли, ритм, рисунок мелодии, слабые, сильные доли).

в)      Одновременное исполнение ритмического рисунка и метроритма (долей).

3.      Пение «Снег кружиться» (I куплет). Следить за посадкой, дыханием, дикцией, интонированием.

Учитель- Если бы вы были художниками, какой бы жанр использовали, чтобы передать настроение песни( натюрморт, портрет, пейзаж)? Что бы вы нарисовали? Пейзаж- картина природы. Какими средствами выразительности пользовались. Музыка- подскажет образы, краски. Музыкальные образы подсказали слова-литература.

4.Послушайте стихотворение Алексея Фёдоровича Мерзлякова, живущего в первой половине IX века( более 150 лет тому назад), профессора Московского университета, которое называется» Одиночество», попробуйте найти запоминающиеся строчки. Чтение.

- Какие строчки запомнились?

Объяснение слова - рекрут.

Через картину природы передаётся душевное состояние человека( не понимание, нет настоящего друг, не любят, потеря близких, тоска по дому).

-        Каково общее настроение стихов? (настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека) Своим характером, напевной интонационнстью, ритмикой напоминающее народную песню.

Кто положил на музыку стихи Алексея Федоровича Мерзлякова- неведомо. 5. Слушание песни « Среди долины ровныя».

Попробуйте выбрать подходящее для песни определения( величавая, неторопливая, напевная, протяжная, распевная, поступательность движения, широкие ходы - признаки народной песни).

-        Какой можно назвать песню? Композиторской или народной.

Пение песни внутренним слухом, подпевание со словами.

-        Русский пейзаж, облик могучего, одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы душевные переживания, характер и силу народа.

-        Посмотрите работы великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, родившегося почти 170 лет назад, творчество его пришлось на вторую половину IX века. Многие художники пытались осмыслить свое творчество, признавались в стремлении музыки изображаемого. Музыка, как настроение картины, как буйство или прозрачность красок, линий, форм, как высокое обобщение содержания - это действительно высшее совершенство. Посмотрите, какой из пейзажей И.И. Шишкина по настроению и содержанию песни подходит к песни « Среди долины ровныя»

-        Все есть для простора, но не с кем разделить непогоду.

Заросшее поле. Давно не езженная просёлочная дорога. И в правой стороне стоит могучий дуб, раскинувшись во все стороны, кудрявые, густые ветви.

Чуть снизу смотрит на одинокое дерево художник- ведь оно на гладкой высоте. Цвет - вот что поражает в этом холсте. Солнце светит дубу в изножье. Ранее утор? Подступающие летние сумерки. Скорее сумерки, ведь небо у горизонта сгущается, синеет. Смотришь на дуб и кажется, слышишь, как шелестит плотная листва, поёт тихонько.

-        Помогли стихи глубже почувствовать содержание картины, а увиденное- поэтические сроки.

И представьте себе, что запел народ строки песни « Среди долины ровныя» Песня и картина описали нам чувства, которые находятся глубоко в душе и не всегда высказываются вслух.

-        Я не думаю, что Иван Иванович написал картину, точно следуя словам песни. Что-то в его душе, испытавшей много лишений, горестей и что-то в орлином зрении и соловьином слухе соединило виданные и любимые уголки Отечества с песней. Изображение природы в искусстве не просто копирование, в творчестве И.И. Шишкина, она одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек, какие вызывают у него чувства, переживания, настроения.

-        Можно ли назвать картину звучащей?

6. Не мог остаться равнодушным к этой песне и замечательный русский композитор, автор первых русских опер «Иван Сусанин» и « Руслан и Людмила»

-        Кто?( Михаил Иванович Глинка)

С детства полюбивший русскую народную песню, он сохранил эту привязанность на всю жизнь. Мелодии, созданные народом звучат в его операх. Возможно М.И. Глинка находился в дали от Родины, испытывал те же чувства, которые переживал И.И. Шишкин услышав русскую народную песню « Среди долины ровныя». После встречи с картиной ( « Среди долины ровныя») М.И.Глинка был потрясён, тронут увиденным, что послужило поводом для создания вариаций с одноименным названием. (Звучат вариации в исполнении на фортепиано).

По-разному варьирует ( видоизменяет) тему композитор (темп, динамика от рр до ТС, украшения). Итак, Сегодня звучали стихи, звучала музыка, смотрели репродукции. Главный вопрос- Может ли музыка, живопись, поэзия передать настроение, состояние души человека?( печаль сильного человека).

Хотелось пожелать Вам, чтобы чувство одиночества и печали обходило Вас стороной, но а если выпадают на Вашу долю это испытание,- не падали духом. Были мужественными и сильными чтобы сумели выстоять, не сломаться, чтобы в трудную минуту друг пришел на помощь, но и это будет наверняка, если и вы не будете стоять в стороне, когда кому-то будет нужна Ваша помощь.

И.Л. Руставели: «Тяжело тому в несчастье Кто найти не может друга Помогать в беде друг другу Мы обязаны всегда Друг наша верная опора Если встретится беда».

Помогать в беде другому Нам завещено от века.

В заключении давайте споём куплет песни « Ты да я, да мы с тобой» ( посадка, дикция, дыхание, интонирование).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».»

Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».

Основная проблема занятия: Может ли живопись и музыка показать

состояние человека.

Цель: Показать какими средствами композитор и художник передаёт настроение человека.

Тип урока: Углубление и обобщение темы

Задача: Воспитание эстетического отношения( восприятия) к произведениям разного вида искусства, чувство сопереживания.

Образовательная задача: Знакомство с биографическими данными

художника Шишкина, основным содержанием его творчества. Обобщение творческого облика М.И. Глинки.

Развивающие задачи: Нахождение к музыкальному произведению созвучного по настроению, характеру и образу поэтического текста, зрительных ассоциаций к картине.

Развитие творческого воображения, музыкального мышления.

Вокальная работа: Формирование навыков чистого интонирования интервалов, контеленного пения, образного исполнения.

Развитие чувства ритма, унисонного пения, формирование певческой позиции, дыхания по фразам( в соответствии с образом в музыке).

Методы, приемы: проблемно- поисковый, метод анализа и сравнения.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портрет Шишикина,

Глинки, репродукции « Среди долины ровныя», «На Севере диком».

План-конспект

1. Вход под русскую народную мелодию( хороводный шаг). Передать в движении плавность, неторопливость, певучесть присущую русской народной песни.

2. а) Распевка. Элементы сольмизации( ТЗ- ступени-1-11-111). Песня о нотах. Музыка Роджерса.

б) Работа над ритмом( доли, ритм, рисунок мелодии, слабые, сильные доли).

в) Одновременное исполнение ритмического рисунка и метроритма (долей).

3. Пение «Снег кружиться» (I куплет). Следить за посадкой, дыханием, дикцией, интонированием.

Учитель- Если бы вы были художниками, какой бы жанр использовали, чтобы передать настроение песни( натюрморт, портрет, пейзаж)? Что бы вы нарисовали? Пейзаж- картина природы. Какими средствами выразительности пользовались. Музыка- подскажет образы, краски. Музыкальные образы подсказали слова-литература.

4 .Послушайте стихотворение Алексея Фёдоровича Мерзлякова, живущего в первой половине IX века( более 150 лет тому назад), профессора Московского университета, которое называется» Одиночество», попробуйте найти запоминающиеся строчки. Чтение.

- Какие строчки запомнились?

Объяснение слова - рекрут.

Через картину природы передаётся душевное состояние человека( не понимание, нет настоящего друг, не любят, потеря близких, тоска по дому).

- Каково общее настроение стихов? (настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека) Своим характером, напевной интонационнстью, ритмикой напоминающее народную песню.

Кто положил на музыку стихи Алексея Федоровича Мерзлякова- неведомо. 5. Слушание песни « Среди долины ровныя».

Попробуйте выбрать подходящее для песни определения( величавая, неторопливая, напевная, протяжная, распевная, поступательность движения, широкие ходы - признаки народной песни).

- Какой можно назвать песню? Композиторской или народной.

Пение песни внутренним слухом, подпевание со словами.

- Русский пейзаж, облик могучего, одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы душевные переживания , характер и силу народа.

- Посмотрите работы великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, родившегося почти 170 лет назад, творчество его пришлось на вторую половину IX века. Многие художники пытались осмыслить свое творчество, признавались в стремлении музыки изображаемого. Музыка, как настроение картины, как буйство или прозрачность красок, линий, форм, как высокое обобщение содержания - это действительно высшее совершенство. Посмотрите, какой из пейзажей И.И. Шишкина по настроению и содержанию песни подходит к песни « Среди долины ровныя»

- Все есть для простора , но не с кем разделить непогоду.

Заросшее поле. Давно не езженная просёлочная дорога. И в правой стороне стоит могучий дуб, раскинувшись во все стороны, кудрявые, густые ветви.

Чуть снизу смотрит на одинокое дерево художник- ведь оно на гладкой высоте. Цвет - вот что поражает в этом холсте. Солнце светит дубу в изножье. Ранее утор? Подступающие летние сумерки. Скорее сумерки, ведь небо у горизонта сгущается, синеет. Смотришь на дуб и кажется, слышишь, как шелестит плотная листва, поёт тихонько.

- Помогли стихи глубже почувствовать содержание картины, а увиденное- поэтические сроки...

И представьте себе, что запел народ строки песни « Среди долины ровныя» Песня и картина описали нам чувства, которые находятся глубоко в душе и не всегда высказываются вслух.

- Я не думаю, что Иван Иванович написал картину, точно следуя словам песни. Что-то в его душе, испытавшей много лишений, горестей и что-то в орлином зрении и соловьином слухе соединило виданные и любимые уголки Отечества с песней. Изображение природы в искусстве не просто копирование, в творчестве И.И. Шишкина, она одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек, какие вызывают у него чувства, переживания, настроения.

- Можно ли назвать картину звучащей?

6. Не мог остаться равнодушным к этой песне и замечательный русский композитор, автор первых русских опер «Иван Сусанин» и « Руслан и Людмила»

- Кто?( Михаил Иванович Глинка)

С детства полюбивший русскую народную песню, он сохранил эту привязанность на всю жизнь. Мелодии, созданные народом звучат в его операх. Возможно М.И. Глинка находился в дали от Родины , испытывал те же чувства, которые переживал И.И. Шишкин услышав русскую народную песню « Среди долины ровныя». После встречи с картиной ( « Среди долины ровныя») М.И.Глинка был потрясён, тронут увиденным, что послужило поводом для создания вариаций с одноименным названием. (Звучат вариации в исполнении на фортепиано).

По-разному варьирует ( видоизменяет) тему композитор (темп, динамика от рр до ТС, украшения). Итак, Сегодня звучали стихи, звучала музыка, смотрели репродукции. Главный вопрос- Может ли музыка, живопись, поэзия передать настроение, состояние души человека?( печаль сильного человека).

Хотелось пожелать Вам, чтобы чувство одиночества и печали обходило Вас стороной, но а если выпадают на Вашу долю это испытание,- не падали духом. Были мужественными и сильными чтобы сумели выстоять, не сломаться, чтобы в трудную минуту друг пришел на помощь, но и это будет наверняка, если и вы не будете стоять в стороне, когда кому-то будет нужна Ваша помощь.

И .Л. Руставели: «Тяжело тому в несчастье Кто найти не может друга Помогать в беде друг другу Мы обязаны всегда Друг наша верная опора Если встретится беда».

Помогать в беде другому Нам завещено от века...

В заключении давайте споём куплет песни « Ты да я, да мы с тобой» ( посадка, дикция, дыхание, интонирование).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве».

Автор: Журавлёва Тамара Викторовна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Композиция в изобразительном искусстве «Весна». "
    ["seo_title"] => string(49) "kompozitsiia-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "164022"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422557286"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-krupnieishiie-muziei-izobrazitiel-nogho-iskusstva-i-ikh-rol-v-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "240917"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445156394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок                                                  Жанры в изобразительном искусстве."
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi-urok-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "308399"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458575736"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по изобразительному искусству. презентация для урока"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "278194"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453044093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства