Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"
Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"
Цели:
1. Содействовать формированию специальных графических умений и навыков.
2. Сформировать представление о художественных музеях и их типах, а также познакомить с крупнейшими музеями мира и России.
3. Создавать условия для развития эмоций и интеллекта, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.
5. Развивать фантазию и практически воплощать свои идеи при помощи компьютера.
Оборудование и материалы: компьютер, диск «Третьяковская галерея», презентация «История музеев изобразительного искусства», пастель, наждачная бумага.
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа об истории возникновения и историческом значении музейного искусства.
- У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было 9 дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями. Но музеи бывают разные. Какие вы знаете? (исторические, технические, краеведческие и т.д.
-Сегодня мы будем говорить только о художественных музеях, т.е. музеях где хранятся, выставляются и изучаются произведения изобразительного искусства.
Искусство делиться на монументальное и станковое. Монументальное искусство – существует в синтезе с архитектурой, «живёт» на внутренних и внешних стенах зданий, на улицах городов.
А станковое искусство носит самостоятельный характер, не связано с архитектурой, создаётся в мастерской художника и храниться в частных коллекциях, в запасниках и музеях.
Как было уже сказано слово «музей» происходит от греческого слова мусейон – посвящённый музам (священная роща или храм муз). Но само понятие «музей» появилось гораздо позже, в эпоху Возрождения. С тех пор музеями стали называть учреждения и
здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры. Давайте коротко проследим историю возникновения и развития музеев.
В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование, например, широко известна коллекция флорентийских банкиров и меценатов Медичи.
Компьютерная поддержка. Воспроизведение на большом формате экрана.
(Большой формат экрана даёт более качественное изображение, глядя на экран и слушая учителя у ребёнка работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации).
В 17 веке стали группировать картины по национальным школам, мастерским, странам. Появились первые каталоги частных коллекций.
Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне.
Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 году объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства.
У музеев России тоже есть своя история. В России в 15 веке самой крупнейшей коллекцией произведений искусства древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства располагала Троице-Сергиева Лавра.
Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 174 году по инициативе императора Петра 1-го.
Важнейшей вехой в истории отечественных музеев явилось создание крупнейшего в мире музея русского искусства- Третьяковской галереи в Москве в 1856г.
Компьютерная поддержка. ( далее К.П.)
На экране изображения Третьяковской галереи, портрет Третьякова, краткие сведения об её создателе.
-Вот мы с вами оказались в одном из залов галереи.
К.П.(На экране показываются картины, которые разделены на 3 группы)
(Возможность быстрой смены экспозиции, объединения в группы или возврата к определённой картине. Большой формат даёт возможность хорошо рассмотреть картины.)
-Что интересного вы заметили?
-Почему они так висят?
-Давайте вспомним, что же такое портрет, пейзаж и натюрморт.
К.П. (на экране даны понятия этим словам, т.е. дети проверяют правильность своих ответов.
Игра: учащимся предлагается ряд картин, которые необходимо разложить в соответствии с группами.)
(игровая деятельность вызывает повышенную мотивацию, активная творческая деятельность каждого учащегося, индивидуализация обучения.)
-Посмотрите внимательно и скажите, картины, каких художников вам известны?
-Распределите картины по группам.
-Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в пейзажах?
Тема Родины волновала не только поэтов, писателей, композиторов, но и художников.
-А как вы понимаете, что такое Родина?
У каждого человека своя родина. Кто-то родился и вырос в городе, кто-то в селе, ауле или кишлаке, но самое дорогое и родное для человека это то место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.
-Вот и мы сегодня будем рисовать пейзаж. Работать будем пастелью.
-Что такое пастель? (сыпучие мелки)
-На какой бумаге мелки меньше сыплются? (на наждачной)
-Посмотрите, какие интересные работы получились у других ребят.
4. Учащийся читает стихотворение о зиме.
-Теперь положите перед собой бумагу. Посмотрите, какого она тона? (тёмная)
-Какое время суток можно изобразить на такой бумаге? (ночь)
-Что изобразим на переднем плане? Какой предмет будет по размеру?
-Раз у нас ночь, то какие будут окошки?
-Что ещё можем изобразить жёлтым цветом? (луна, звёзды)
-Каким вы видели снег ночью?
-Посмотрите, как снег ночью изображают художники.
К.П. (Проекция на экран картины Шишкина)
5. Самостоятельная работа.
-Теперь приступайте к работе. Во время работы вы прослушаете музыку русских и зарубежных композиторов.
В процессе работы задерживать внимание детей на мелочах. Просить дополнить рисунки отдельными деталями пейзажа.
6. К.П. Используя компьютер, в графическом редакторе, выполните эту же работу.
( учащиеся учатся самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Знакомство с графическим редактором- это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их компановки, а так же развитие пространственного и конструкторского мышления.)
7. Итог.
-Что такое музей?
-Какие музеи можете назвать?
У произведений искусства, как и у людей, своя судьба – разная, нередко весьма сложная. Их покупают, продают, похищают! Но у искусства нет цены! Оно бесценно как и человек! Вот почему художественные музеи – сокровищницы двойного значения. Пока есть в мире деньги, коллекции музеев – это неприкосновенный фонд страны, к которому может обращаться государство в минуты самой крайней нужды. Но для просвещённого общества важно другое, высшее значение искусства. Оно воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного.
8. Домашнее задание: подготовить материал об Эрмитаже.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" »
МКОУ «СОШ №15» ИМР СК ст. Староизобильная
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема: «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».
С применением компьютерных технологий.
Учитель: Зубкова С.В.
Цели:
1. Содействовать формированию специальных графических умений и навыков.
2. Сформировать представление о художественных музеях и их типах, а также познакомить с крупнейшими музеями мира и России.
3. Создавать условия для развития эмоций и интеллекта, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.
5. Развивать фантазию и практически воплощать свои идеи при помощи компьютера.
Оборудование и материалы: компьютер, диск «Третьяковская галерея», презентация «История музеев изобразительного искусства», пастель, наждачная бумага.
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа об истории возникновения и историческом значении музейного искусства.
- У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было 9 дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями. Но музеи бывают разные. Какие вы знаете? (исторические, технические, краеведческие и т.д.
-Сегодня мы будем говорить только о художественных музеях, т.е. музеях где хранятся, выставляются и изучаются произведения изобразительного искусства.
Искусство делиться на монументальное и станковое. Монументальное искусство – существует в синтезе с архитектурой, «живёт» на внутренних и внешних стенах зданий, на улицах городов.
А станковое искусство носит самостоятельный характер, не связано с архитектурой, создаётся в мастерской художника и храниться в частных коллекциях, в запасниках и музеях.
Как было уже сказано слово «музей» происходит от греческого слова мусейон – посвящённый музам (священная роща или храм муз). Но само понятие «музей» появилось гораздо позже, в эпоху Возрождения. С тех пор музеями стали называть учреждения и
здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры. Давайте коротко проследим историю возникновения и развития музеев.
В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование, например, широко известна коллекция флорентийских банкиров и меценатов Медичи.
Компьютерная поддержка. Воспроизведение на большом формате экрана.
(Большой формат экрана даёт более качественное изображение, глядя на экран и слушая учителя у ребёнка работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации).
В 17 веке стали группировать картины по национальным школам, мастерским, странам. Появились первые каталоги частных коллекций.
Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне.
Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 году объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства.
У музеев России тоже есть своя история. В России в 15 веке самой крупнейшей коллекцией произведений искусства древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства располагала Троице-Сергиева Лавра.
Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 174 году по инициативе императора Петра 1-го.
Важнейшей вехой в истории отечественных музеев явилось создание крупнейшего в мире музея русского искусства- Третьяковской галереи в Москве в 1856г.
Компьютерная поддержка. ( далее К.П.)
На экране изображения Третьяковской галереи, портрет Третьякова, краткие сведения об её создателе.
-Вот мы с вами оказались в одном из залов галереи.
К.П.(На экране показываются картины, которые разделены на 3 группы)
(Возможность быстрой смены экспозиции, объединения в группы или возврата к определённой картине. Большой формат даёт возможность хорошо рассмотреть картины.)
-Что интересного вы заметили?
-Почему они так висят?
-Давайте вспомним, что же такое портрет, пейзаж и натюрморт.
К.П. (на экране даны понятия этим словам, т.е. дети проверяют правильность своих ответов.
Игра: учащимся предлагается ряд картин, которые необходимо разложить в соответствии с группами.)
(игровая деятельность вызывает повышенную мотивацию, активная творческая деятельность каждого учащегося, индивидуализация обучения.)
-Посмотрите внимательно и скажите, картины, каких художников вам известны?
-Распределите картины по группам.
-Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в пейзажах?
Тема Родины волновала не только поэтов, писателей, композиторов, но и художников.
-А как вы понимаете, что такое Родина?
У каждого человека своя родина. Кто-то родился и вырос в городе, кто-то в селе, ауле или кишлаке, но самое дорогое и родное для человека это то место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.
-Вот и мы сегодня будем рисовать пейзаж. Работать будем пастелью.
-Что такое пастель? (сыпучие мелки)
-На какой бумаге мелки меньше сыплются? (на наждачной)
-Посмотрите, какие интересные работы получились у других ребят.
4. Учащийся читает стихотворение о зиме.
-Теперь положите перед собой бумагу. Посмотрите, какого она тона? (тёмная)
-Какое время суток можно изобразить на такой бумаге? (ночь)
-Что изобразим на переднем плане? Какой предмет будет по размеру?
-Раз у нас ночь, то какие будут окошки?
-Что ещё можем изобразить жёлтым цветом? (луна, звёзды)
-Каким вы видели снег ночью?
-Посмотрите, как снег ночью изображают художники.
К.П. (Проекция на экран картины Шишкина)
5. Самостоятельная работа.
-Теперь приступайте к работе. Во время работы вы прослушаете музыку русских и зарубежных композиторов.
В процессе работы задерживать внимание детей на мелочах. Просить дополнить рисунки отдельными деталями пейзажа.
6. К.П. Используя компьютер, в графическом редакторе, выполните эту же работу.
( учащиеся учатся самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Знакомство с графическим редактором- это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их компановки, а так же развитие пространственного и конструкторского мышления.)
7. Итог.
-Что такое музей?
-Какие музеи можете назвать?
У произведений искусства, как и у людей, своя судьба – разная, нередко весьма сложная. Их покупают, продают, похищают! Но у искусства нет цены! Оно бесценно как и человек! Вот почему художественные музеи – сокровищницы двойного значения. Пока есть в мире деньги, коллекции музеев – это неприкосновенный фонд страны, к которому может обращаться государство в минуты самой крайней нужды. Но для просвещённого общества важно другое, высшее значение искусства. Оно воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного.
8. Домашнее задание: подготовить материал об Эрмитаже.